понедельник, 17 декабря 2007 г.

Альбрехт ДЮРЕР - велиий немецкий художник эпохи Возрождения

А. ДЮРЕР (1471—1528) Автопортрет. 1493 г. Пергамент наклеен на холст. 56.5x44.5 см Париж. Лувр.
Автопортрет 1493 года — один из первых живописных автопортретов в европейском искусстве. Дюрер написал его в г. Страс­бурге, где работал подмастерьем у местно­го живописца, и послал родителям в Нюренберг. Портрет, по-видимому, писался для невесты художника — Агнессы Фрей. В руках у Альбрехта цветок чертополоха, называемый по-немецки «Мужской верно­стью».— любовный символ средних веков. Дюрер изобразил себя на портрете в на­рядном праздничном костюме и рядом с обозначением года, 1493, он сделал над­пись: «Дела мои идут как предопределено свыше». В это время Дюреру было 22 го­да. У него красивое, тонкое лицо, рыже­ватые длинные волосы, серые глаза. Нерв­ные руки прекрасной формы дополняют облик, изящный и благородный.
Портрет, может быть, несколько архаи­чен: жестковаты складки одежды, есть некоторая плоскостность и статичность. Но в портрете в полной мере присутствует обаяние настоящего искусства.

Альбрехт Дюрер стал первым мастером европейского Севера, писавшим автопортреты. До этого в средневековом сознании людей личность художника не считалась столь значимой и достойной изображения. Новая эпоха Ренессанса принесла и осмысление важности творца.
Мастер изобразил себя в легком трехчетвертном повороте к зрителю, эта композиционная схема была найдена им в раннем карандашном автопортрете, созданном еще в юности, в возрасте 13 лет.
Существует предположение, что этот портрет был создан Дюрером в качестве подарка для его невесты. Цветок чертополоха в руке может толковаться как символ верности. Есть и иное мнение, согласно которому надпись в верхней части полотна - «Мои дела определяются сверху», следует рассматривать как девиз художника, верящего в то, что его жизнь предопределена Божьим промыслом.
В этом случае «Автопортрет» является «иллюстрацией» его кредо, подкрепляемой вторым значением цветка чертополоха - символа страданий Христа.

АЛЬБРЕХТ ДЮРЕР (1471-1528) Портрет молодого человека. 1521 г. Дерево, масло. 45,5х31,5. Дрезденская картинная галерея
В искусстве эпохи Возрождения реалистический портрет занимает совершенно особое место. Именно в нем полнее всего выразилось содержание идей гуманизма, которыми руководствовались художники. Теоретики итальянского искусства уже в XV веке ставили перед живописью задачу «запечатлеть облик человека». Дюрер углубил эту задачу: не только внешность, но и характер, темперамент человека, его духовный склад стремился передать в своих портретах великий немецкий художник. Энергичное лицо юноши, с пытливым взглядом, с волевыми, сжатыми губами — типичное лицо современника великих географических открытий и бурной политической борьбы в годы Реформации в Германии. Предположительно, это — портрет кельнского купца Бернгарда фон Рестена, о котором упоминает в своем дневнике Дюрер.
Альбрехт Дюрер, главный представитель искусства эпохи Возрождения в Германии, родился и жил в Нюрнберге, учился у своего отца золотых дел мастера, позднее — в мастерской Михаэля Вольгемута. Стремление познакомиться ближе с достижениями современного искусства побудило Дюрера совершить путешествие по Германии, Италии, Нидерландам. Дюрер — один из образованнейших и разносторонне одаренных людей своего времени: живописец, теоретик искусства, инженер.
В каждом виде и жанре искусства Дюрер выступает как новатор. Он глубоко изучает натуру, выявляет ее закономерности. Полнее всего гуманистическая концепция мировоззрения Дюрера проявилась в жанре портрета. Выражая общую для всех гуманистов идею величия и достоинства человеческой личности, Дюрер не подпадает под влияние других национальных школ или отдельных художников. Сын своей страны и своего времени, он прежде всего утверждает национальные идеалы. Главным содержанием его портретов становится преобразующая сила духа и воли человека.
Внутренней собранностью и целеустремленностью отмечен «Портрет молодого человека». Твердые, чуть угловатые черты энергичного лица крепко вылеплены светом и тенью. Взгляд прозрачных глаз бесстрашно и решительно устремлен вдаль. Изломы полей шляпы подчеркивают взволнованность образа. Точно передавая индивидуальные черты облика модели, Дюрер подчеркивает и типические качества характера героя своего времени, бурной эпохи Реформации и крестьянских войн в Германии, разрушивших устои феодализма. Дюрер утверждает ценность человеческой личности вне зависимости от ее социального положения.
Мадонна. Дерево, масло. Вена. Историко-художественный музей
Творчество Альбрехта Дюрера представляет не­мецкое Возрождение во всех его основных завое­ваниях. Дюрер родился в 1471 г. в Нюрнберге, учился у своего отца ювелирному делу, затем по­ступил в мастерскую Михаила Вольгемута. Два раза он ездил в Италию, приобщившись таким образом к достижениям итальянской художествен­ной культуры. Разносторонность его интересов проявилась не только в живописи и графике, он занимался также архитектурой, теорией фортифи­кации, был сведущ в различных областях есте­ственных, математических и гуманитарных наук. В своих книгах он разработал научные основы искусства и, более всего, теорию пропорций чело­веческого тела и линейной перспективы. Этот пыт­ливый интерес ученого обнаруживает себя в ис­кусстве Дюрера, обретая новый смысл обобщения и восхваления красоты мира и человека.
«Мадонну» Дюрера отличает от итальянцев большая степень конкретности человеческого об­раза и большая пристальность внимания к част­ностям. Структура, материальность, свойства и ка­чество деталей привлекают его, когда он пишет покрывало мадонны, пряди ее волос или завитки на голове младенца.
Мадонна держит на руках ребенка, и Дюрер стремится передать не только нежность прикосно­вения ее рук, но весомость, объемность тела, ана­лизирует его строение. Любопытно, как он сопо­ставляет рисунок сложно развернутого тела и вьющихся прядей, в первом случае стремясь вы­явить движение, во втором — достигнуть де­коративности. Облик мадонны покоряет своей простотой. Красота материнства раскрыта Дюре­ром в обычной горожанке, но благодаря удиви­тельной цельности натуры я целомудренности чув­ства, она воспринимается как прекрасный возвы­шенный образ.
Четыре апостола. 1526 г. Дерево, масло. Каждая часть 215,5х76 см. Мюнхен. Старая Пинакотека
С тех пор, как в 1526 году Дюрер преподнёс картину «Четыре апостола» в дар
Нюрнбергу, она до 1627 года висела в главном зале ратуши, где заседал магистрат и принимались важные для города решения. То, что картина с самого начала предназначалась Дюрером для общественного здания, а не для церкви придало ей новое содержание. Картина почти совсем лишена религиозных чувств. Четыре мошных человека символизируют гражданскую доблесть и верность служению народу. Здесь подчёркивается героический пафос и духовная сила людей. На левой створке алтаря на переднем плане изображена фигура Иоанна с одухотворённой головой ученого, за ним — тяжёловесный медлительный Петр. Она углубились в чтение. В общем настроении двух людей, представленных на левой створке, преобладает духовная сила человека. В правой створке - с фигурами Павла и Марка - главенствует сила действенная героическая. Павел, изображённый на переднем плане, схватился за меч. Одежда этого проповедника, кажется, сделана из того же материала, что и меч. Из тёмного фона выступает лицо Марка с горящим взглядом. Монументальная постановка фигур строгая симметрия, светотеневая моделировка, материальность фактуры — все выявляет смысл, изображения Часто о картине «Четыре апостола» говорят, как о воплощении четырех человеческих темпера­ментов.
Портрет Филиппа Меланхтона. 1526 г.
Награвированное на меди профильное изображение немецкого философа-гуманиста, красиво и тонко исполненное даёт яркое представление о страстной и волевой натуре портретируемого, одного из выдающихся и характернейших представителей эпохи Возрождения в Германии, возглавившего после смерти Лютера немецкую реформацию.
Портрет Эразма Роттердамского. 1526 г.
Гравюра на меди. Изображение философа-гуманиста, автора выдающегося произведения эпохи немецкого Возрождения "Похвала глупости", служит превосходным примером портретного искусства Дюрера. Необычный по композиционному решению, сделанный с безжалостной правдивостью и холодным изяществом, он является одним из драгоценных проявлений гениальной проницательности дюреровского искусства
Архангел Михаил поражает дракона. Гравюра на дереве. Государственный Эрмитаж.
Святой Антоний. 1519 г.
Эта гравюра на меди свидетельствует о сложных философских и художественных исканиях Дюрера. Великолепный пейзаж - вид старого немецкого городка - в сочетании с закутанной в плащ мужской фигурой производит сильное впечатление. Художник с большой убедительностью передаёт состояние одиночества человека и безмолвное слово вымершего города.
Четыре всадника. Иллюстрация к "Апокалипсису". 1498 г.
В этой прославленной гравюре, относящейся к знаменитой серии, проникнутой пафосом борьбы, созвучной тревожному настроению, царившему в Германии в конце 15-го века, в образах четырёх всадников Дюрер олицетворяет войну, мор, суд и смерть - явления, характерные для того времени.
Меланхолия. 1513-1514 гг.
Одна из наиболее прославленных гравюр на меди художника. Ее сложная символика по идее Дюрера служит как бы олицетворением неутоляемой, а пото­му и трагической духовной жажды. Мощ­ный и вместе с тем горький образ «Ме­ланхолии» одно из наиболее глубоких произведений мастера. Художник вопло­щает мысли, волновавшие людей эпохи Возрождения: об истинной ценности че­ловеческих знаний, о твердости убежде­ний, о стремлении преодолеть преграды, стоящие перед человеческим разумом,
Блудный сын. Около 1498 г.
Гравюра на меди. В этом листе религиозный сюжет, заимствованный из "Библии", трактуется художником в плане бытовой сцены.

Комментариев нет: