понедельник, 31 марта 2008 г.

Александр Осипович ОРЛОВСКИЙ - художник-баталист (продолжение)

Стоянка извозчиков. Литография. 1820 г.
Крестьяне у кареты. 1815 г. Государственный Русский музей
Почтовая тройка. Литография. 1819 г.
Казаки Атаманского полка. Литография. 1820 г.
Перед кузницей. Акварель, гуашь. Национальный музей в Познани.
Башкир, спрашивающий дорогу у киргиза. Литография. 1816 г.
Щеголь на дрожках. Автолитография. 1820 г.
Извозчик. Государственная Третьяковская галерея.
Каторжники под конвоем. 1815 г. Государственный Русский музей
Битва под Рашином. Сепия, граф. карандаш, тушь, кисть, перо. После 1809 г. Национальный музей в Варшаве.
Вид польского местечка в базарный день. Тушь. 1797 г. Национальный музей в Кракове
Отдыхающий казачий патруль. тушь, кисть, перо. 1801 г. Национальный музей в Варшаве
Нападение разбойников. тушь, сепия, акварель, граф. карандаш. 1802 г. Национальный музей в Кракове

Александр Осипович ОРЛОВСКИЙ - художник-баталист (продолжение)

Крестьянский двор. гуашь. 1823 г. Государственная Третьяковская галерея
Ночной бивуак казаков. Государственная Третьяковская галерея
Бега на Неве. 1810-е гг. бумага, гуашь. 63х96 см. Музей коневодства Тимирязевской сельскохозяйственной академии
Портрет девочки. бумага, итальянский карандаш, пастель, акварель, белила. 35,7х27,1 см. Государственная Третьяковская галерея
М.И. Кутузов (1745-1813), генерал-фельдмаршал, главнокомандующий русской армии. 1812 г. Государственный исторический музей. Гравюра С. Кардели по рисунку А.О. Орловского
Д.В. Давыдов (1784-1839). Полковник, инициатор создания армейских партизанских отрядов, поэт. Гравюра М.Дюбурга по рисунку А.О. Орловского. 1814 г. Государственный исторический музей
Всадник-араб. Государственный Русский музей
Киргизский всадник. Гуашь. 1817 г. Государственная Третьяковская галерея
Всадник на рыжей лошади. бумага, акварель. 50,5х41,8 см. музей коневодства Тимирязевской сельскохозяйственной академии
Польский всадник. 1810-е гг. Государственная Третьяковская галерея
Донские казаки. Государственная Третьяковская галерея

Другие работы художника здесь

суббота, 29 марта 2008 г.

ЛАНСЕРЕ, Евгений Евгеньвич

Бойцы у трофейных орудий. Из серии "Трофеи русского оружия". 1942 г. ГТГ
Полтавская битва. Государственная Третьяковская галерея
Императрица Елизавета Петровна в Царском селе. 1905 г. Государственная Третьяковская галерея
Корабли времён Петра Первого. 1911 г. Государственный Русский музей
Ботик Петра Первого. 1911 г. Государственная Третьяковская галерея
Корабли времён Петра Первого. 1911 г. Государственная Третьяковская галерея
Иллюстрация к повести Л.Н. Толстого "Хаджи Мурат". 1913 г.
Красные партизаны Дагестана спускаются с гор на защиту Советской власти. (Центральная часть триптиха). 1929-1931 гг. Азербайджанский государственный музей искусств имени Р. Мустафаева
Тризна. 1905 г. Рисунок помещён в журнале "Жупел" №2, 1905 г. и в журнале "Адская почта №2, 1906 г.
1912 г. Из серии картин "Трофеи русского оружия" 1942 г. Государственная Третьяковская галерея
Участвуя в Бородинском сражении 26 августа 1812 г. (7 сентября н.с.) казаки под командованием Ф.П. Уварова и М.И. Платова захватили у врага боевые трофеи. Картина Лансере изображает момент, когда в торжественной обстановке эти трофеи (французское боевое знамя, офицерская каска) демонстрируются перед уставшими за день упорной и кровопролитной битвы русскими воинами. Вид боевых трофеев будит воспоминание о героизме павших и оставшихся в живых, зовёт на новые подвиги. Торжественны и суровы лица воинов.
Петр Первый на охоте. Акварель, гуашь. 1907 г. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина

пятница, 28 марта 2008 г.

Виктор Михайлович Васнецов (продолжение)

Алёнушка. 1881 г. Государственная Третьяковская галерея
Три царевны подземного царства (на сюжет русской народной сказки) 1879 г. Государственная Третьяковская галерея
Балаганы в Париже. 1877 г. Холст, масло.221х136. Государственный Русский музей
Нищие певцы. 1873 г. Кировский художественный музей имени А.М. Горького
В костюме скомороха. 1882 г. Государственная Третьяковская галерея
Без света. 1872 г. Государственный Русский музей
Крестьяне. 1872 г. Государственная Третьяковская галерея
Ночной сторож. 1970 г. Бумага, карандаш. 19х15 см. Дом-музей В.М. Васнецова

Константин Аполлонович Савицкий (1844-1905 гг.)

Савицкий, Константин Аполлонович (1844-1905) - живописец, Отец Г.К. Савицкого. Первоначально учился живописи, пользуясь советами Л.Ф. Лагорио и А.Е. Бейдемана. В 1867-1873 гг. учился в Академии художеств, затем совершенствовался в Париже. С 1872 г. - экспонент, с 1874 г. - член Товарищества передвижных художественных выставок. С 1895 г. - действительный член Академии художеств, с 1897-го - академик. Автор реалистических многофигурных картин на острые социальные темы. Его героями выступают народные массы. Одним из первых в русском искусстве отобразил труд рабочих в картине "Ремонтные работы на железной дороге" (1874, ГТГ). Крестьянская тема остро поднимается в картинах "Спор на меже" (1897, Государственный центральный музей современной истории России), "Павшая лошадь" (ГТГ). Трагедийное звучание приобретают народные сцены в полотне "На ворйну" (1888, ГРМ) - блестящем в композиционном отношении. Работал в области книжной и журнальной иллюстрации. Исполнил офорты и литографии. Преподавал в Центрольном училище технического рисования барона Штиглица, Московском училище живописи и зодчества. С 1897 по 1905 г. - директор Пензенского художественного училища. Среди его учеников - Г.Н. Горелов, Г.К. Савицкий, К.Ф. Юон. Работы Савицкого К.А. также имеются в музеях Архангельска, Астрахани, Екатеринбурга, Казани. Пензы, Перми, Саратова, Смоленска, Минска, Полтавы.
Панихида в 9-й день на кладбище. 1885 г. Холст, масло. 86х140 см. Государственная Третьяковская галерея
Эта картина, экспонированная как на XIII, так и на XIV выставках передвижников, была для Константина Аполлоновича Савицкого одним из его самых любимых и творчески глубоко выношенных произведений. Художник показывает освященную народным обычаем встречу осиротевшей семьи у свежей могилы на девятый день после погребения. ...Мерно рокочет голос священника. Поток выработанных вековой традицией слов-формул воздействует на присутствующих не содержанием, а лишь общим торжественным звучанием, под которое каждый из присутствующих предается воспоминаниям, связанным с памятью об ушедшем из жизни человеке. Выразительны старик в шинели и склонившаяся на его плечо женщина в крепе. Проникновенности изображения способствует и мотив зимней природы. Если в предшествующих работах Савицкого пейзаж чаще всего обозначал место и время действия, то в «Панихиде» он связывает все компоненты картины общей эмоциональностью. Серьезные творческие успехи Савицкого в разработке проблемы колорита — еще одно подтверждение того, какую большую роль в деятельности передвижников в восьмидесятые годы играло художественное воплощение распространяемых ими идей.
Спор на меже. 1897 г. Государственный музей Революции СССР.
Холодно и голодно
У мирового суда. 1894 г. Пермская государственная художественная галерея
Встреча иконы. 1878 г. Холст, масло. 141х228 см. Государственная Третьяковская галерея
Передвижничеству с его смелой программой обличения пореформенной деятельности, приходилось не раз, говоря словами Н. А. Некрасова, ловить «...звуки одобрения Не в сладком рокоте хвалы А в диких криках озлобления».
Это особенно наглядно обнаруживает «встреча», которую дружно оказала реакционная печать картине Константина Аполлоновича Савицкого «Встреча иконы», находившейся в составе шестой передвижной выставки. Так обозреватель газеты «Русские ведомости» безоговорочно заявлял: «Здесь что ни фигура — то или идиот, или большая каналья. Лицо выползающего из колымаги попа с малиновым нагрудником и болтающимся наперстным крестом просто отвратительно. Ни одного человеческого лица не встретите вы и в этой группе несчастных забитых крестьян, взапуски спешащих подлезть под икону... Я все-таки не понимаю, зачем же нужно изображать эти вульгарные, отталкивающие сцены». И в заключение, как главный аргумент «основательности» своей критики, он записал: «Такое полотно я ни за что не повесил бы в своем кабинете».
Но передвижники и не ставили своей творческой целью украшение гостиных или кабинетов господских холуев. Именно поэтому В. В. Стасов, приветствуя быстрое возмужание таланта Савицкого в коллективе Товарищества, указал, что выдающиеся достоинства его картины «делают ее одним из самых значительных и важных созданий новой русской школы».
Путешественники в Оверни. 1876 г. Государственный Русский музей
Пожар в деревне. Государственная Третьяковская галерея
Иллюстрация к комедии Н.В. Гоголя "Женитьба"
"С нечистым знается" 1879 г. Государственная Третьяковская галерея
Дети кормят цыплят у хлева. Офорт
Иллюстрация к повести М.Ю. Лермонтова "Фаталист"
У крутого спуска. 1902 г. Холст, масло. 71,5х89. Пензенская областная картинная галерея