суббота, 8 декабря 2012 г.

Московская изобразительная Пушкиниана (окончание)

А. Е. МАРТЫНОВ (?) (1768—1826). Екатерининский канал. Исполнено в 1810-е годы Холст, масло. 58x80,5 см. Государственный музей А. С. Пушкина
Величественная набережная Екатерининского канала тесно связана с жизнью Пушкина. В одном из первых домов по левой стороне канала жил лицейский «староста» М. Л. Яковлев, у которого происходили празднования 19 октября. Квартиру его называли «лицейским подворьем». 25-я годовщина Лицея — 19 октября 1836 года — была последней для Пушкина. К этому дню он написал одно из самых грустных своих стихотворений — «Была пора: наш праздник молодой...».
Справа видна часть ансамбля Казанского собора, освящение которого состоялось 15 сентября 1811 года. В 1813 году здесь был погребен фельдмаршал М. И. Кутузов. В собор поместили трофеи Отечественной войны 1812 года.

Перед гробницею святой
Стою с поникшею главой...
Все спит кругом; одни лампады
Во мраке храма золотят
Столпов гранитные громады
И их знамен нависший ряд.
1831
А. Е. МАРТЫНОВ (1768—1826). Павловск. Вид на дворец. Исполнено в 1821 —1822 гг. Литография, раскрашенная акварелью. 17,5x24,7 см. Государственный музей А. С. Пушкина
В 1821 — 1822 годах Мартынов создал серию литографий с видами Петербурга и его окрестностей. А. Н. Бенуа назвал эту серию «литографской поэмой в честь Петербурга». Тонкие, одухотворенные пейзажи Мартынова созвучны пушкинской поэзии.
Вид Павловского дворца, отраженного в водах реки Славянки, с островом Уединения, тремя застывшими на его берегу женскими фигурами — один из самых лиричных и совершенных в этой серии.
Пушкин, проживший шесть лет в Царском Селе, хорошо знал и соседствующий с ним Павловск. В 1831 году, приехав из Москвы с молодой женой в Царское Село, он проводит здесь все лето. В это время в Павловске живут его родители, там же в качестве домашнего учителя в семье Васильчиковых живет молодой Н. В. Гоголь. «Почти каждый вечер собирались мы: Жуковский, Пушкин и я, — пишет Гоголь своему другу. — О, если бы ты знал, сколько прелестей вышло из-под пера сих мужей!»
Б. ПАТЕРСЕН (1748—1815). Биржа. Исполнено в 1807 г.Гравюра на меди, раскрашенная акварелью, 35,4X58 см. Государственный музей А. С. Пушкина
Строительство Биржи по проекту Тома де Томона длилось с 1804 по 1810 год. Одновременно специальная комиссия во главе с А. Д. Захаровым, автором Адмиралтейства, решала архитектурное оформление всей Стрелки Васильевского острова: с красивой площадью, Ростральными колоннами-маяками и гранитным пандусом — полуциркульным спуском к Неве. Незавершенный к моменту создания гравюры ансамбль Патерсеном изображен по проектам.
Когда Пушкин приехал в 1811 году в Петербург, Биржа уже стала архитектурным центром Стрелки Васильевского острова и самым оживленным местом портового города.

Чу, пушки грянули! крылатых кораблей
Покрылась облаком станица боевая,
Корабль вбежал в Неву — и вот среди зыбей,
Качаясь, плавает, как лебедь молодая.
1833
И. А. ИВАНОВ (1779—1848). Приютино. Исполнено в 1825 году. Бумага, акварель. 17,7x21 см. Государственный музей А. С. Пушкина
Приютино — загородная дача президента Академии художеств А. Н. Оленина. Здесь бывали поэты, композиторы, художники: В. А. Жуковский, И. А. Крылов, А. С. Грибоедов, А. Мицкевич, О. А. Кипренский, К. П. Брюллов, М. И. Глинка и другие. Пушкин сблизился с семьей Олениных еще до ссылки. В 1827—1828 годах он часто приезжал в Приютино.
Судя по надписи на полях, акварель Иванова была послана сыну А. Н. Оленина Алексею, находящемуся в то время в Англии, как память о доме. На переднем плане изображены отец, мать и сестра Анна. Девятнадцатилетняя Анна Оленина была, быть может, главной причиной частых приездов Пушкина в Приютино.
И. А. Иванов был первым иллюстратором произведений Пушкина — поэм «Руслан и Людмила» и «Кавказский пленник».
Д. КЛАРК (1771 — 1863) и М. ДЮБУРГ (первая половина XIX века), с оригинала Морнея (конец XVIII — начало XIX века). Исаакиевский понтонный мост через Неву. исполнено в 1815 году. Гравюра на меди, раскрашенная акварелью. 23,6x34 см. Государственный музей А. С. Пушкина
Лист из альбома «Картина С.-Петербурга, представленная коллекцией из 20 интересных видов города», Лондон, 1815.
Альбом является уменьшенным повторением парижского издания 1812 года под названием «12 месяцев из жизни Петербурга», включающего 12 гравюр, которые в свою очередь восходят к петербургским видам Б. Патерсена. В пояснительном тексте альбома читаем: «Большой мост соединяет Васильевский остров с площадью Петра Великого. Он наводится, когда Нева замерзает, и остается все время, пока она во льду. 120-пушечные корабли могут вставать на якорь на этой реке в центре города. Справа от моста — Императорский дворец, слева — крепость».
Исаакиевский, или Невский мост был первым мостом, построенным через Неву. С 1727 года его наводили на барках сначала только летом, а потом и зимой. Эта система служила до середины XIX века. В моменты ледохода связь между левым и правым берегами Невы прекращалась, что и позволило Пушкину бросить реплику: «Теперь самое безопасное время — по Неве лед идет!», — то есть можно не бояться попасть в Петропавловскую крепость.
С. Ф. ГАЛАКТИОНОВ (1779—1854). Вид с Каменного острова на Крестовский и Аптекарский острова. Исполнено в конце 1810-х годов. Холст, масло. 51 X 63 см. Государственный музей А. С. Пушкина
Мосты повисли над водами;
Темно-зелеными садами
Ее покрылись острова...

«Медный всадник», 1833

На Каменном, Крестовском, Аптекарском и Елагином островах в конце XVIII — начале XIX века были выстроены роскошные загородные дворцы петербургской знати: Строгановых, Белосель-ских, Нарышкиных, Лавалей и других. Вокруг них были разбиты парки и цветники, летом звучала роговая музыка, устраивались прогулки на лодках. На Крестовском острове перед дачей Бело-сельской ставились летние катальные горы (на картине — справа), с которых скатывались в маленьких колясках. Эти живописные места привлекали много гуляющих. На Крестовский остров В. Л. Пушкин возил гулять на ялике мальчиков — А. Пушкина и И. Пущина в год поступления в Лицей. В 1830 году на Крестовском острове снимали дачу Дельвиги, и Пушкин часто бывал у них. В 1836 году Пушкин с семьей жил с мая по сентябрь на Каменном острове, где была написана элегия «Когда за городом, задумчив, я брожу...» и стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».
К.П. БЕГГРОВ (1799—1875), по рисунку К. Сабата (первая половина XIX века). Коломна. Никольский собор. Исполнено в 1823 г. Литохромия. 29x42 см. Государственный музей А. С. Пушкина
Коломной в пушкинские времена называлась часть Петербурга, расположенная между Мойкой и Фонтанкой и считавшаяся окраиной города. Здесь жили небогатые люди — чиновники, мастеровые. В Коломне, на набережной Фонтанки, после окончания лицея жил со своими родителями Пушкин. Когда появилась повесть в стихах «Домик в Коломне», Н. В. Гоголь сообщал в письме своему другу: «У Пушкина повесть, октавами написанная: «Кухарка», в которой вся Коломна и петербургская природа живая».
В те же годы на Крюковом канале жил В. А. Жуковский. На его литературных «субботах» Пушкин читал свою первую поэму «Руслан и Людмила». В тот день, когда прочитана была последняя «песня», Жуковский подарил Пушкину свой портрет с надписью: «Победителю — ученику от побежденного — учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил свою поэму «Руслан и Людмила».
На литографии Беггрова изображена набережная Крюкова канала, соединившего Фонтанку и Мойку, Никольский собор и колокольня.
НЕИЗВЕСТНЫЙ ХУДОЖНИК из мастерской К. П. Беггрова (1799—1875). Черная речка. Исполнено в 1830-е годы. Гравюра на стали, раскрашенная акварелью. 10x14,7 см. Государственный музей А. С. Пушкина
Радостно и умиротворенно выглядит уголок парка на берегу Черной речки. В пушкинские времена на этой окраине Петербурга устраивались гулянья и сдавались дачи. Пушкин с семьей провел здесь на даче Миллера два лета — в 1833 и 1835 годах.
Черная речка вошла в историю как место дуэли Пушкина с Ж. Дантесом. Она состоялась 27 января 1837 года в пятом часу дня за Комендантской дачей. Зимой здесь было пустынно и безлюдно.
В 1887 году, к пятидесятилетию со дня смерти поэта, на месте дуэли был поставлен бюст Пушкина. К столетней годовщине, в 1937 году вместо разрушившегося памятника был сооружен обелиск с барельефом Пушкина.

 См. также:

 Московская изобразительная Пушкиниана

Комментариев нет: