пятница, 29 августа 2008 г.

Питер Пауль Рубенс (1577-1640)

ПИТЕР ПАУЛЬ РУБЕНС (1577—1640) Елена Фоурман в свадебном платье. 1630 Дерево, масло. 164x136 Старая пинакотека. Мюнхен

Годы женитьбы великого Рубенса на юной Елене Фоурман стали временем нового расцвета творчества находившегося уже в зените славы художника. Елена много раз была источником восторженного вдохновения фламандского мастера, покоренного ее необычайной красотой. Превосходные портреты второй жены Рубенса, пленительной, цветущей женщины, приковывают внимание особой одухотворенностью образа и артистизмом живописного исполнения, доведенного до исключительного совершенства.

Избрав на этот раз форму парадного портрета, магией кисти Рубенса превращенного в шедевр подобного жанра, художник сумел передать наряду с торжественной величавостью, наделяющей земное существо чертами богини, также и душевное обаяние модели, нежность и поэтичность ее внутреннего мира. Кажется, Елена излучает счастье и покой, от ее облика веет радостью и полнотой жизни. Картина дышит интимным чувством художника — глубоким и сильным, его восхищением изяществом и юной красотой изображенной.

Старой пинакотеке принадлежит одно из лучших и значительных собраний Рубенса — подлинных шедевров, составляющих гордость музея. Среди них выделяются знаменитые «Автопортрет с Изабеллой Брандт» (1609) и «Елена Фоурман в свадебном платье» (1630).

Искусство Рубенса определило характер целой эпохи, эстетические нормы европейской живописи барокко с ее эффектной декоративностью, драматическим пафосом, наслаждением жизнью. Яркий темперамент художника затронул всю фламандскую школу живописи, идеалы и дух которой сложились под мощным воздействием его универсальной личности. XVII век не знал другой такой титанической фигуры, проявившей себя столь блестяще в различных сферах деятельности, будь то художественное творчество или дипломатическая и придворная карьера. Какие бы жизненные и душевные коллизии ни сопутствовали судьбе Рубенса, его кисть обращала все в ликующее, праздничное зрелище, прославляющее духовную и физическую красоту человека, жизненную энергию окружающего мира.
Питер Пауль Рубенс (1577-1640). Страшный суд. 1617. Холст, 608,5 x 463,5 см.
Питер Пауль Рубенс (1577-1640). Художник с женой Изабеллой Брант на фоне куста жимолости. Около 1609. Холст, 178 x 136,5 см.
Питер Пауль Рубенс (1577-1640). Похищение дочерей Левкиппа. Около 1618. Старая Пинакотека

Античный миф. Братья близнецы Диоскуры (греч. - "сыновья Зевса") - Полидевк (римское - Полукс) и Кастор похитили Фебу и Гилаиру, дочерей Левкиппа, правителя Месении, невест Идаса и Линкея, сыновей царя Арафея. В битве с последними от руки Идаса погиб Кастор, а Полидевк убил Линкея, затем Зевс молнией испепелил Идаса. Не желая пережить брата Полидевк просил Зевса послать ему смерть.
Комбинация картины построена на сплетении фигур, подчинённых в своём расположении общему круговому ритму. Клубок их кажется ещё более динамичным, так как тесно вписан художником в почти квадратное обрамление, которое как бы сдерживает бурное движение группы. Рубенс с упоением пишет обнаженные фигуры, видя в здоровом теле вечный источник силы, радости и наслаждения. Его любимые героини - белокурые румяные фламандки с пышными сильными телами, со здоровым инстинктом чувственности и материнства. Декоративный принцип композиции подчёркивается ярко-красной и золотой тканью, сопоставления тёмных и светлых пятен цвета. Великое мастерство художника проявляется в удивительной свободе и мастерстве рисунка, в непринуждённой импровизации форм, в чувственной осязательной трактовке человеческих фигур. будучи реалистом, Рубенс однако никогда не снижает свой замысел до данровой трактовки, удерживая свои художественные решения на уровне высокого обобщения.

Комментариев нет: