четверг, 31 июля 2008 г.

Павел Фёдорович Судаков (р. 1914 г.)

Судаков, Павел Фёдорович (род. 1914, Москва). Народный художник РCФСР (1982), лауреат Государственной премии СССР, лауреат Государственной премии РСФСР им. Репина (1984).

В 1935-1941 гг. учился в МГХИ им. В.И. Сурикова В конце войны начал руководить художественной студией пограничных войск (до 1947 г.).
В 1947 – 1948 гг. пишет первое, получившие широкое признание, монументальное полотно «Капитуляция Квантунской армии». Участник российских и международных выставок с 1943 г. В 1984 г. был награжден медалью Академии художеств СССР. П. Судаков создает целые серии портретов выдающихся людей своего времени. Работы художника находятся в ГТГ, ГРМ, во многих музеях страны и за рубежом.

Разговор о земле.

СЕРГЕИ ГРИГОРЬЕВИЧ ЛАЗО (1894-1920)
Пустынно и хмуро на станции Муравьев-Амур ская. Жарко горит топки паровоза, пламя вырывается из зева и обжигает человека могучего сложения. Израненный, обессиленный от зверских пыток, он молча борется с озлобленными бандитами. Подлые враги, японские захватчики, преда­тельски схватив в апреле 1920 года Сергея Лазо, живым сожгли его в топке паровоза.
Советские люди всегда будут помнить имя и подвиги несгибаемого большевика Сергея Григорь­евича Лазо.
В 1918 году, 24-летним молодым человеком он уже командовал Забайкальским фронтом и яв­лялся членом Центросибири. Живой и общительный Лазо был блестящим организатором и руководителем партизан Сибири и Дальнего Востока.
В непрерывных жарких схватках Сергей Лазо уничтожил банды атамана Семенова, подготовил и осуществил восстание в Приморье, в результате которого 31 января 1920 года на Дальнем Востоке установилась революционная власть.
Будучи членом Дальбюро ЦК РКП(б) и руководя Реввоенсоветом Приморья, Лазо вел беспощадную борьбу с врагами.
Станция Муравьево-Амурская переименована в станцию Лазо.
...Если придется проезжать мимо этой станции, вспомни, товарищ, о Сергее Лазо, чью волю не победили ни пытки, ни огонь.
Мир народам (Выступление Н.С. Хрущева в ООН). 1960. Художественная выставка "Советская Россия"

Елена Дмитриевна Поленова (1850-1898)

Поленова, Елена Дмитриевна - живописец и график. Сестра Василия Дмитриевича Поленова.
Училась у П.П. Чистякова, с 1864 г. - в Рисовальной школе Общества поощрения художников у И.Н. Крамского, затем в Париже.
С 1881 г. - активный член Абрамцевского кружка. Начала с пейзажей и жанровых картин в духе передвижников. Позже много работала над акварельными пейзажами ("Заводь в Абрамцеве", 1888 , Поленово), отличающимися красочной декоративностью. Иллюстрируя в 1890-х гг. русские народные сказки, обратилась к орнаментально-плоскостной манере, близкой национально-романтическому стилю модерн. Её работы имеются также в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее ("Князь Борис перед убиением", около 1896), музее-заповеднике "Абрамцево", музеях Костромы, Челябинска и других.
Иллюстрация к сказке "Дурачок и дурочка"
Чики-чики чикалочки,
Сидит дурак на палочке;
А дурочка в тележке
Щёлкает орешки
Иллюстрация к русской народной сказке "Сынко Филипко". ГРМ - Государственный Русский музей
Иллюстрация к русской народной сказке "Гуси-ледеби". ГРМ - Государственный Русский музей
Иллюстрация к русской народной сказке "Сынко Филипко".
Иллюстрация к русской народной сказке "Сынко Филипко". Иллюстрация к русской народной сказке "Плутоватый мужик".
Иллюстрация к сказке "Рыжий и красный".
Рыжий красного расспрашивал,
Чем он бороду окрашивал.
-Я ни краской, ни замазкой
-Бороды не украшал,-
Красный рыжему сказал,
-Я на солнышке лежал,
-Кверху бороду держал.
Иллюстрация к сказке "Злая мачеха".
Иллюстрация к присказке "За тридевять земель".
Иллюстрация к сказке "Жадный мужик".
Иллюстрация к сказке "Тили-тили телешок".
Тили-тили тесто,
Машенька невеста.
Тили-тили телешок,
Алёшенька женишок. Иллюстрация к сказке "От чего медведь стал куцый". Иллюстрация к сказке "Козлихина семья". Улица в Костроме. 1888 г. Государственный музей-усадьба В.Д. Поленова
Гладильщица. Холст, масло. 45х73 см. Частное собрание (?).

среда, 30 июля 2008 г.

Павел Осипович Ковалевский (1843-1903)

Ковалевский, Павел Осипович - живописец-баталист. Сын профессора Казанского университета, окончил казанскую гимназию. Друг художника Семиградского Генриха Ипполитовича.
Учился в Академии художеств (1863-1871) у Б.П.Виллевальде. За картину "Первый день сражения при Лейпциге в 1813 году" получил Большую золотую медаль. За картину "Раскопки в окрестностях Рима" (ГРМ) в 1976 г. получил звание академика, в 1881-ом - профессора.
В годы русско-турецкой войны состоял при штабе корпуса в качестве художника, создал серию батальных картин ("Сражение у деревни Иованово-Чифлик в 1877 году", 1977, Центральный исторический военно-инженерный музей; "12 октября 1877 года. Перевязочный пункт", 1878, ГРМ). Работал в области книжной графики, выполнил иллюстрации к роману Л.Н. Толстого "Война и мир". Мастер анималистического жанра. С 1897 г. возглавлял батальную мастерскую Академии художеств. Его работы имеются также в Государственной Третьяковской галерее, Музее коневодства, музеях Барнаула, Костромы, рыбинска, Саратова, Севастополя, Ставрополя, Минска, Тбилиси и других.
"Понесли". 1884 г. Холст, масло. 47х61 см. Музей коневодства Тимирязевской сельскохозяйственной академии
Объезд епархии. 1885 г. Холст, масло. 72х143,5 см. ГТГ
Перед грозой на тройке. 1873 г. Холст, масло. 32х63 см. Музей коневодства Тимирязевской сельскохозяйственной академии
Встреча. 1871 г. Холст, масло, 47х74 см. ГТГ
Бечевая тяга на Ижоре. ГРМ

Николай Петрович Крымов (1884-1958) - продолжение

Крымов, Николай Петрович (1884-1958) – живописец, театральный художник. Учился на архитектурном (1904-1907) и живописном (1907-1911) отделениях Московского училища живописи, ваяния и зодчества у А.Е. Архипова, Н.А. Касаткина, Л.О. Пастернака, в мастерской В.А. Серова. С 1907 г. – член объединения «Голубая роза», с 1910 г. – Союза русских художников, в 1928-1931 гг. – Общества московских художников. Начинал с декоративно-обобщённых, восходящих к примитиву пейзажей («Гроза», 1908; «Жёлтый сарай», 1909, оба – в ГТГ), позже обратился к пейзажам-картинам («Речка», 1929; «Летний день в Тарусе», 1940, обе – в ГТГ). Его картины изображают русскую природу, полны поэзии и элегичности. Преподавал в Высших художественно-технических мастерских в Москве, в Московском полиграфическом институте. В 1920 -1930-е гг. оформил ряд спектаклей (МХАТ и другие театры). Народный художник РСФСР (1956), член-корреспондент Академии художеств СССР (1949). Работы Крымова имеются также в Государственном Русском музее, музеях Астрахани, Брянска, Волгограда, Вологды, Калуги, Кирова, Костромы, Новокузнецка, Палеха, Пскова, Саратова, Севастополя, Ставрополя, Тулы, Тюмени, Ульяновска, Хабаровская, Ярославля.
Жёлтый сарай. 1909 г. ГТГ
В полдень на дороге. 1911 г.
Снегири. 1907 г.
Звенигород. 1922 г.
Сарай. 1926 г.
Мельница в Тарусе. Масло, холст. 70,5х103. ГРМ
Первый снег.
Летний вечер. Таруса. 1923 г.
Солнечный день. 1947 г. ГТГ
Ветреный день. 1908 г. ГТГ

Другие работы художника:

Николай Петрович Крымов (1884-1958)

Николай Петрович Крымов (1884-1958) - продолжение

вторник, 29 июля 2008 г.

Василий Максимович Максимов (1844-1911) дополнение "Приход колдуна"

В альбоме "Третьяковская галерея" обнаружил более ранний вариант картины "Приход колдуна на сельскую свадьбу". 1874 г.Размеры 43,7х67,5 см. Представляю фото.
Другие работы художника:

Василий Максимович Максимов (1844-1911)

Николай Петрович Крымов (1884-1958) - продолжение

Зима. 1947 г.
Летний день в Тарусе. 1939 г. ГТГ - Государственная Третьяковская галерея
Вечер. 1920 г. (?). Холст, масло. 30х42 см. ГТГ
Пейзаж с мельницей. 1931 г. Холст, масло. 40х55,5 см.  Тульский областной художественный музей
Летний день. 1909 г.
Перед дождём. 1911 г.
Зима. 1933 г. ГТГ
У мельницы. 1927 г. ГТГ
Туча. 1910 г. ГТГ
Лето. ГТГ
Вечер. 1918 г.
Зимний пейзаж. 1919 г.
Раннее утро. 1915 г.
Летний пейзаж. Парк. 1919 г. ГТГ
Красные крыши. 1921 г.

Другие работы художника:

Николай Петрович Крымов (1884-1958)

Владимир Григорьевич Борискович (р.1905 г.) ленинградский художник театра и график

Река Фонтанка. Аничков мост. Акварель. Из подборки открыток "Ленинград"
Дворцовая площадь. Акварель. Из подборки открыток "Ленинград"