вторник, 27 ноября 2007 г.

Николай Николаевич ГЕ - русский художник 19 века (продолжение)

Закат в Вико близ Неаполя. 1858 г. Государственная Третьяковская галерея
Мост в Вико. Государственная Третьяковская галерея
Виноградник в Вико. 1858 г. бумага, накл. на холст, масло. 45х38 см. Государственная Третьяковская галерея
Тайная вечеря. 1866 г. Холст, масло. 66,5х89,6 см. Государственная Третьяковская галерея
Н. Н. Ге принадлежал к числу организаторов и активных деятелей Товарищества передвижных художественных выставок. Ко времени организации Товарищества он был вполне зрелым и известным художником. К 1863 году относится создание Ге большого полотна «Тайная вечеря». Появление этой картины было отмечено как одно из значительных явлений в художественной жизни России и вызвало немало споров. Картина написана на евангельскую тему — прощание Христа со своими учениками. Однако содержание картины и ее композиция далеки от традиционных церковно-канонических. Обращение к религиозной тематике было закономерно для художников передовых идейных убеждений, ставящих перед своим искусством морально-этические и социальные проблемы. Трактуя по-своему известные и понятные тогда всем сюжеты, художники пытались утвердить прогрессивные моральные идеи. В русском искусстве одним из первых на этот путь встал Александр Иванов, создавший грандиозное, насыщенное моралъно-философскими проблемами произведение «Явлении Христа народу» (ГТГ). Следующей по времени наиболее значительной картиной этого плана стала «Тайная вечеря» Ге. В «Тайной вечере» Ге трактовал религиозный сюжет как психологическую драму, противопоставив убежденность и моральную чистоту Христа и его учеников мрачной решимости отступника Иуды. Художник с особым вниманием разрабатывает характеры всех действующих лиц. Сосредоточиваясь на кульминационном моменте, он подчеркивает овладевшие каждым из апостолов чувства; у одного смятение, у другого недоумение, третий глубоко возмущен и так далее. В центре композиции представлен Христос, погруженный в свои думы. Работая над образом Христа, Ге использовал портретные черты А. И. Герцена, что подчеркнуло социальную направленность картины. Необычайно смелая, динамичная композиция и приглушенный, построенный на контрастах цвет, где преобладают различные оттенки коричневого, усугубили драматичность произведения.
За чтением. Портрет А.П. Ге, жены художника. 1858 г. Бумага, накл. на холст, масло. 43х35 см. Киевский государственный музей русского искусства
Каррарская каменоломня. 1868 г. Государственный Русский музей
Дубы в горах Каррары. 1868 г. Государственная Третьяковская галерея
Вид на Везувий в Вико. 1858 г. Государственная Третьяковская галерея
Флоренция. 1864 г. Холст, масло. 54,5х70 см. Киевский государственный музей русского искусства

Комментариев нет: