суббота, 26 января 2008 г.

Кипренский Орест Адамович (1782-1836) -русский художник-портретист 19 века

Кипренский Орест Адамович - живописец и рисовальщик. По некоторым данным был внебрачным сыном бригадира А.С. Дьяконова. Учился в Академии художеств (1788-1803) у Г.И. Угрюмова и других. В 1805-1809 гг. - пенсионер за границей. С 1812 г. академик. С 1828-го жил и работал в Италии. С 1831 г. - профессор. Яркий представитель романтизма в живописи. Его портреты отмечены эмоциональностью, психологизмом и мастерством исполнения, ставящим его в один ряд с лучшими портретистами мира того времени. Круг его портретных моделей весьма широк. Это творческие натуры (к числу его шедевров относятся: "Автопортрет" , 1820, Галерея Уффици, Флоренция; Портрет В.А. Жуковского", 1816; "Портрет А.С. Пушкина", 1817, оба - в ГТГ), и участники войны 1812 года ("Портрет Е.В. Давыдова", 1809, ГРМ). Кипренский был одним из самых значительных мастеров карандашного портрета ("Портрет мецената А.Р. Томилова", 1813). Следует отметить его опыты в жанровой живописи. Кроме упомянутых, его работы имеются в Государственном литературном музее А.С. Пушкина, Киевском музее русского искусства, музеях Владивостока, Владикавказа, Иркутска, Саратова, Таганрога, Твери, Томска, Бишкека, Риги и других.
Автопортрет. Государственная Третьяковская галерея
Портрет отца художника А.К. Швальбе. 1804 г. Государственный Русский музей
Автопортрет. Государственная Третьяковская галерея
Портрет графини Екатерины Петровны Ростопчитной. Исполнено в  1809 году. Холст, масло 77х61 см.  Государственная Третьяковская галерея 
Женские образы, созданные О. А. Кипренским,— бесценная страница в истории русского искусства. Они явились откровением даже после шедевров Ф. С. Рокотова, Д. Г. Левицкого, В. Л. Боровиковского. Каждый из его портретов — будь то портреты Д. Н. ХВ9-стовой или Е. С. Авдулиной, С. С. Щербатовой или С. А. Голенищевой-Кутузовой — покоряет невиданной ранее степенью проникновения в душевные глубины образа, неповторимым своеобразием облика, безупречным исполнительским мастерством.
Одна из вершин среди них — «Портрет Е. П. Ростопчиной». Рядом со своим шумным, деятельным мужем, графом Ф. В. Ростопчиным, будущим незадачливым московским губернатором, коллекционером и литератором, она являла собой некую внутреннюю ему противоположность. По контрасту с изображением Ростопчина (Кипренский писал их портреты одновременно как парные) в портрете Ростопчиной господствует состояние одухотворенной тишины, сосредоточенного внимания. Женщина одета в скромное домашнее платье, глухой коричневый фон скрадывает контуры фигуры. Все внимание художника и зрителя приковано к ее нежному трепетному лицу, обрамленному легкой пеной кружев чепчика и воротника. В широко открытом невидящем взгляде, в кроткой улыбке, в заметном напряжении фигуры женщины, словно встрепенувшейся на чей-то зов, ощущается острота эмоционально-духовной жизни.
Кипренский проникновенно передал затаенный драматизм, готовность к страданию, то состояние душевного порога, на котором находилась его героиня. В 1822 году в Париже художник исполнил еще один портрет Ростопчиной, пережившей к тому времени психологический кризис, перешедшей в католичество. На портрете — прекрасный, но «засохший безуханный» цветок, некогда так притягивавший хрупкой и загадочной красотой.

Портрет А.О. Смирновой. 1830-е гг. Республиканский художественный музей Северо-Осетинской АССР
Портрет Е.С. Авдулиной. 1822 г. Государственный Русский музей
Портрет генерал-майора Е.И. Чаплица (героя отечественной войны, участника Бородинского сражения). 1813 г. Итальянский карандаш. Государственная Третьяковская галерея
Портрет Д.Н. Хвостовой. (Жена сенатора В.С. Хвостова). 1814 г. Государственная Третьяковская галерея

Комментариев нет: