понедельник, 17 ноября 2008 г.

Ганс Хольбейн (Гольбейн) Младший (1497/8-1543) - «Портрет купца Георга Гисце»

Художник Ганс Хольбейн (Гольбейн) Младший (1497/8-1543), Немецкая школа. «Портрет купца Георга Гисце». 1532. Дерево. 96х86 см. Картинная галерея в Берлине

Среди выдающихся мастеров немецкого Возрождения Ганс Гольбейн занимает одно из наиболее почетных мест. Он родился в Аугсбурге зимой 1497—1498 гг. в семье художника, поэтому часто к его имени прибавляют эпитет Младший, чтобы отличить от отца. В 1515 году вместе с братом он поселяется в швейцарском городе Базеле, где работает более десяти лет.
По рекомендации выдающегося гуманиста в писателя Эразма Роттердамского он направляется в 1526 году в Англию, где близко знакомит-ся с автором «Утопии» Томасом Мором, бывшим тогда канцлером. В 1532 году он навсегда переезжает в Лондон и становится придворным художником английского короля.
Гольбейн приобрел европейскую славу как замечательный портретист. Портрет немецкого купца Георга Гисце был написан им вскоре по прибытии в Лондон. Тщательность отделки деталей, введение интерьера со множеством подробностей, характеризующих род занятий портретируемого, свидетельствуют о желании художника раскрыть все присущее ему мастерство живописца.
Тридцатичетырёхлетний Гисце изображён распечатывающим письмо от своего брата из Германии; все же многочисленные атрибуты (печати, деловые бумаги, монеты, письма, перья), "разбросанные художником вогруг него, являются обычными для тогдашней конторы любого торговца. В ходе работы Гольбейн внёс существенные изменения в композицию картины. Первоначально Гисце сидел анфас, а левый и правый стелажи располагались симметрично относительно друг друга. Похоже, именнб эта правильная симметрия в конце концов не устроила художника, и он, безжалостно разрушив её, существенно оживил произведение.
Он добивается полного портретного сходства, отмечая это на листке бумаги, прикрепленном к стене двумя кусочками воска. Кроме того на этом листке указаны имя героя, его возраст и дата написания картины. С левой стороны, прямо на стене, под полочкой помещена ещё одна надпись. Она представляет собой девиз героя с его собственноручной подписью. Девиз гласит: "Nulla sine merore voluptas" ("Нет радости без горя"). Это высказывание перекликается со слегка напряжённым выражением лица Гисце. Справа помещены адресованные купцу письма. Его имя при этом даётся в различной транскрипции, подчёркивая международный характер его торговой джеятельности. Стеклянная ваза, написанная с непревзойдённым мастерством, стоит на застеленном ковриком столе - все эти детали призваны выразить любовь Гисце к изящным, дорогим и красивым вещам.
Однако в этой полной власти над натурой, трезвом рационализме описания присутствует ясная расстановка акцентов. Человеческая фигура доминирует над всем четким обобщенным силуэтом, массой и цветом. Сдержанное движение рук, поворот головы вызывает ощущение скрытой силы характера, а выражение глаз выдает прозаическую расчетливость ума. Вместе с тем, Гольбейн наделяет свою модель тем чувством достоинства, цельности и значительности, которое несет в себе отражение гуманистических позиций великого художника.

Комментариев нет: