понедельник, 28 марта 2011 г.

Василий Васильевич Рождественский (1884-1963)

В своих картинах Василий Васильевич Рождественский часто выступал в качестве неутомимого исследователя природы. Его неизменно привлекали неповторимые особенности края, местного колорита: призрачный свет белых ночей, терпкая свежая зелень короткого северного лета, отчеканенные формы избяной деревенской архитектуры, узоры рыбацких сетей... Творчество художника охватывало широкий круг пейзажных и бытовых мотивов.
Считая непосредственное общение с природой одним из важных условий правдивости искусства, Рождественский называл свои живописные работы «композициями с натуры».
И, действительно, большинство произведений художника было создано среди природы, во время путешествий по малохоженным дорогам и тропам, в таежных лесных чащобах или на просторных обветренных берегах северного моря, что придавало его картинам черты достоверности и почти осязаемой жизненной убедительности.
Вместе с тем Рождественский не ограничивал свое творчество описаниями географического или этнографического характера. Он всегда стремился к широкому поэтическому выражению темы. Его живопись радует чистым, как в новгородской иконе, звонким цветом, переливами полутонов, сиянием идущего из глубины полотна света, уверенной лепкой формы. Творческие принципы художника сближают его с тем направлением в русском советском искусстве, которое характеризуется подчеркнуто живописным восприятием натуры.
Рождественский вступил на путь самостоятельного творчества в начале XX века.
В Московском училище живописи, ваяния и зодчества его учителями были В. Серов, К. Коровин, А. Архипов, Л. Пастернак. Существенную роль в биографии молодого художника сыграл период исканий, связанных с направлением общества «Бубновый валет», в котором кроме него состояли: П.Кончаловский И. Машков, А.Куприн, А.Лентулов, Р.Фальк и другие. Разделяя взгляды этой группы, Рождественский подобно прочим «бубнововалетцам» пытался найти собственное толкование новой пластической формы в духе национального, русского живописного мышления. Эти искания проявились в напряженной красочной гамме «Карусели» (1911) с ее терпкими глубокими контрастами синего, зеленого и красного, с чертами декоративности. Живопись «Карусели» воплощала праздничные масленичные видения юности. Здесь уже определилось свойственное художнику впоследствии влечение к энергичной живописной пластике и сложному построению целостного мира картины.
В подходе Рождественского к природе всегда угадывалось активное волевое начало. Это прекрасно выражено в многоцветном, как мозаика, «Крымском пейзаже» 1923 года. Густосинее небо, розовая скалистая земля, буйная зелень — яркая южная природа обретает в картине героическое звучание. Есть что-то захватывающее в том, как силой цветовых отношений воссоздается большое пространство пейзажа с уходящими вверх широкими планами.
Пейзажи Крыма вместе с рядом других работ (картины Средней Азии) были показаны на различных московских выставках двадцатых годов, а также за границей.
Подобно своим сподвижникам по искусству, Рождественский уделял немало внимания натюрморту, добиваясь и в этом жанре большой живописной выразительности. В его натюрмортах нередко содержится занимательный рассказ, не заслоняющий, однако, самостоятельных задач искусства. В «Узбекском чае» сочетание красных, зеленых, золотисто-коричневых тонов рождает ощущение восточной базарной пестроты, переносящей зрителя в особый мир старинного среднеазиатского города с отрадной прохладой чайханы. Среди натюрмортов есть традиционные — с букетами цветов или охотничьими трофеями, но и в них живо ощущается своеобразие мастера, умеющего передать в иногда скромных по размеру полотнах веяние большого мира природы.
В творческом наследии Рождественского особое место принадлежит картинам Севера (конец двадцатых и тридцатые годы). Северная серия явилась результатом многократных длительных путешествий художника по исконно русским местам Беломорья и славящейся песнями и сказками Пинеге.
Рождественский был одним из первых наших художников, заново открывших в советское время красоту древнего края русской земли. Беломорье предстает в его картинах красочным, светозарным. Даже в осенних и зимних пейзажах ощущается приподнятое бодрое восприятие природы («Пурнемское озеро», «Нижм-озеро. Зима»). Сохраняя в законченных композиционных картинах приемы пленерной живописи с присущим ей свежим этюдным чувством натуры, Рождественский покоряет музыкой цвета, богатейшей разработкой тонов, то мерцающих отблесками золотистого летнего неба, то приглушенных: голубовато-серых, серебристых. Добиваясь широкого симфонического звучания цветовой гаммы и поэтической силы выражения, он никогда не пренебрегал вопросами живописной технологии: сам грунтовал холсты, тер краски, тщательно подбирал лаки и т. д. Все это в конечном счете определяло высокую культуру исполнения.
Среди северных картин много архитектурных пейзажей, ценных уже тем, что в них воспроизведен облик некоторых, ныне исчезнувших памятников деревянного зодчества («Поморье. Сумский посад» и другие произведения). Вместе с тем архитектура становится важным элементом живописной композиции картин Рождественского. Подмеченное художником сходство старинных церквей Сумского посада с резной троицкой игрушкой, вносит в обыденный вид ликующие ноты все преображающей праздничной красоты. Над бревенчатыми стенами изб и рыбацких амбаров вырастают венчающие картину церкви с легким изящным шатром колокольни; торжественно звучит над рекой «малиновый перезвон» многоцветной церковной горки. Исторические и музыкальные ассоциации подсказываются здесь самим живописным строем картины, пронизанной чистотой раннего летнего утра.
В своих пейзажных картинах художник часто изображал избы—огромные, двухэтажные, с высокими крыльцами, с бревенчатыми настилами старинных взвозов. Превосходное знание быта и чувство истории помогали ему улавливать жизненный смысл построек, хранящих вкусы и приемы плотницкого искусства древних новгородцев. Избы составляют одно целое с природой, в которой они находятся. Характерно, что Рождественский любил писать их в светлую пору белых ночей, когда самим фоном неба оттеняются строгие силуэтные очертания своеобразных деревенских ансамблей («Белая ночь. Нижм-озеро»). В построении композиции, в превосходной лепке объемов, в плотности живописной поверхности, во всем строе упомянутой картины есть что-то глубоко родственное подлинной монументальности деревянного зодчества.
Рядом с пейзажами Рождественского естественно воспринимаются созданные им в тех же приморских селах жанровые портреты суровых отважных поморов и их круглолицых «жонок», в которых сквозят черты, столь ценившейся В. И. Суриковым, здоровой красоты «ничем не тронутых, непорченных» русских лиц («Крестьянка в старинном штофнике»).
Большой материал, созданный Рождественским за годы путешествий, показывался на нескольких его персональных высарках, в Частности, на выставке «Природа Севера» (1940).
Произведения Василия Васильевича Рождественского находятся в Государственной Третьяковской галерее, в Государственном Русском музее и других крупнейших музеях и картинных галереях нашей страны, а также в собраниях за рубежом.
Н. Третьяков
Северная деревня. 1932 г. Холст, масло. 64.5 x 84.5 см Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева
Рыбак-колхозник. Беломорье. Село Лапшеньга. 1938 г.

Другие работы художника из набора открыток  ЗДЕСЬ

Комментариев нет: