четверг, 31 января 2013 г.

Лукас Кранах Младший (Виттенберг 1515-1586 Веймар)

Lucas Cranach II (Wittenberg 1515-1586 Weimar) . CHRIST AS MAN OF SORROWS TOGETHER WITH THE VIRGIN AND SAINT JOHN. Oil on panel. 57.8 x 77.5 cm - Лукас Кранах Младший (1515-1586 Виттенберг Веймар). Христос скорбит вместе с Богородицей и святым Иоанном. Дерево, масло. 57,8 х 77,5 см

Lucas Cranach II (Wittenberg 1515-1586 Weimar) . CHRIST BLESSING THE CHILDREN. Oil on panel. 72.2 x 121.6 cm - Лукас Кранах Младший (1515-1586 Виттенберг Веймар). Христос благословляющий детей. Дерево, масло. 72,2 х 121,6 см

Lucas Cranach II (Wittenberg 1515-1586 Weimar) . Lucretia. Oil on panel. 57.2 x 34.7 cm - Лукас Кранах Младший (1515-1586 Виттенберг Веймар). Лукреция. Дерево, масло. 57,2 х 34,7 см

Lucas Cranach II (Wittenberg 1515-1586 Weimar) . PORTRAIT OF A MAN IN A HAT. 1548. Oil on panel. 52.4 x 43.2 cm - Лукас Кранах Младший (1515-1586 Виттенберг Веймар). Портрет мужчины в шляпе. 1548. Дерево, масло. 52,4 х 43,2 см

Lucas Cranach II (Wittenberg 1515-1586 Weimar) . Lucretia. Oil on panel. 76.2 x 55.4 cm - Лукас Кранах Младший (1515-1586 Виттенберг Веймар). Лукреция. Дерево, масло. 76,2 х 55,4 см

Lucas Cranach II (Wittenberg 1515-1586 Weimar) . Saint Paul in his study. Oil on panel. 20.6 x 14.9 cm - Лукас Кранах Младший (1515-1586 Виттенберг Веймар). Святой Павел в своем кабинете. Дерево, масло. 20,6 х 14,9 см

Lucas Cranach II (Wittenberg 1515-1586 Weimar) . The Virgin and Child with infant Saint John the Baptist sleeping. Oil on panel. 86.1 x 57 cm - Лукас Кранах Младший (1515-1586 Виттенберг Веймар).Мадонна с младенцем и спящий  Святой Иоанн Креститель. Дерево, масло. 86,1 х 57 см

Lucas Cranach II (Wittenberg 1515-1586 Weimar) .CHRIST AS THE MAN OF SORROWS. Oil on  panel. 87.5 x 60.6 cm - Лукас Кранах Младший (1515-1586 Виттенберг Веймар). Скорбный Христос. Дерево, масло. 87,5 х 60,6 см

Lucas Cranach II (Wittenberg 1515-1586 Weimar) .CHRIST BLESSING THE CHILDREN. Oil on panel. 49 x 74.6 cm - Лукас Кранах Младший (1515-1586 Виттенберг Веймар). Христос благословляющий детей. Дерево, масло. 49 х 74,6 см

Lucas Cranach II (Wittenberg 1515-1586 Weimar) .PORTRAIT OF A LADY, IN A GREEN VELVET AND ORANGE DRESS AND A PEARL-EMBROIDERED BLACK HAT. Oil on panel. 61.6 x 39.4 cm - Лукас Кранах Младший (1515-1586 Виттенберг Веймар). Портрет дамы в зеленом бархатном платье с оранжевыми вставками и  в  расшитой жемчужинами чёрной шляпе. Дерево, масло. 61,6 х 39,4 см

Lucas Cranach II (Wittenberg 1515-1586 Weimar). PORTRAIT OF A WOMAN. Oil on canvas. 57.2 x 48.2 cm - Лукас Кранах Младший (1515-1586 Виттенберг Веймар). Женский портрет. Холст, масло. 57,2 х 48,2 см

Lucas Cranach II (Wittenberg 1515-1586 Weimar) .PORTRAIT OF MARTIN LUTHER. Oil on panel. 62.2 x 47.6 cm - Лукас Кранах Младший (1515-1586 Виттенберг Веймар) и мастерская. Портрет Мартина Лютера. Дерево, масло. 62,2 х 47,6 см

Lucas Cranach II (Wittenberg 1515-1586 Weimar) .THE VIRGIN AND CHILD Oil on panel - Лукас Кранах Младший (1515-1586 Виттенберг Веймар). Богоматерь с младенцем. Дерево, масло.

Lucas Cranach II (Wittenberg 1515-1586 Weimar) .THE ILL-MATCHED LOVERS. Oil on panel. 19 x 14 cm - Лукас Кранах Младший (1515-1586 Виттенберг Веймар). Влюбленные. Дерево, масло. 19 х 14 см

Manner of Lucas Cranach II (Wittenberg 1515-1586 Weimar) .PORTRAIT OF MARTIN LUTHER. Oil on panel. 24.1 x 17.8 cm - В манере Лукаса Кранаха Младшего (1515-1586 Виттенберг Веймар). Портрет Мартина Лютера. Дерево, масло. 24,1 х 17,8 см

Attributed to Lucas Cranach II (Wittenberg 1515-1586 Weimar) . Portrait of a lady . Bodycolor on vellum. 24.5 x 18.4 cm. - Приписывается Лукасу Кранаху Младшему (1515-1586 Виттенберг Веймар). Портрет дамы. Корпусной краской на пергаменте. 24,5 х 18,4 см.

среда, 30 января 2013 г.

Р.Ю. Сельский (род. в 1903 г.) - "Натюрморт с каталогом советской выставки"

Р.Ю. Сельский (род. в 1903 г.). Натюрморт с каталогом советской выставки. Исполнено в 1926 г. Холст, масло. Львовский музей украинского искусства - R. Selsky (born 1903). Still life with Soviet Exhibition Cataloue. 1926. Oil on canvas. 
Сельский Роман Юлианович (21.05.1903 - 1990) - художник, график, керамист.
Родился в г. Сокаль, Львовская область. В 1921 – 1922 учился во Львовской художественно-промышленной школе, в 1922 – 1927 – в Краковской АХ, в 1927 – 1929 – в Париже. В 1947 – 1974 преподавал во Львовском институте прикладного и декоративного искусства. Народный художник УССР с 1989. Член Союза художников СССР. Жил и работал во Львове.

вторник, 29 января 2013 г.

Г.С. Мелихов (род. в 1908 г.) - "Гуцулка"

Г.С. Мелихов (род. в 1908 г.) - Гуцулка. Исполнено в 1947 г. Холст, масло.  Львовский музей украинского искусства. H. Melikhov (born 1908). Hursul Woman. 1947. Oil on canvas
Мелихов Григорий (Георгий) Степанович [р. 11(24).5.1908, Харьков - 1985]. Советский живописец, народный художник Украинской ССР (1967). Лауреат Государственной премии СССР. Учился в Киевском художественном институте (1935-41) у П. Г. Волокидина, Ф. Г. Кричевского. Преподавал там же (1945-61; профессор с 1960). Секретарь правления Союза художников СССР (1956-60). Для Мелихова характерно стремление к психологической убедительности подробно разработанной жанровой сцены ("Молодой Тарас Шевченко в мастерской у К. П. Брюллова", 1947, Музей украинского изобразительного искусства УССР, Киев, Государственная премия СССР, 1948; "А. М. Горький на Украине", 1957, Горловский художественный музей; "Делегаты I съезда КП (б) Украины в Москве", 1969, собственность министерства культуры УССР). Награждён орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

понедельник, 28 января 2013 г.

И.М. Прянишников - "У тихой пристани"

М. Прянишников  - "У тихой пристани"
Хочу сразу предупредить, что подпись я скопировал с открытки, которую не так давно купил. К сожалению на ней отсутствуют опознавательные знаки издательства. 

По всей видимости неизвестные издатели "передрали" репродукцию со старой, дореволюционной открытки и при этом умудрились "потерять" один из инициалов художника - Иллариона Михайловича Прянишникова (1.04.1840 - 24.03.1894)

воскресенье, 27 января 2013 г.

ЯКОПО РОБУСТИ, прозванный ТИНТОРЕТТО (1518 - 1594) - продолжение

Tintoretto, Jacopo Robusti (Italian). The Abduction of Helen. Prado, Madrid - Тинторетто, Якопо Робусти. Похищение Елены. Прадо, Мадрид
Тинторетто (Якопо Робусти) - Мадонна с казначеями. Исполнено в 1767 г.  Холст, масло. 221х520 см. Венеция, галерея академии
Из журнала "Великие музеи мира" №13 "Галерея академии. Венеция":
Предназначенная для дворца Камерленги возле моста Риальто, где помещались финансовые суды Республики, картина изображает Мадонну с Младенцем в окружении святых Себастьяна, Марка и Феодора. Она заказана тремя казначеями - Микеле Пизани, Лоренцо Дольфин и Марино Малипьеро, чьи гербы изображены на постаменте в левом нижнем углу. Надпись под ними гласит: «В знак единодушного согласия 1566». Дата относится ко времени исполнения должности изображенными лицами, а холст, вероятно, был написан в следующем году, когда истекли полномочия Малипьеро. Трое судей, заказчиков картины, появляются на переднем плане, совершая поклонение Деве. Позади них секретари несут мешки с монетами. Просторный пейзаж на заднем плане, наряду с перспективной разработкой пола, еще более усиливает чувство глубины пространства. Тема верующих, которые встречают Богородицу через посредничество святых, довольно распространенная в венецианской живописи, трактуется художником оригинальным образом. Сцена лишена риторической предупредительности, казначеи вместе со своими секретарями задумчивы, молчаливы и сосредоточенны.
Широкий пейзаж в глубине композиции, со спокойной и безмятежной природой, привносит в сцену то человеческое измерение, в постоянном поиске которого находится венецианский художник.
Лучия Импеллузо
Тинторетто (Якопо Робусти) - Мадонна с младенцем, св. Марком и св. Лукой. исполнено около 1580 г.  Холст, масло. 228х160 см. Берлин.Национальная галерея о
Из журнала "Велике музеи мира" №10 "Национальная галерея. Берлин":
В этой большой картине Тинторетто обращается к довольно необычной иконографии. Судя по размеру, вертикальному формату и сюжету, это наверняка алтарная картина, хотя и неизвестно, откуда она происходит. Замечательные живописные качества, а также рентгенологическое исследование, показывают, что картина полностью авторская. Богородица, своей позой напоминающая Мадонну Микеланджело в Новой сакристии в церкви Сан-Лоренцо во Флоренции, отождествляется с Женой Апокалипсиса из-за лунного полумесяца в фазе роста и венца из двенадцати звезд. Однако ее можно отождествить и с Непорочной Девой, прославляемой евангелистами Марком и Лукой, каждый в сопровождении соответствующего символического животного. Во время католической Контрреформации, обращения к теме Непорочного Зачатия стали особенно частыми, и художниками были созданы его различные иконографические схемы. Только в Сеиченто сюжет обрел свою каноническую форму, став одним из наиболее часто повторяемых в католическом искусстве. Тинторетто уже делал попытки соединять различные иконографические течения, начиная с 70-х годов, хотя такое сочетание оставалось малоупотребительным и без значительных повторений в течение длительного времени.
Как видно из подготовительного рисунка, претерпевшего множество правок во время работы, Тинторетто собирался поместить другую фигуру рядом со святым Лукой. Возможно, первоначально здесь должны были быть представлены все четыре евангелиста.
 Вильям Делло Руссо
Тинторетто (Якопо Робусти) - Христос, идущий по водам. 1575-1580 гг. Холст, масло. Национальная галерея искусств. Вашингтон
Из журнала "Великие музеи мира" №9 "Национальная галерея искусств. Вашингтон":
Картина представляет собой драматическую и очень близкую по сути интерпретацию евангельского эпизода явления Христа апостолам на Тивериадском озере. Здесь в точности отображен фрагмент из Евангелия от Матфея, где Петр спросил Иисуса, может ли он также пойти ему навстречу по водам, и, наполненный верой, сходит с лодки. Жест Иисуса обозначает призыв: «Иди!», обращенный к Петру. Как описано в Евангелии, ночь уже подходила к концу, и воды озера были довольно неспокойны, лодку с учениками качало на волнах. С большой дескриптивной силой в картине передано движение волн, неустойчивость лодки, порывы ветра, ночная тьма в контрасте с живыми проблесками белого света на воде и в низких тучах, заполнивших все небо. 1ем же светом залиты деревья справа и чудесная фигура Христа слева. По причине наличия в картине этой пленительной выразительной силы, критики долгое время сомневались, не принадлежит ли полотно кисти Эль Греко, но великолепная фактура и существенное использование цветовой гаммы, особенно при передаче тонов неба и воды, утверждают несомненное авторство Тинторетто.
Крепкая фигура Христа, шествующего по водам, - это символ мира и доверия в противовес сомнению, олицетворяемому апостолами в лодке. Белый холодный свет, разливающийся сзади и слева, окружает Христа ослепительным сиянием, создавая у апостолов впечатление видения призрака.
Роза Джорджи
Tintoretto, Jacopo Robusti (Italian) The Baptism of Christ - Тинторетто, Якопо Робусти (итальянский). Крещение Христа. Музей Прадо. Мадрид
Тинторетто (Якопо Робусти) - Рождение Иоанна Крестителя. Исполнено в 1554-1555 гг. Холст, масло. 181х266 см. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербургт
Из журнала "Велике музеи мира" №3 "Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург":
По словам Тинторетто, в этой работе он основывается на рисунке Микеланджело и цветовой палитре Тициана. Формальные элементы полотна «Рождение Иоанна Крестителя» доказывают, что художнику удалось благодаря творчеству двух великих мастеров раскрыть секреты достоверности изображаемого и эмоциональной естественности интерпретации. Свойственное художнику соединение быстрой и свободной техники живописи и виртуозного рисунка придают полотну двойное очарование. Тосканско-романская культура маньеризма, занимавшая прочные позиции в Венеции в 1530 году и полностью впитанная Тинторетто, дает начало ритмике форм, удлинению фигур персонажей, демонстрирующих изящные изгибы изысканных поз. Основа сценической композиции, сотканная из мягких динамических контрастов и смелых ракурсов, подчеркивает абсолютную приверженность автора к стилистике маньеризма. С другой сороны, вкус художника и внимание к реалистически проработанным бытовым деталям домашнего интерьера делают схему современной и предвосхищают то направление живописи, которое станет характерным для творчества мастера.
Святая Елизавета, родившая сына уже в позднем возрасте, лежит в постели, а младенец получает свое первое молоко от кормилицы. Сцена помещена в интерьер, характерный для богатых венецианских домов XVI века. 
Долгое время полагали, что картина изображает рождение Девы Марии, а не святого Иоанна. Действительно, иконография этих двух сюжетов сходна, но сияние вокруг головы женщины, которая держит ребенка, указывает на то, что это Дева Мария, присутвующая при родах своей родственницы Елизаветы, матери Крестителя.
Предметы и животные, изображенные на первом плане, несут символическую нагрузку: пустой медный таз - намек на предстоящую миссию Крестителя; петушок возвещает восход солнца, как и святой Иоанн возвестит о спасителе; птица противопоставлена кошке, символу смерти. Таз, наполненный сожженными костями и пеплом, использовавшимися для очистки воды, указывает на мученическую смерть Иоанна Крестителя, кости которого были сожжены и развеяны по ветру.
Александра Фреголент
Тинторетто (Якопо Робусти) - Чудо св. Марка. 1547-1548 гг. Холст, масло. 416х544см. Венеция, галерея академии
Из журнала "Великие музеи мира" №13 "Галерея академии. Венеция":
Это первая картина, предположительно заказанная в 1547 году, исполнена Тинторетто для зала Капитула скуолы Гранде ди Сан Марко. Сюжет отражает событие, о котором рассказывается в «Золотой легенде». Святой Марк освободил христианина - раба некоего провансальского рыцаря. Раб был приговорен к ослеплению и перелому ног, потому что воздавал почести мощам святого без согласия своего хозяина. Благодаря этой работе, которая произвела глубокое впечатление на современников, Тинторетто занял подобающее ему место на венецианской художественной сцене. Действие происходит как бы на просцениуме, ограниченном архитектурными кулисами, где две группы персонажей располагаются вдоль двух диагоналей. В точке их схождения на переднем плане лежит на земле тело раба. Этой первой группе противопоставляется изображенная в неожиданном ракурсе фигура святого Марка, который как бы врывается в толпу сверху, из внешнего пространства. Два источника света озаряют сцену: свет с правой стороны падает непосредственно на персонажей переднего плана; второй источник высвечивает легкие архитектурные конструкции фона. Двойная подсветка усиливает драматический эффект действия, описанного так непосредственно, что зрителю передается чувство чудесности происходящего.
Лучия Импеллузо
Тинторетто (Якопо Робусти) - Обнаружение тела св. Марка. 1562-1566 гг.  Холст, масло. 396х400см. Пинакотера Брера, Милан
Из журнала "Великие музеи мира" №29 "Пинакотера Брера, Милан":
Сцена является частью цикла, написанного Тинторетто для Большой школы святого Марка в Венеции (той самой, для которой Джентиле и Джованни Беллини выполнили «Проповедь святого Марка в Александрии Египетской»), со сценами жизни и чудес святого покровителя города. Это полотно, насыщенное богатой фантазией, иллюстрирует кульминационный эпизод поиска мощей святого, помещенный Тинторетто под своды театральной перспективы. Венецианцам, искавшим в ночи останки покровителя среди покойников, похороненных в церкви, вдруг явился призрак святого Марка (слева) и повелительным жестом потребовал остановить поиск. У его ног на ковре, в необычном, отдаленно напоминающем модель Мантеньи ракурсе, изображено лежащее мертвенно-бледное обнаженное тело. В центре сцены можно узнать заказчика картины, Томмазо Рангоне, «великого хранителя» Школы святого Марка, завернутого в золотую мантию. На правом переднем плане изображена группа персонажей, чье поведение пронизано одержимостью.
Грандиозная монументальность фигур, смелая асимметрия, обусловленная диагональным пространственным решением, мерцание огней в темноте ночи делают это полотно одним из самых свободных и увлекательных изобретений венецианской живописи высокого Возрождения. 
Стефано Дхуффи
Тинторетто (Якопо Робусти) - Похищение тела св. Марка. 1562-1566 гг. Холст, масло. 397х315 см. Венеция, галерея академии
Из журнала "Великие музеи мира" №13 "Галерея академии. Венеция":
Вместе с картиной «Святой Марк, спасающий сарацина», также хранящейся в Галерее, и «Обретением тела святого Марка», в настоящее время находящейся в Милане, в картинной галерее Брера, это полотно было частью серии «История святого Марка», созданной для зала Капитула одноименной скуо-лы Гранде. Три работы были выполнены на средства знаменитого врача Томмазо Рангоне, бывшего в то время главой братства. Эти холсты, с согласия членов братства, были заказаны Тинторетто. На картине изображен момент, когда христианам Александрии удалось унести тело святого Марка из костра, на который оно уже было положено для сожжения. Разразившийся ураган погасил огонь и обратил в бегство язычников, преследователей святого. Позади святого Марка, поддерживая его голову, стоит сам Томмазо Рангоне - это его портретное изображение. Обстановка сцены производит сильное впечатление. Архитектура фона, вероятно, берет начало от проектов Сансовино по перестройке площади Сан-Марко, где перспективное решение пространства вдоль уходящих в глубину линий удаления, а также сильные контрасты света усиливают эффект неожиданного и чудесного. Это вовлекает зрителя больше в эмоциональном, чем рациональном плане.
Лучия Импеллузо
Тинторетто (Якопо Робусти) -Святой Людовик, святой Георгий и принцесса. Исполнено около 1552 г. Холст, масло. 230х150 см. Венеция, галерея академии
Из журнала "Великие музеи мира" №13 "Галерея академии. Венеция":
Картина была предназначена для первого зала Магистрата Соли, расположенного во дворце Камерленги возле моста Риальто. Заказчиками были двое судей (магистратов) - Джорджо Веньер и Альвизе Фоскарини. Согласно традиции, по окончании срока исполнения своей должности, соответственно 13 сентября 1551 года и 1 мая 1552 года, они должны были подарить Магистрату Соли молитвенный образ. Полотно имеет полукруглое завершение, чтобы его можно было поместить в одну из трех ниш, украшавших стены зала. Изображенные фигуры, включая дракона и лошадь, кажется, находятся на сцене. Этот эффект еще усиливается, потому что за пределы идеального пространства авансцены выступает сломанное копье святого Георгия, а также голова, хвост и одна из лап дракона. Театральность поз всех трех персонажей усиливается их внушительными размерами, они полностью занимают все пространство композиции. С драматическими жестами рыцаря контрастирует образ принцессы, которую иногда ошибочно принимают за святую Маргариту. Ее поза вызвала переполох в венецианской живописной среде: девушка изображена верхом на драконе, что считалось слишком смелым для того времени. Святой Людовик, справа, стоит обособленно, задумчиво завернувшись в свой тяжелый плащ, и представляет собой сценическую декорацию, усиливающую впечатление чуда.
Принцесса, сидящая верхом на драконе, отражается в доспехах ее спасителя. Изображение девушки в сложной позе - откинувшейся назад и в то же время наклонившейся в сторону святого Георгия, свидетельствует о поистине образцовой технической виртуозности.  
Лучия Импеллузо
Тинторетто (Якопо Робусти) - Портрет прокуратора Якопо Соранцо. Около 1550 г.  Холст, масло. 106х90 см.Венеция, галерея академии
Из журнала "Великие музеи мира" №13 "Галерея академии. Венеция":
С самого начала своей деятельности Тинторетто также обращался к портрету, и число его произведений в этой области росло вместе со славой и количеством заказов. Якопо Соранцо, который был назначен прокуратором в 1522 году, представлен сидящим в кресле, в соответствии с композиционной схемой, используемой художником преимущественно для портретов пожилых людей. Хотя поза мужчины официальна, его лицо имеет одухотворенное, живое выражение, усиленное резкой светотенью, созданной потоком света, исходящего справа и высвечивающего его профиль, старческое лицо, бороду и седые волосы. Изящной трактовке лица и рук соответствует более лаконичная манера выражения, с длинными и быстрыми мазками красок на складках камчатой ткани тоги. Портрет, происходящий из прокураций, первоначально имел полукруглую форму и был большего размера, о чем говорит рукав чьей-то одежды за спиной изображенного. Однако он был переделан в конце XVI века Тинторетто и его сыном Доменико, чтобы приспособить полотно к новым комнатам перестроенных прокураций.
Живой взгляд прокуратора контрастирует с морщинистым и изможденным лицом, на котором время оставило свой след. Хотя в портрете подчер- кнуто, что изображаемый человек занимает высокое положение, в его лице проступает острое осознание бренности всего сущего и неизбежности смерти.
 Лучия Импеллузо
Тинторетто (Якопо Роспусти) - Портрет Оттавио Страда. исполнено в 1567 г. Холст, масло. 128х101 см. Государственный музей. Амстердам
Из журнала "Великие музеи мира" №8 "Государственный музей. Амстердам":
Длинная надпись, поздняя и не авторская, но внушающая доверие, объясняет, что юноша на картине - это Оттавио Страда, сын знаменитого антиквара и удачливого коммерсанта Якопо Страда, изображенного на знаменитом полотне Тициана (Музей истории искусств Вены). Оттавио отправился вместе со своим отцом в Венецию в 1567 году, и именно тогда Тициан написал его портрет со всеми атрибутами его профессии. Мужчина стоит возле большой женской статуи и держит в руке статуэтку, в то время, как на фоновом пейзаже виднеются массивные римские руины. Торговля антиквариатом, особенно поставленная на хороший уровень, была источником значительных доходов. Молодой Страда направил взгляд (несколько бессодержательный) на лицо Изобилия, которое высыпает ему в ладонь монеты из своего рога. Полотно написано в типичной для венецианского художника быстрой и небрежной манере. Если какая-то доля внимания и уделена сходству лица героя с оригиналом, то во всем остальном проявляется яростная импровизация. Во многих деталях, в частности, в фигуре Изобилия, заметен черновой рисунок, наскоро обведенный кистью. В это же время в деталях пейзажа, а еще больше, в небрежном изображении женской статуи, Тинторетто машет кистью, как саблей, в результате чего техника напоминает манеру Эль Греко. 

Скорость исполнения и слияние рисунка и цвета у Тинторетто не позволяют определить, из мрамора или из бронзы эта статуя, античная ли она, или, как кажется, современница портрета антиквара, который торопился отправить ее какому-либо состоятельному клиенту. 
Даниэла Тарабра

Tintoretto, Jacopo Robusti (Italian) Lady Baring her Breast 1555 - Тинторетто (Якопо Роспусти) . Женщина  с обнажённой грудью. Исполнено в 1555 г. Музей Прадо. Мадрид

Тинторетто (Якопо Робусти) - Портрет прокурора Якопо Соранцо. Исполнено около 1550 г Холст, масло. 75х60 см. Замок Сфорца, Милан
Из журнала "Великие музеи мира" №21 "Замок Сфорца, Милан":
При последнем переоборудовании картинной галереи в непосредственной близости от «Портрета посла Габриэля де Лютца Арамонта» поместили этот портрет, написанный Тинторетто для Якопо Соранцо. Таким образом, была почти воссоздана панорама венецианской портретистики, представленной двумя великими мастерами XVI века. Якопо Соранцо, ставший прокурором Венеции в 1522 году, дважды изображался Тинторетто. Один из портретов хранится в Замке, а другой выставлен в галерее Академии в Венеции. Картина из Замка выглядит неполной, так как к ней примыкали первоначально другие портреты, представляющие четырнадцать членов семьи заказчика, написанные учениками и малыми авторами (Замок Сфорца, хранилище пинакотеки). Недавние исследования показали, что эта работа была обрезана по низу. Соранцо одет в красный костюм дамасской ткани, украшенный ценными рисунками и изящной оторочкой из белого меха. Живопись Тинторетто начала зрелости характеризуется уверенными и очень быстрыми прикосновениями кисти, придающими живость и выразительность живописной поверхности, которая так никогда и не достигнет интроспективной глубины Тициана.
 Мартин Астольфи

суббота, 26 января 2013 г.

Н.А. Комиссаров (род. 1922) - "Осенний вечер"

Н.А. Комиссаров (род. 1922). Осенний вечер. Исполнено в 1956 г. Холст, масло. 69х145 см. Калининская областная картинная галерея

Комиссаров, Николай Андреевич (16.12.1922г.) Окончил художеств. отделение Ивановского химико-технологического техникума (1947). С 1947 живет и работает в Твери, Член Союза художников СССР (с 1955). Входит в круг художников, работавших в 1950-60-х гг. в Доме творчества СХ РФ "Академическая дача", мастер тематической картины, портрета, пейзажа, внес значит. вклад в развитие тверской живописи 1950-70-х гг. 
 Комиссаров - участник зарубежных (Финляндия, 1965, 1974, 1984), всесоюзных, республиканских выставок. Персональные выставки в Калинине (1970, 1983), Москве (1978, совместно с В. Ф. Шумиловым, В. И. Волковым и др.). Основные произведения: "Партизаны" (1959), "Весенние всходы" (1966), "Журавлиная родина" (1980), "Утро над курганами" (1982), "Бобровая речка" (1983) - все в ТОКГ. Картины К. хранятся также в музеях и галереях Смоленска, Барнаула, Владивостока, коллекции Мин-ва культуры РФ и др.

пятница, 25 января 2013 г.

И.И. Левитан (1860-1900) - "Лесистый берег"

Исаак Ильич Левитан (1860-1900). Лесистый берег. 1892. Холст, масло. 129,5х176,5 см. Калининская областная картинная галерея

четверг, 24 января 2013 г.

В.И. Суриков (1848-1916) - "Вид Красноярска"

В.И. Суриков (1848-1916). Вид Красноярска. Исполнено в 1887 году. Холст, масло. 44х54 см. Калининская областная картинная галерея

среда, 23 января 2013 г.

ЯКОПО РОБУСТИ, прозванный ТИНТОРЕТТО (1518 - 1594).

Тинторетто (Якопо Робусти) - Происхождение Млечного пути. Исполнено около 1580 г. Холст, масло. 146х165 см. Национальная галерея. Лондон
Из журнала "Векликие музеи мира" №20, "Национальная галерея. Лондон":
После смерти Тициана, в 1576 году, Тинторетто и Веронезе получили выгодные и престижные заказы от княжеских дворов Европы. Эта картина являлась частью серии из четырех картин на мифологические сюжеты, отправленной в Прагу императору Рудольфу II. Миф, иллюстрируемый этим произведением, объясняет происхождение небесного Млечного Пути. Юпитер прикладывает своего сына Геркулеса, рожденного от смертной Алкмены, к груди своей жены Юноны, чтобы он пил ее молоко, дающее бессмертие, но часть молока вытекает, разбрызгивая на небо звезды Млечного Пути, а на землю - лилии. Композиционная структура была разбалансирована, возможно, еще до 1648 года. Была отрезана нижняя часть полотна, изображающая олицетворение Земли среди лилий (мы знаем оригинальное произведение благодаря двум рисункам и старинной копии). Композиционно удачной находкой был облачный навес над кроватью, плывущей в небе среди звезд, где мать богов вдруг просыпается среди подушек и простыней. Обнаженное женское тело на кровати и фигуры в полете, смело показанные в разных ракурсах, красочность и радостная, фантастическая атмосфера - это типичные для Тинторетто элементы.
Млечный путь рождается из молока, которое Геркулесу, приложенному к груди спящей Юноны, не удалось удержать во рту. Наличие обнаженных женщин на всех четырех картинах серии свидетельствует об известной склонности пражского двора Рудольфа II к эротическим сюжетам, возможно, предназначенным для спальни императора.
Согласно мифу, Меркурий прикладывает маленького Геркулеса к груди Юноны. Тем не менее, персонаж, изображенный здесь, не имеет никаких черт, позволяющих идентифицировать его с посланцем богов. Летящее положение и боковые ракурсы являются общим местом композиции Тинторетто.
Орел, сжимающий пучок стрел в когтях, является символом Юпитера, отца Геркулеса, а павлины -символом Юноны. Сеть, показываемая крылатым амуром, намекает на любовную измену, совершенную Юпитером по отношению к своей жене.
Даниэла Тарабра
Тинторетто (Якопо Робусти) - Иосиф и жена Потифара. Исполнено около 1555 года. Холст, масло. 54х117 см. Мадрид. Музей Прадо.
Из журнала "Великие музеи мира" №1 "Мадрид. Музей Прадо:
На полотнах Тинторетто театральные подмостки подчеркивают драматическую напряженность действия, что достигается также благодаря обострению перспективных ракурсов и жестов персонажей. Вместе с остальными пятью библейскими сценами, хранящимися в Прадо (все горизонтального формата: «Сусанна и старцы», «Эсфирь и Ассур», «Соломон и царица Савская», «Нахождение Моисея»), полотно, вероятно, составляло часть декора потолка одного из венецианских дворцов и обрамляло центральный овал с картиной «Очищение мидийских дев», которая также находится в Прадо. Эта серия полотен, предназначенная для рассматривания снизу, была приобретена Веласкесом на деньги Филиппа IV в Венеции в 1651 году во время его второго путешествия в Италию. Декоративная роскошь, театральность обстановки, богатство и яркость многоцветной палитры, обладающей еще более теплыми и золотистыми тонами, чем на других полотнах, указывают на близость к манере Паоло Веронезе середины XVI века. Ассиметричная и подвижная композиция выстроена на двух расходящихся линиях, образованных бархатной занавесью и фигурой резко отпрянувшего Иосифа. А также обнаженным женским телом, смело очерченным гибкой и извилистой линией. Оно словно излучает насыщенный, яркий свет, играющий мерцающими бликами на шелковых тканях. Перспективная композиция, согласно которой вся сцена изображена с сильно заниженной точки зрения, создает ощущение легкого головокружения. 
Жена Потифара, командира гвардии фараона, пытается обольстить своего слугу Иосифа и поворачивается, чтобы вырвать у него плащ. Это послужит ей потом доказательством для несправедливого обвинения в попытке изнасилования. Иосиф, таким образом, будет брошен в тюрьму. 
 Даниэла Тарабра
Тинторетто (Якопо Робусти) - Христос в доме Марфы и Марии. Исполнено около 1580 г. Холст, масло. 200х132 см. Старая Пинакотека. Мюнхен.
Из журнала "Великие музеи мира" №16 "Старая Пинакотека. Мюнхен":
  Дар семьи Вельзер в качестве алтаря для доминиканской церкви в Аугсбурге, картина изображает посещение Христом дома Марфы и Марии, вскоре после смерти их брата Лазаря. Марфа, которая, по традиции, всегда занята домашним хозяйством, упрекает погруженную в свои мысли Марию в безделье. Христос смотрит на Марию с эмоциональной напряженностью, которая, кажется, исключает все другие персонажи. При необычной структуре композиции сцены действие оживает, благодаря контрастным световым эффектам. История излагается при помощи взволнованных жестов персонажей. Картина напоминает о работе, проделанной для большой Школы святого Марка в Венеции, особенно центральным расположением основных фигур, как будто подвешенных в пространстве, освобожденном только для них. При построении пространства дома, художник демонстрирует знание сценической архитектуры и, в частности, работы театрального художника Себастьяно Серлио из Болоньи. Свет раскрывает каждый аспект действительности, проникая из сада во второй план, задерживаясь на фигуре женщины у камина, прикасаясь к каждой детали и, почти магически, создавая атмосферу глубокой внутренней близости.
Мерцающий огонь освещает фигуру горничной у камина. Она участвует в сцене на расстоянии, богато одетая, как и другие персонажи. Все отражает стиль изысканной и утонченной Венецианской республики.
Сильвия Боргезе
Евангельский сюжет: Марфа и Мария - сёстры восрешённого Лазаря, демонстрируют два пути служения богу: Марфа заботится об угощении, а её сестра села у ног учителя и и слушала Его слово. Марфа рассердилась на сестру за то, то она не помогает ей. и обратилась к гостю, чтобы он образумил её, но Христос "образумил" саму Марфу: "ты суетишься о многом, а Мария избрала благую часть, которая не отнимается у неё"
Тинторетто - СОСТЯЗАНИЕ МУЗ И ПИЭРИД. Исполнено в 1544-45гг
Ранняя картина Тинторетто - на этот раз иллюстрирующая мифологический сюжет, повествующий о том, как девять дочерей Пиэра, носившие те же имена, что и музы, вызвали их на состязание в пении. Будучи побеждены в этом «музыкальном конкурсе», они были жестоко наказаны за дерзость. Музы превратили пиэрид в сорок.

Тинторетто - Пир в доме Симона.Исполнено в 1562 году  
Тинторетто изображает на этой картине сцену состоявшегося за шесть дней до Пасхи пира в доме фарисея Симона из Вифании, исцеленного Иисусом от проказы и ставшего Его последователем. Некая Мария-грешница при этом принесла с собой сосуд с дорогим миром и умастила им ноги и голову Христа, вытерев Его стопы своими волосами. Такая щедрость (вкупе с сомнительной репутацией женщины) вызвала «неоднозначную» реакцию присутствующих - выражающие ее «психологические» жесты пирующих показаны здесь художником необыкновенно точно.
Тинторетто (Якопо Робусти) - Леда и лебедь. Исполнено около 1560 г. Холст, масло. 162х218 см. Галерея Уффици. Флоренция
Из журнала "Великие музеи мира" №11 "Галерея Уффици. Флоренция": 
Периоду зрелости венецианского мастера принадлежит это произведение, одно время приписываемое его ученикам. Сегодня окончательно доказано авторство Тинторетто. Эта картина - один из вариантов полотна, также хранящегося в Уффици, написанного художником десятью годами ранее. На картине изображена Леда, жена Тинда-ра, которая, согласно мифологии, была соблазнена Зевсом в обличьи лебедя. От их связи родились Диоскуры, Елена и Клитемнестра. Прекрасная Леда, обнаженная и чувственная, украшенная только жемчужным ожерельем и драгоценным золотым браслетом, главенствует в пространстве картины убедительной диагональной позой. Мягким, слегка размытым очертаниям ее тела противостоит образ служанки, создающий разрез композиции. Женщины обмениваются нежным взглядом соучастниц, их тела залиты ярким пучком дневного света, проникающим из окна. Занавеси слегка приоткрыты, настолько, чтобы заметить розовые щеки и томно-мечтательные глаза молодой женщины. 
В комнате присутствуют также домашние животные: попугай в клетке и щенок, который почуяв присутствие божества, прыгает и лает на лебедя. Кот с любопытством приближается к клетке, в которой заперта утка с желтым клювом. 
 Елена Джаннески
Тинторетто (Якопо Робусти) - Встреча Марии и Елизаветы. Холст, масло. 250х146 см. Национальная пинакотека. Болонья. 15. Беатриче Бускароли
Из журнала "Великие музеи мира" № 15 "Национальная пинакотека. Болонья": 
Пожилая Елизавета выходит из строгого портала своего дома встретить Марию. Её высокая фигура с благородной осанкой склоняется перед Марией, намеревающейся встать на колени. Сцена имеет диагональное развитие, построенное на контрасте между внушительностью размеров архитектурных деталей справа, поросших зеленью скалистых уступов внизу и гористого пейзажа, поднимающегося слева и упирающегося в дерево. На этом фоне обе фигуры предстают во всей своей пластической мощи, в то время как Зак-кария, Иосиф и две служанки дополняют развитие сценического действия, разместившись в безукоризненно симметричном порядке и тщательно выстроенной перспективе. Архитектурные детали и фигуры естественно вписываются в пейзаж, дополняя друг друга. Встреча двух женщин происходит в молчании, сдержанно и торжественно. Головы их медленно сближаются, четко выделяясь на фоне неба. Благородная композиция сцены не препятствует возникновению ощущения соучастия, от наличия сердечности и человечности в окружающей обстановке. Холст, по-разному датируемый, сегодня определяется, как написанный около 1550 года. Указанная местными источниками, как работа Тинторетто с 1603 года, картина должна была послужить образцом для Карраччи и его школы, в котором он мог обнаружить одновременно изящество и человеческую правду, архитектуру и пейзаж, развитие повествования, способного соединить религиозные требования с житейской непринужденностью.
Служанка выглядывает из дверей роскошного поместья Елизаветы и Заккарии, расположенного среди холмов Назарета. Обладающая изумительным, чуть намеченным профилем, женщина наблюдает за сценой с затаенным вниманием: благовещение - это глубоко интимное событие. 
 Беатриче Бускароли
Тинторетто (Якопо Робусти) - Сусанна и старцы. Исполнено в 1555-1556 гг. Холст, масло.146,6х193,6 см. Вена, музей истории искусств.
Из журнала "Великие музеи мира" №19 "Музей истории искусств. Вена":
История Сусанны, один из апокрифических библейских эпизодов, происходит в Вавилоне. Красивая жена богатого еврея, Сусанна была объектом вожделения двух старейшин общины, которые замыслили устроить засаду в саду, где женщина обычно купалась, удаляя своих служанок. Сусанна, не поддавшись уговорам, а затем и шантажу двух мужчин, была отдана ими под суд по ложному обвинению в прелюбодеянии с молодым человеком. Женщина, которая была приговорена к смертной казни, была спасена, будучи уже на краю смерти, мудрым пророком Даниилом, который допросил отдельно двух старцев, выявив, что их версии лживы и противоречивы. Сценография картины построена вокруг наиболее лирического момента священной истории, когда Сусанна погружена в невинное созерцание природы. Яркий свет заливает ее фигуру, выставляя во всем своем великолепии и подчеркивая сложную и роскошную прическу, блестящую жемчужину в ухе, браслеты на запястьях, украшения и мягкую белую ткань. Идиллия Сусанны, чье имя на иврите означает лилия, цветок чистоты, резко контрастирует с неуклюжими, почти карикатурно изображенными старцами, подсматривающими за нею.
Главным героем картины является свет: Тинторетто использует зеркало перед Сусанной для усиления световых лучей, отражающихся от ее белого тела. С помощью зеркала художник создает тонкую игру контрастов света и тени, ближним и дальним, красотой и уродством, кажущимся спокойствием и предполагаемой опасностью.
Окружающая среда воспринимается как настоящая театральная сцена, где направление перспективы в глубину придает динамику композиции. Фон деревьев и живой изгороди на заднем плане определяет пространство сцены, на которой разворачивается драма молодой женщины.
Возможно, чтобы поощрить зрителя открывать их для себя одну за другой, художник описывает в мельчайших подробностях многие детали сцены, как например, драгоценные предметы туалета Сусанны: расческу, заколку для волос, баночку мази, нитку бус и кольца.
Сильвия Боргезе
Тинторетто (Якопо Робусти) - Мадонна с младенцем, св. Марком и св. Лукой. Исполнено около 1580 г. Холст, масло. 228х160 см. Берлин. Национальная галерея. Вильям Делло Руссо
Из журнала "Великие музеи мира" №10 "Берлин. Национальная галерея": 
В этой большой картине Тинторетто обращается к довольно необычной иконографии. Судя по размеру, вертикальному формату и сюжету, это наверняка алтарная картина, хотя и неизвестно, откуда она происходит. Замечательные живописные качества, а также рентгенологическое исследование, показывают, что картина полностью авторская. Богородица, своей позой напоминающая Мадонну Микеланджело в Новой сакристии в церкви Сан-Лоренцо во Флоренции, отождествляется с Женой Апокалипсиса из-за лунного полумесяца в фазе роста и венца из двенадцати звезд. Однако ее можно отождествить и с Непорочной Девой, прославляемой евангелистами Марком и Лукой, каждый в сопровождении соответствующего символического животного. Во время католической Контрреформации, обращения к теме Непорочного Зачатия стали особенно частыми, и художниками были созданы его различные иконографические схемы. Только в Сеиченто сюжет обрел свою каноническую форму, став одним из наиболее часто повторяемых в католическом искусстве. Тинторетто уже делал попытки соединять различные иконографические течения, начиная с 70-х годов, хотя такое сочетание оставалось малоупотребительным и без значительных повторений в течение длительного времени.
Как видно из подготовительного рисунка, претерпевшего множество правок во время работы, Тинторетто собирался поместить другую фигуру рядом со святым Лукой. Возможно, первоначально здесь должны были быть представлены все четыре евангелиста. 
 Вильям Делло Руссо
Тинторетто (Якопо Робусти) - Троица. Исполнено около 1574 г. Холст, масло. 123х124 см. Савойская галерея. Турин
Из журнала "Великие музеи мира" №23 "Савойская галерея. Турин":
Документальные источники ничего не пишут о происхождении работы, и критика еще не обладает обоснованной уверенностью относительно даты ее написания. Картина традиционно приписывается к 1570-1575 годам, но на основании стилистического сходства был предложен предшествующий период, а именно, 1564-1568 годы, когда Тинторетто занимался оформлением Большой Школы святого Рокко в Венеции. Сейчас принято считать, что, это верхняя часть алтаря святого Адриана, написанная для венецианской церкви святого Иеронима. В картине можно найти многих из наиболее оригинальных персонажей искусства Тинторетто. Свобода концептуальной интерпретации и способность вдохнуть новую жизнь в религиозную тематику обусловлены нормами иконографической традиции. Смелость композиционных решений строится на наклонных линиях и необычных ракурсах перспективы. Нервная канва мазков придает сцене ощущение нестабильности, как если бы повседневную реальность неожиданно всколыхнуло священное явление. Картина из дворца Дураццо (Генуя) стала экспонатом Савойской коллекции в 1833 году.
тонкая кромка. светлее охры фона обрамляет контуры фигуры Отца, придавая его появлению рассеянное свечение и ощущение нематериальности.
Выразительность искусства Тинторетто проявляется здесь в любопытном поведении двух ангелов, застывших в изумлении по обе стороны креста, в наблюдении за происходящим. Их присутствие вносит ноту искреннего лиризма в смелую сценографию композиции.
В иконографии Троицы горизонтальное расположение фигур получило распространение в эпоху барокко. Тинторетто возобновляет, с известной долей модернизации, готическую типологию, в которой голубь Святого Духа парит над склонённой головой Жриста, увенчанной терновым венцом.
Франческа Сальвадори
Тинторетто - ПОРТРЕТ АЛЬВИЗЕ КОРНАРО. Исполнено в 1564 году.
Это один из лучших портретов, написанных Тинторетто. Герой картины - старик, одновременно благородный и трогательный; это портрет даже не человека, но скорее души, духа (особенно оттеняемых абсолютной неподвижностью позы). Тинторетто, выступающего в качестве портретиста, привлекает не столько телесное, внешнее, сколько внутреннее, эмоциональное. Некоторые исследователи считают портреты лучшими произведениями художника. Давно стали общим местом утверждения, что своим тонким психологизмом Тинторетто-портретист предвосхитил искусство Рембрандта.
Тинторетто - Портрет Себастьяно Веньера»

Тинторетто - БРАК В КАНЕ. Исполнено в 1561 г.
Эта работа относится к периоду, зафиксировавшему очевидные изменения в манере Тинторетто. Сияющие краски, бросающиеся в глаза на его ранних картинах, явно утратили свою яркость, но при этом творчество художника приобрело повышенную эмоциональную напряженность. Темой этого полотна стал евангельский сюжет, рассказывающий о так как Христос на брачном пире, когда обнаружился недостаток вина, превратил в вино воду.
Тинторетто (1560-1635). Венецианская школа. Мужской портрет. Холст, масло. 133х103 см. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Москва.