четверг, 11 октября 2007 г.

Александр Николаевич БЕНУА - русский художник 19-20 века

БЕНУА Александр Николаевич [21 апреля (3 мая) 1870, Санкт-Петербург — 9 февраля 1960, Париж], российский художник, историк искусства и художественный критик. Вдохновитель и лидер объединения «Мир искусства».
Сын архитектора Н. Л. Бенуа. Учился в Академии художеств (1887), основные навыки живописи получил от брата Альберта, акварелиста и архитектора. Жил в основном в Петербурге. Был главным идеологом журнала «Мир искусства» (1898-1904), позднее стал инициатором создания одноименного общества.
Пребывая в романтической оппозиции к современности, всегда вдохновлялся стариной, черпая сюжеты для своих акварелей и гуашей в 18 в. и раннем 19 в. Во время частых поездок во Францию создал большую акварельную серию «Последние прогулки Людовика XIV» (1897-98, Русский музей и др. собрания), меланхолично-элегическую по тону, надолго утвердившую за ним славу «певца Версаля и Людовиков». В 1907-10 выполнил серию гуашей для издания «Русская история в картинках» (Санкт-Петербург, 1910); его исторические образы («Парад при Павле I», гуашь, 1907, Русский музей) впечатляют достоверностью живого, ироничного анекдота. В замечательных — благодаря своему тонкому, романтичному историзму — сериях иллюстраций к «Пиковой даме» (1899 и 1910, отдельное издание — Санкт-Петербург, 1911) и «Медному всаднику» А. С. Пушкина (1903-22; отдельное издание — Петроград, 1923) выступил как реформатор русской книжной графики.
Возглавлял художественную часть антрепризы С. П. Дягилева, активно участвуя в его «Русских сезонах». Работал как художник и режиссер Московского художественного театра (1913-15), Большого драматического театра и Театра оперы и балета (1919-25) в Ленинграде. В своей сценографии [балет Н. Н. Черепнина «Павильон Армиды» в Мариинском театре (1907), «Петрушка» И. Ф. Стравинского в театре Шатле в Париже (1911), «Маленькие трагедии» А. С. Пушкина в МХТ (1914-15, Бенуа здесь выступил также и как режиссер) и многие др. спектакли] продолжил традицию «живописного театра» 18-19 вв., придав ей новую драматическую остроту.
В 1894 дебютировал как историк искусства, написав главу о русских художниках для немецкого издания «История живописи XIX века» Р. Мутера (Мюнхен, 1894). Здесь, а также в «Истории русской живописи в XIX веке» (Санкт-Петербург, 1902) и «Русской школе живописи» (в 10 выпусках, Санкт-Петербург, 1904-06) впервые обстоятельно определил самобытные черты русской национальной художественной традиции на фоне других европейских школ. Монументальным вкладом в мировое искусствознание стала его 4-томная «История живописи всех времен и народов» (Санкт-Петербург, 1912-17). Постоянно выступал и как критик (наиболее значительны его статьи 1908-17 в газете «Речь»). Выражая тревогу по поводу отсутствия в современной культуре объединяющего «большого стиля», боролся против безвкусицы и варварского отношения к памятникам истории и искусства; выступал против русского авангарда с консервативно-охранительских позиций.
С 1917 активно участвовал в реформах художественной жизни и музейной работе (в 1918 возглавил Картинную галерею Эрмитажа). Но, разочаровавшись в Революции, в 1926 обосновался в Париже. Сохранив верность историко-ретроспективной эстетике «Мира искусства», много и плодотворно работал в театрах разных стран: парижской «Гранд-Опера» (1927-34), миланской «Ла Скала» (1947-56), где постановочную часть возглавлял его сын и ученик Н. А. Бенуа, театрах Лондона, Нью-Йорка, Вены и др. городов.
В написанных в поздний период мемуарах «Мои воспоминания» (Нью-Йорк, 1955; 1-е издание в России — М., 1980) проникновенно воссоздал атмосферу духовных и творческих исканий «серебряного века» в России рубежа 19-20 столетий.

Иллюстрация к поэме "Медный всадник" 1903. Тушь.
Иллюстрация к поэме "Медный всадник" 1905-1916. Тушь.

Эскиз декорации к балету Стравинского «Петрушка» Театр «Ла Скара» Милан. 1946-1947 гг.

«За ним повсюду Всадник Медный…» Фронтиспис к «Медному всаднику» А.С. Пушкина. 1905 г. Всесоюзный музей А.С. Пушкина в Ленинграде.

Деревня на берегу реки. Государственный русский музей

Эскиз декорации к балету А. Адана «Жизель». 1950 г. Милан. Музей театра Ла Скала
Поцелуй. 1908 г. Государственная Третьяковская галерея

Монтаньонла. 1911 г. Бумага, акварель, синий карандаш. 31,3*48,2 (в свету). Частное собрание. Ленинград.

Деревенская улица. Нормандия. 1898 г. Ленинград. Частное собрание.

Пир во время чумы. Государственная Третьяковская галерея

Эскиз декорации к Гуно «Фауст» Театр «Ла Скара» Милан. 1948-1949 гг

Эскиз декорации к балету Чайковского «Лебединое озеро» Театр «Ла Скара» Милан. 1963-1964 гг.

Эскиз декорации к опере Доницетти «Лючия ди Ламмермур» Театр «Ла Скара» Милан. 1946-1947 гг.

Дворец в Павловске. Библиотека. 1902 г. Акварель. Частное собрание. Ленинград.

Palace in Pavlovsk. The library

Водный театр в Версале. 1905 г. Гуашь, акварель. Государственная Третьяковская галерея.

Итальянская комедия. «Любовная записка». 1905 г. Гуашь. Государственная Третьяковская галерея.

Масленица в Петербурге. Эскиз декорации к балету И.Ф. Стравинского «Петрушка». 1917 г. Акварель. Государственный Русский музей.

Венецианский праздник XVII века, Эскиз декорации к балету К. Дебюсси «Празднества». 1912 г. Неосуществленная постановка. Гуашь. Государственная Третьяковская галерея.

Сады Армиды. Эскиз декорации к балету Н.Н. Черепнина «Павильон Армиды». 1905 г. Акварель. Государственный Русский музей.

Городская площадь. Эских декорации к комедии К.Гольдони «Веер». 1924 г. Акварель. Центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина

5 комментариев:

Анонимный комментирует...

Можно ли купить одну из этих открыток? Если да то как с Вами связаться? Спасибо...

Михалыч комментирует...

Простите, но продажей открыток я не занимаюсь

Анонимный комментирует...

Если Вам не сложно пришлите пожалуйста оборот открытки "Дворец в Павловске. Библиотека. 1902 г. Акварель." по адресу tyutchevf@rambler.ru. Спасибо... С уважением Федор.

P.S. Очень нужно!

Михалыч комментирует...

Я "дико" извиняюсь, но вынужден признать, что в подписи под этой открыткой я ошибочно записал "Государственный Русский музей" вместо "Частное собрание".
Обратную сторону вышлю, хотя вероятно заинтересовала она Вас из-за подписи.
Надпись сейчас исправлю.

Анонимный комментирует...

Оборотка мне необходима для работы. (Жаль что у Вас открытки в единственном экземпляре.) Михалыч, огромное спасибо!!! Очень признателен!
Может быть эта открытка есть у кого-нибудь из посетителей блога? Готов купить. Спасибо...