четверг, 28 августа 2008 г.

Пояснение к набору открыток "Акварель и рисунок начала ХХ века в собрании Государственной Третьяковской галереи"

Коллекция графики начала XX века в Государственной Третьяковской галерее насчитывает свыше шести тысяч произведений. В ней представлены рисунки, акварели, гуаши, а также работы, исполненные в других графических техниках.
В истории отечественной графики рубеж XIXXX столетий — период значительных художественных достижений. Различные жанры и виды графического искусства получили в эти годы эстетическую самостоятельность и завершенность. Отдельные произведения отличались, как правило, высоким художественным уровнем, многообразием материалов и техник. В творческом наследии крупнейших художников эпохи — В. А. Серова, М. А. Врубеля, К. А. Сомова, В. Э. Борисова-Мусатова и других -графика была вполне самостоятельной областью, имеющей свои специфические задачи, хотя и тесно связанной с искусством мастера в целом. Влияние пластической системы графики ощутимо во многих произведениях живописи этой эпохи.
Ярко и убедительно выразительные возможности рисунка, его эстетическое своеобразие проявились в творчестве В. А. Серова. Листам Серова свойственны выразительность силуэта, эстетизация предельно лаконичной, как бы незавершенной линии контура. Блеском, утонченным артистизмом отличается портретная графика художника: монументальные рисунки углем, камерные акварельные портреты («Портрет С. М. Лукомской»). Несомненно воздействие графической концепции Серова на его живописные произведения позднего периода.
Полны экспрессии, обостренной эмоциональности произведения М. А. Врубеля-рисовальщика. В некоторых его листах ощутимо влияние системы рисунка известного педагога П. П. Чистякова. Объем предметов в них мыслится как результат пересечения плоскостей. Отсюда некоторая граненость форм, иногда орнаментальная красота штриха в рисунках раннего периода творчества художника. Рисунки последних лет отличаются большей простотой, безыскусственностью отношения к натуре. Но неизменными остаются присущие Врубелю-рисовальщику черты: напряженная экспрессия, стремление к анализу и обобщению, выявление в пластике рисунка глубинной сути предметов и явлений.
Многообразно пластические свойства графики проявились в творчестве участников крупнейшего художественного объединения начала XX века «Мир искусства». Станковые произведения А. Н. Бенуа, М. В. Добужинского, Е. Е. Лансере, Л. С. Бакста, отчасти К. А. Сомова в большинстве случаев представляют собой своеобразный сплав живописи и графики. Это работы, исполненные на бумаге или картоне в различных графических техниках. Масляным краскам с их яркостью и блеском художники предпочитали нежные тона акварели, мягкость переходов пастели, благородную матовость темперы.
Более важно отметить (помимо предпочтительного использования тех или иных материалов и техники), что сама художественная пластика произведений участников «Мира искусства» зиждется на графической основе. Им присущи экспрессия силуэтов, выразительность контура, четкий ритм и подчеркнутая орнаментальность линейного узора.
Серьезное внимание уделяли мирискусники одному из важнейших видов графики — книжной иллюстрации и оформлению книги. Бенуа первым сформулировал необходимость единого, целостного решения всех компонентов книги: иллюстраций, обложки, шрифтов. Работы мирискусников в области книжной графики чрезвычайно повысили уровень и культуру книжного дела в России.
Близки стилистике «Мира искусства» рисунки и цветная графика (акварели, гуаши) Б. М. Кустодиева, 3. Е. Серебряковой, Ф. А. Малявина, А. П. Рябушкина. Общей чертой образного строя произведений этих художников была поэтизация традиционного крестьянского уклада русской жизни, увлечение национально-своеобразными особенностями лиц, одежды, пейзажа («Ярмарка» Кустодиева).
Особая область в графическом наследии начала XX века — рисунки и акварели с эскизами театральных костюмов и декораций, оформление оперных, балетных, драматических спектаклей тех лет. Театру отдали дань крупнейшие художники начала века: К. А. Коровин, А. Я. Головин, Л. С. Бакст, Н. Н. Сапунов и другие. Ими был создан новый, ранее небывалый тип театрального представления, в котором художник выступал не как декоратор, послушный воле режиссера, но как полновластный соавтор всей художественной концепции спектакля.
Одна из характерных особенностей художественной культуры начала XX столетия (в том числе и графики) -обращение мастеров современности к самым разнообразным традициям, питающим их творчество. Именно в те годы началось глубокое освоение древнерусского искусства, пробудился интерес к сфере изобразительного фольклора.
Воздействие эстетики художественного примитива ощутимо в графике Н. П. Крымова. Простота, бесхитростность мотива сочетаются у Крымова со сложной, порой изощренной разработкой фактуры листа (серия «Гроза»).
Творчество таких художников, как С. В. Герасимов, Н. П. Ульянов, наиболее полного развития достигло в советский период. Но уже в их ранней, дооктябрьской графике вполне отчетливо видны индивидуальные черты. В «Портрете писателя А. Н. Толстого» работы Н. П. Ульянова ясно ощущается влияние традиций портретной графики В. А. Серова с ее приматом линейного контура -влияние, определившее во многом все дальнейшее творчество Ульянова. В акварелях молодого С. В. Герасимова («Можайские ряды») угадывается будущий живописец крестьянской темы, замечательный мастер подмосковного пейзажа.
Одним из самых значительных явлений в живописи предреволюционных лет было творчество К. С. Петрова-Вод-кина. Существенную и важную грань наследия художника представляют его рисунки. Для них характерны строгое мастерство, крепость формы, выверенность и точность линии. Выразительные возможности рисунка лежат в основе многих произведений художника, особенно тех, в которых воплотились свойственные ему тенденции к искусству монументальному, искусству большого стиля.
Коллекция рисунка и акварели начала XX столетия в Государственной Третьяковской галерее отличается многообразием, полнотой, высоким художественным уровнем, она дает представление о всех видах, жанрах, специфических особенностях графики этого периода. Произведения, хранящиеся в галерее, наглядно свидетельствуют о том, что графике принадлежит достойное место в ряду высоких духовных ценностей русской культуры рубежа столетий.
М. Немировская

СМ. ТАКЖЕ:

М.В. Добужинский (из набора "Акварель и рисунок начала ХХ века в собрании Государственной Третьяковской галереи")

Л.С.Бакст (из набора "Акварель и рисунок начала ХХ века в собрании Государственной Третьяковской галереи")

К.С. Петров-Водкин (из набора "Акварель и рисунок начала ХХ века в собрании Государственной Третьяковской галереи")

С. В. ГЕРАСИМОВ (из набора "Акварель и рисунок начала ХХ века в собрании Государственной Третьяковской галереи")

Серебрякова З.Е. (из набора "Акварель и рисунок начала ХХ века в собрании Государственной Третьяковской галереи")

А.Я. Головин (из набора "Акварель и рисунок начала ХХ века в собрании Государственной Третьяковской галереи")

М.А. Врубель (из набора "Акварель и рисунок начала ХХ века в собрании Государственной Третьяковской галереи")

Серов В.А. (из набора "Акварель и рисунок начала ХХ века в собрании Государственной Третьяковской галереи")

Н.П. Крымов (из набора "Акварель и рисунок начала ХХ века в собрании Государственной Третьяковской галереи")

Н.П. Ульянов (из набора "Акварель и рисунок начала ХХ века в собрании Государственной Третьяковской галереи")

В. Э. БОРИСОВ-МУСАТОВ (из набора "Акварель и рисунок начала ХХ века в собрании Государственной Третьяковской галереи")

 

 

Комментариев нет: