воскресенье, 31 марта 2013 г.

Джузеппе Гамбарини (1680-1723) - "Сцена в винном погребе"

Джузеппе Гамбарини (1680-1723). Болонская школа. Сцена в винном погребе. Холст, масло. 61х78 см. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина

суббота, 30 марта 2013 г.

Элеутерио Паджилиано (1826-1903)- "Происхождение Братства Милосердия во Флоренции"

Eleuterio Pagliano (1826-1903). L'origine della Compagnia della Misericordia in Firenze. 1857. холст, масло 98 х 121,5 см - Элеутерио Паджилиано (1826-1903). Происхождение Братства Милосердия во Флоренции. Исполнено в 1857 году. Холст, масло 98 х 121,5 см. Музей Польди-Пеццоли. Милан
На картине показан случай, который произошёл в пятнадцатом веке, и привёл к воссозданию Братства Милосердия. Основанное в тринадцатом веке, это братство среди своих задач имело погребение бедных. 
На холсте показан драматический момент, когда гражданин положил перед гонфалоньер в тело молодой женщины, которую оставили непогребенной в Санта-Кроче. Этот провокационный акт ясно дал понять необходимость восстановления Братства Милосердия и снова поручить ему задачи.

пятница, 29 марта 2013 г.

Бартоломео Скедони (1576—1615)

Бартоломео Скедони. Милосердие. Исполнено в 1611 г. Холст, масло. 180 х 128 см. Национальный музей Каподимонте. Неаполь
Из журнала "Велике музеи мира" №14 "Национальный музей Каподимонте":
Музей Каподимонте особенно богат работами Бартоломео Скедони (около 15 единиц). Это не удивительно, принимая во внимание то, что художник провел большую часть своей жизни в Парме, где с 1607 года до самой смерти был придворным художником. Среди них «Милосердие», вероятно, является самой большой и, несомненно, самой необычной. В трактовке сюжета картины отсутствуют обычная аллегория и соответствующие атрибуты, при этом сцена отличается абсолютной реалистичностью. Одновременно здесь есть нечто глубоко нереальное и беспокойное. Фигура справа кажется явлением какой-то святой. Ребенок (изящный, как амурчик) смотрит прямо на зрителя без видимого упрека, но, в действительности, просит у него помощи, доводя его буквально до угрызений совести. Фигуры слепого и голодного очень реалистичны из-за незамысловатых тонов и подчеркнутой светотени. Невыносим взгляд слепого оборванца, чья непроизвольная поза противопоставлена позе ребенка. Кажется странной деталь слева вверху - лист бумаги, наклеенный поверх какого-то объявления, в виде креста. Даже если обратиться к творчеству более зрелого Скедони (теплые, насыщенные тона, текучие мазки, описывающие тело и тщательно прорисовывающие широкие складки одежды), то необычны контрасты цвета. Смелость композиции, сосуществование реального и искусственного делают картину «Милосердие» уникальной и глубоко современной. 
Маттиа Гаэта
Бартоломео Скедони. Положение во гроб. Исполнено около 1613 - 1614 гг. Доска, масло. 228 х 283 см. Национальная галерея. Парма
Из журнала "Велике музеи мира" №28 "Национальная галерея. Парма":
Это произведение, вместе с двумя, находящимися в галерее, и теми, что сейчас хранятся в Каподимонте и Лувре, было частью большого цикла, заказанного Рануччо I Фарнезе для строительства, в 1606 году, монастыря капуцинов Санта-Мария-Маддалена в Фон-тевиво, недалеко от Пармы. Художник Бартоломео Скедони идеально подходил для осуществления этого проекта. Начав работать в Модене, в 1607 году он поступил на службу к Фарнезе, сделавшись, особенно в зрелые годы, мастером выверенной композиции и острого натурализма, колеблясь между воспоминаниями о маньеризме, привязанностью к новым классическим идеалам Карраччи и одновременно уделяя внимание проявлениям натурализма Караваджо, воспринятого в основном через Ланфранко. Прямое созерцание Корреджо сыграло решительную роль при создании этого шедевра и его пандана «Марии у гроба», датированных между 1613 и 1614 годами. Картины были первоначально размещены слева и справа от главного алтаря, согласно схеме, распространенной со времен средневековья, которая здесь была обновлена и расширена. В сцене «Снятия с креста», более театральной и вызывающей участие, пронизанной сиянием, диалог приобретает драматические тона отчаяния. Мускулистое тело Христа по-прежнему полно сил. Его откинутую назад голову поддерживает святой Иоанн, который, кажется, плачет. Мария ищет объяснения и поддержки у Никодима, а Иосиф Аримафейский энергично разворачивает плащаницу. Мария Магдалина предается глубокому отчаянию.
Бартоломео Скедони. Марии у гроба. Исполнено около 1613 - 1614 гг. Дерево, масло, 228 х 283 см. Национальная галерея. Парма
Из журнала "Велике музеи мира" №28 "Национальная галерея. Парма":
В этой картине, первоначально помещенной справа от главного алтаря церкви капуцинов в Фонтевиво, логического пандана предыдущего произведения «Положение во гроб», Бартоломео Скедони дает еще одно доказательство своего несравненного исполнительского мастерства и своего собственного художественного языка, время от времени обращаясь к достижениям Корреджо, свету Караваджо и убедительному натурализму Карраччи, добиваясь в этом синтезе высокого эмоционального воздействия. Сцена, пик выразительной силы кисти мастера, вызывала восхищение и похвалы как величайший шедевр его творчества, и не только при дворе Фарнезе, но и в среде капуцинов, став одним из наиболее интересных произведений XVII-ro века в искусстве Пармы. Скедони, идя шаг за шагом по тексту священного повествования Евангелий от Матфея и Марка, интерпретирует историю как великий сценограф, выводя на сцену впечатляющий театральный механизм. Фоном служит рассветное небо, откуда распространяется свет, подчеркивая белоснежные одежды ангела, а три Марии, с лицами, наполовину скрытыми под плащами, склоняются перед таинством в ожидании ответа; Магдалина, с непосредственным и сосредоточенным выражением, поддерживая свой длинный розоватого оттенка плащ, сжимает в руке сосуд с благовониями, хрупкий и прозрачный, как в натюрморте.
О деталях картины:
В картине Скедони особенно поражает трактовка фигуры ангела: «Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; Вид его был как молния, и одежда его бела, как снег».
Элегантная фигура Марии Магдалины придает рассказу еще большую непосредственность и реальность. Здесь наблюдается переосмысление чистейшего маньеризма, театральность средневековой мистерии, с естественностью жестов и выражений.
Главное в картине -выразительные позы персонажей и освещение сцены сбоку, что придает композиции характер почти метафизический: замерший воздух, глубокие оттенки красок и острые, глубокие складки одежд позволяют достичь большой выразительной силы.

четверг, 28 марта 2013 г.

Рикардо Пелегрини (1863-1934)

Рикардо Пелегрини (1863-1934). Благословение оссуария. Исполнено в период 1870-1890гг. Бумага, акварель. 42,5 х 66 см. Музей Польди Пеццоли, Милан

Рикардо Пелегрини (1863-1934). Il saccheggio - Грабёж. Исполнено в период 1870-1890гг. Холст, масло. 17,8 x 26,5 см

Рикардо Пелегрини (1863-1934). Свадебный ужин. Исполнено в период 1870-1890гг. Картон, масло. 16,2 х 23,7 см см

среда, 27 марта 2013 г.

Луиджи Конкони (1852-1917) - "Взгляд на мир"

Луиджи Конкони (1852-1917). Взгляд на мир. Исполнено около 1886 г. Акварель на бумаге 61 х 30,5 см. Музей Польди-Пеццоли. Милан
Луиджи Конкони (Милан, 1852 - 1917) - итальянский живописец, окончил политехнический Милане в 1874 году и начал работать как архитектор, сочетая работу с занятиями живописью. Представитель течения Scapigliatura  - Скапильятура, получившего название одноименного романа Клето Арриги. Участники движения противопоставляли свое творчество, с одной стороны, консерватизму официальной культуры, проникнутой католическим традиционализмом, с другой – итальянскому романтизму, который они считали эпигонским, провинциальным и напыщенным.

вторник, 26 марта 2013 г.

Британский художник-анималист XIX века Уильям Уокер Моррис

William Walker Morris (British, 19th Century) Scotties on a summit. 1881. Оil on canvas 71.1 x 91.3 cm - Уильям Уокер Моррис (Великобритания, 19 век). Встреча на высшем уровне. Исполнено в 1881 году. Холст, масло 71,1 х 91,3 см

William Walker Morris (British, 19th Century) Lost friends. Оil on canvas 71.1 x 91.3 - Уильям Уокер Моррис (Великобритания, 19 век). Потерянный друг. Холст, масло 71,1 х 91,3 см

воскресенье, 24 марта 2013 г.

Итальянский художник Эмилио Кавенаги (1852-1876).

Эмилио Кавенаги (1852-1876). Veduta del Campo dei Miracoli in Pisa - Вид на поле чудес в Пизе. Исполнено около 1874года. Холст, темпера 22 х 32 см. Музей Польди Пеццоли. Милан
Работа изображает монументальный комплекс площади Пьяцца дель Дуомо в Пизе (также известный как Кампо деи Мираколи), Баптистерий справа со стороны собора. Лёгкими мазками художник удачно  подчеркнул архитектурные детали и облака, чтобы получить оригинальный почти трехмерный эффект. 
Эта картина была представлена ​​в 1874 году на выставке изящных искусств Брераa под названием  "Пьяцца дель Дуомо Баптистерий Пиза" . По этому случаю, Кавенаги были  выставлены восемь картин, в основном изображающие внутренние или внешние туристические достопримечательности Пизы, исполненные в последние месяцы 1873 года.

Эмилио Кавенаги (1852-1876). Интерьер церкви Сан-Марко в Милане. Исполнено около 1870 года. Холст, масло 44,5 х 34,5 см. Музей Польди-Пеццоли. Милан
На картине показана  внутренняя часть трансепта церкви Сан-Марко в Милане,  посетитель которой обеспокоен тем, что увидел могилу Ланфранко Сетталы, основателя ордена  отшельников Святого Августина. Интерьер здания показан в  сумерках свет в церковь попадает  сквозь открытое окно и освещает памятники стену.  Быстрыми  мазками кисти художник передаёт  воздействие света на поверхность стены, и оттеняет  небольшие участки с  точными деталями  архитектурного  и скульптурного  декора.
Следует заметить, что во времена   художника гипсовая декоративная отделка помещений  представляла собой весьма трудоёмкий процесс. Тогда не было возможности использовать лёгкие и прочные детали из полиуретана, которыми сегодня украшают не только дворцы, но и квартиры и дома многих людей, а уж припотолочные плинтусы и карнизы используются повсеместно, при этом человек может выбрать архитектурные детали любого стиля, что даёт неограниченную волю фантазии. 

суббота, 23 марта 2013 г.

Сегодня день рождения Алексея Даниловича Кившенко (1851-1895)

Алексей Данилович Кившенко (1851-1895). Переяславская рада. 1654 год. Исполнено в 1880 году. Бумага, акварель. 33 х 44 см. Центральный военно-морской музей, Ленинград

Алексей Данилович Кившенко (1851-1895). Заструненный волк. Исполнено в 1891 г. Холст, масло. 29 х 51 см. Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачева

Алексей Данилович Кившенко (1851-1895). Сражение у Шипки-Шейново 28 декабря 1877 года. Исполнено в 1894 г. Холст, масло. 90 х 182 см. Центральный военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи,  Ленинград

пятница, 22 марта 2013 г.

Антонис ван Дейк (1599 ≈ 9.12.1641) - "Мадонна с Младенцем"

Антонис ван Дейк (1599 ≈ 9.12.1641). Мадонна с Младенцем. Исполнено в 1921-1627 гг. Холст, масло; 62,5х52,5 см. Национальная галерея. Парма
Из журнала "Великие музеи мира" №28 "Национальная галерея. Парма":
Критика никогда не подвергала сомнению авторство картины, купленной галереей у вдовы художника Джу-зеппе Бальдриги, хронологически она располагается между произведениями, написанными Ван Дейком во время его поездки в Италию, хотя датировка неточна и по-прежнему колеблется в пределах времени его пребывания в Италии, с 1621 по 1627 год. Конечно, это дань антверпенского мастера венецианскому искусству, в частности, Тициану, в котором его восхищали изобретательность в сюжетах и техническое дарование. Художник изучил их во время своего двухмесячного пребывания в Венеции, после остановки в Генуе и Риме. Для фламандского художника, как ранее для его учителя Рубенса, поездка для обучения в Италию считалась обязательной, и Ван Дейк, еще во время пребывания в Палермо (1624 - 1625 гг.), находился под серьезным воздействием творчества Тициана. К теме Богоматери с Младенцем он обращается множество раз в своей «Записке об итальянском рисунке» и решительно пробует раскрыть ее во многих своих холстах, выполняя разные варианты. Картина из Пармы - одна из самых удавшихся; легкий поворот Мадонны, ее сияющий безмятежный взгляд, хорошо соотносятся с нежной позой и сладостным сном Младенца. Его полная беззащитность является предуведомлением о смерти Христа, а яблоко в левой руке - это символ искупления.

Кстати, сегодня, 22 марта день рождения великого фламандского художника. 

четверг, 21 марта 2013 г.

Джордже де Кирико (1888 - 1978)

Джордже де Кирико. Автопортрет. Исполнен в 1945. Холст, масло. 60,5x50 см. Частное собрание
Из журнала "Великие художники: их жизнь вдохновение, творчество" №107 "Джорджо де Кирико":
Джорджо де Кирико, прочно вошедший в историю искусства как предтеча сюрреализма, играл выдающуюся роль в культурной жизни 20-х годов прошлого века. Сам Андре Бретон называл художника творцом „кристаллизующейся современной мифологии". Де Кирико — по настоящему европейский мастер: начинает обучение в Греции, продолжает в Мюнхене, а затем в Италии. В Мюнхене, а позднее в Париже он находит существенные составляющие для становления своего оригинального стиля метафизической живописи. Вдохновение для своей работы художник черпает из самых разных источников, находя его и в немецкой классической философии, и в искусстве романтизма, и в античной мифологии. Он создает картины, производящие странное впечатление, будоражащие чувства. Это какая-то особенная реальность, состоящая из нагромождения предметов, помещенных в фантастическое пустынное пространство.
Джордже де Кирико. Натюрморт с серебряной посудой. Исполнен в 1962 году. Холст, масло. 97x138 см. Частное собрание

Джордже де Кирико. Портрет Гийома Аполлинера. Исполнен в 1914 году. Холст, масло. 81,5x65 см. Национальный музей современных искусствю Париж
Из журнала "Великие художники: их жизнь вдохновение, творчество" №107 "Джорджо де Кирико": Пророческий портрет
В 1912 году в Париже Джордже де Кирико познакомился с французским поэтом Гийомом Аполлинером. Двумя годами позже он пишет его известный портрет. На полотне два изображения поэта — на переднем плане античный бюст в темных очках иллюстрирует одну из самых любимых художником метафор слепого поэта. А на черном профиле-силуэте в глубине изображения в области виска очерчена окружность, похожая на мишень. Через два года Аполлинер будет серьезно ранен — осколок снаряда попадет точно в обозначенное на картине место. В 1918 году поэт скончался от последствий этого ранения.

Джордже де Кирико (1888 - 1978). Гектор и Андромаха. Исполнено около 1955 года. 80 х 60,3 см. Частное собрание

среда, 20 марта 2013 г.

Петер Улас (род. 1934 г.) - "Осень в Саалузе"

Петер Улас (род. 1934 г.). Осень в Саалузе. Исполнено в 1963 году. художественный фонд Эстонской ССР - 
Ulas, Peeter. Sugis Saalusel. Eesti NSV Kunstifond - 
Peeter Ulas. Autumn in Saalese. Estonian Art Fund

Улас Пээтер Теодорович (07.04.1934) - Художник, график. Член Союза художников СССР. Заслуженный художник Эстонской ССР, доцент.

 Открытка из набора "Современная живопись Эстонии", издательство "Аврора". Лениград. 1971.

вторник, 19 марта 2013 г.

Джованни Ланфранко (1582-1647)

Джованни Ланфранко (1582-1647). Святую Агату посещают в тюрьме святой Петр и ангел. Исполнено около 1613 - 1614 гг. Холст, масло; 100х132,6 см. Национальная галерея. Парма
Из журнала "Великие музеи мира" №28, "Национальная галерея. Парма":
Главное действующее лицо картины - святая Агата, молодая сицилианка из знатной и богатой семьи, жившая в первой половине Ш-го века, которая дала обет вечного девства и стала мученицей во время гонений Деция. Среди многих эпизодов ее жизни, проиллюстрированных в живописи, Ланфранко выбирает один - самый суровый: когда после пыток, которым ее подверг Квинтиниан, - отсечения грудей, ее отвели обратно в тюрьму, ночью, в сопровождении ангела, освещающего дорогу факелом, ей является св. Петр, который дрожащими руками накладывает на кровоточащие раны чудодейственную мазь, излечивая и восстанавливая прекрасные формы. В этой композиции Ланфранко предлагает не только необычный для себя сюжет, но и новый стиль, характеризующийся лаконичным и трогательным повествовательным языком, где классическая утонченность, идущая от Карраччи, соединяется с точным подбором световых эффектов, воспринятым от Караваджо. Это подтверждается необыкновенным владением внутренним пространством, тусклый свет распространяется по диагонали, высвечивая грудь святой, воспитанной в полном приятии мученической смерти. Самое поразительное в этой работе пармского художника то, как ему удалось уловить и передать с необыкновенной естественностью тот дух «живописи любви», той особой «гуманизации» священного повествования, которые Корреджо оставил в наследство художникам эпохи барокко.
Джованни Ланфранко (1582-1647). Похороны римского императора

Джованни Ланфранко (1582-1647). Руджеро и Анжелика. Исполнено в 1616 г. Холст, масло 92x130 см. Национальная галерея Марке. Урбино
Из журнала "Великие музеи мира" №17, "Национальная галерея Марке. Урбино":
Сцена изображает эпизод драмы «Неистовый Орландо» (Неистовый Роланд) Ариосто (в конце десятой и начале одиннадцатой песни), когда воин помогает Анжелике спуститься с гиппогрифа, на котором они улетели, после того, как Руджеро освободил девушку, убив Орку (светский сюжет, редко изображаемый в XVII веке). Когда предъявленная публике Шлейером картина появилась на рынке римских древностей в 1964 году, тем же ученым была идентифицирована ранняя работа Ланфранко, выполненная под влиянием обучения у Аннибале Карраччи в Риме, куда художник прибыл после смерти Агостино Карраччи. Композиция развивается по диагонали, с двумя главными героями на переднем плане слева, откуда начинается пейзаж, простирающийся в глубину сцены и занимающий всю правую часть полотна, являясь вариацией произведений Эльсхаймера и Аннибале Карраччи. С его искусством связана концепция пейзажа, а также морфология и колорит, даже если внимательное изучение работы отсылает нас, в то же время, к ноткам легкости и нежности живописи Корреджо, звучащим в мягко и ласково вылепленных телах персонажей, отличающих Ланфранко от жесткой и строгой классики последних работ Аннибале.
Красивым и очень современным выглядит фрагмент лесистого пейзажа, с одиноким голым стволом дерева, за которым, позади холмов и бурой листвы, виднеется кусочек моря.
Джованни Ланфранко (1582-1647). Норандин и Люцина, обнаруженные людоедом. Исполнено около 1624 г. Холст, масло 267 х 397 см. Галерея Боргезе. Рим
Из журнала "Великие музеи мира" №6, "Галерея Боргезе. Рим":
Большое полотно, числящееся в собрании начиная с «Описи» 1693 года, происходит с виллы семьи Боргезе во Фраскати. Джованни Пьетро Беллори в «Жизнеописаниях живописцев» сообщает, что «для кардинала Сципиона Боргезе Ланфранко написал большую картину маслом, для виллы во Фраскати, Полифема, или людоеда у входа в пещеру, схватившего девушку, одетую в шкуру, которая поворачивается к нему со страхом, тогда как остальные разбегаются». Сюжет, идентифицированный в конце XVIII века Вази, в действительности является историей Норандина и Люцины, взятой из одной песни «Неистового Роланда» Лудовико Ариосто. Норандин, король Дамаска, пустившись в путь с женой своей Люциной, терпит бедствие у острова людоеда. Ланфранко изображает решающий момент, когда, в попытке сбежать из пещеры людоеда, спрятавшись среди овец, Люцина была обнаружена. Картина подтверждает отношения уважения и дружбы, связывающие Сципиона с Ланфранко, который летом того же года готовил «Совет богов» для большой лоджии в западной части Виллы Боргезе. Масштабное произведение на светский сюжет, украсившее лоджию, вызвало широкий резонанс в римском обществе, из-за чего Ланфранко оказывается в фаворе у римских семей.
О деталях картины:
Классический пейзаж передан с цветовой плотностью, далекой от тонкой вуали Доменикино. Теплый и мягкий свет накладывается на цвет, создавая золотые отблески, восходящие к Корреджо.
Норандин, убегая, оборачивается назад и видит, что его спутница обнаружена людоедом. Он делает легкий разворот туловища, ясно указывающий на традицию Микеланджело.
Завернувшись в шкуру, Люцина выползает из пещеры, пытаясь затеряться среди овец. Однако ее все же обнаружил людоед, могучая фигура которого доминирует в композиции.
Кастрина Маркетти

понедельник, 18 марта 2013 г.

Орацио Джентилески (1563-1639) и Джованни Ланфранко (1582-1647) - «Святая Цецилия и ангел»

Совместная картина итальянских художников Орацио Джентилески (1563-1639) и Джованни Ланфранко (1582-1647).  «Святая Цецилия и ангел». Написано около 1617-1618 гг. и около 1621-1627 гг. Холст, масло; 87,5 х 108 см. Национальная галерея искусства. Вашингтон 
Из журнала "Великие музеи мира" №9, "Национальная галерея искусств. Вашингтон":

В соответствии с последними исследованиями, картина была начата Орацио Джентилески приблизительно в 1617 году для знатного римлянина Натале Рондини, а закончена Джованни Ланфранко через несколько лет, примерно в 1621 году. Композиция картины, на которой изображена юная святая Цецилия, играющая на маленьком переносном органе, а ангел, в соответствии с известным мотивом Караваджо, держит перед ней листок с нотами, очень похожа на другую работу Орацио (Перуд-жа, Национальная галерея Умбрии). В это время фигуры святой Цецилии и ангела можно соотнести с Мадонной и ангелом из картины «Видение святой Франчески Римской» Урбино, написанной художником в 1615-1619 годах. Вашингтонское полотно было, таким образом, начато после алтарной картины Урбино и затем оставлено, когда он заканчивал новое и очень похожее в Перудже. Речь идет о полном восстановлении, позволяющем понять творческий путь последних лет Орацио, который имел обыкновение повторять свои самые удачные находки, благодаря подготовительным наброскам, изготовленным посредством копирования их на кальку с оригинала. Полотно, поступившее в коллекцию Сэмюэля Кресса в 1952 году, обладает высочайшим качеством, и только благодаря рефлектографическим исследованиям были обнаружены два последующих дополнения.
О деталях картины:
Образ святой Цецилии, изображенной без головного убора с прической из аккуратных косичек, уложенных по современной моде, напоминает тип женского лица, встречающийся в произведениях Орацио Джентилески в 1615 и 1620 годах. Сосредоточенность нежного облика передает духовный порыв, приближающийся к экстазу. 
Маленькие руки с изящными пальцами (в Средние века это считалось символом духовности) движутся по уменьшенной клавиатуре портативного органа. Святая Цецилия, ставшая покровительницей музыкантов, и, согласно иконографии, тоже музыкант, очень часто изображалась играющей. Маленький орган являлся одним из часто изображаемых инструментов, как символ глубокой набожности и религиозного благочестия.
Ангел, присутствующий в момент экстатического вдохновения святой, очень похоже (что вызывает в памяти картину Караваджо «Отдых во время бегства в Египет», галерея Дориа-Памфили, Рим) держит перед ней лист с нотными записями. Его любование Цецилией, увлеченной исполнением, имеет легкий оттенок детского обожания.
Роза Джорджи

воскресенье, 17 марта 2013 г.

Ваббе, Адо (1892-1961) - "Натюрморт с веером"

Ваббе, Адо (1892-1961). Натюрморт с веером. Исполнено в 1950-1953 гг. Тартуский государственный художественный музей
Vabbe, Ado (1892-1961). Natuurmort lehvikuga.  Tartu Riiklik Kunstimuuseum 

Ado Vabbe (1892-1961). Still Life with Fan. 1950-1953. Art Museum. Tartu
Ваббе, Адо Георгиевич (19.03.1892 - 20.04.1961). Художник, педагог
С 1911 по 1913 год учился в школе Ажбе в Мюнхене у К.Вейнгольда, Ф.Эйзенгребера и А.Креуцера. С 1919-го по 1940-й преподавал в художественной школе "Паллас". В 1938 году получил звание профессора. Выставки в Париже, Мюнхене, Любеке, Кельне, Риме, Будапеште, Москве. Творчество Адо Ваббе сформировалось в Мюнхене под влиянием В.Кандинского, с которым он был лично знаком с 1909 года. В Мюнхене познакомился с К.Петровым-Водкиным и Явленским.

суббота, 16 марта 2013 г.

Карл Хенрик д'Ункер (1828-1866) - "В зале ожидания пассажиров 1-го и 2-го класса"

Carl Henrik D'Unker (Swedish, 1828-1866) The first and second-class waiting room. Oil on canvas. 69.8 x 101.8 cm - Карл Хенрик д'Ункер (шведский, 1828-1866). В зале ожидания пассажиров 1-го и 2-го класса. Холст, масло. 69,8 х 101,8 см

пятница, 15 марта 2013 г.

неизвестный художник английской школы 19-го века

English School, 19th Century. Shooting partridge. Oil on canvas 44.5 x 59.4 cm - Художник английской школы 19-го века. Охота на куропаток. Холст, масло 44,5х59,4 см

English School, 19th Century. Pancras at night . Oil on canvas 76,2 х 63,5 cm - Художник английской школы 19-го века. Панкрас ночью. Холст, масло 76,2 х 63,5 см

English School, 19th Century. The peddler. Oil on canvas 66.4 x 82.2 cm - Художник английской школы 19-го века. Торговец. Холст, масло 66.4 x 82.2 см

English School, 19th Century. The staircase. Oil on canvas 56.3 x 43.2 cm - Художник английской школы 19-го века. Лестница. Холст, масло 56.3 x 43.2 см

English School, 19th Century. The porch. Oil on canvas 43.3 x 53.3 cm - Художник английской школы 19-го века. Крыльцо. Холст, масло 43.3 x 53.3 см

English School, 19th Century. The maths lesson. Oil on canvas 61.3 x 51.1 cm - Художник английской школы 19-го века. Урок математики. Холст, масло 61.3 x 51.1 см
На картине видно, что в 19-м веке даже простые математические примеры вызывали жуткую головную боль, а что говорить о веке 21-м, когда количество знаний получаемых в школе, колледже или вузе возросли в разы! Тем более, что современные студенты привыкли пользоваться калькуляторами! Сегодня чтобы сдать в РФЭИ госэкзамен необходимо досконально проштудировать список экзаменационных вопросов. Тут таблицы умножения будет мало, необходимо искать помощников. 

четверг, 14 марта 2013 г.

Антонио Аллегри, прозванный Корреджо (ок. 1489-1534)

Антонио Аллегри, прозванный Корреджо. Рождество Иисуса со святой Елизаветой и святым Иоанном. Написано в 1512-1513 гг. Дерево, масло 79 х 100 см. Пинакотека Брера. Милан.
Из журнала "Великие музеи мира" №29 "Пинакотека Брера. Милан":
С самого начала наполеоновской пинакотеки работы, относящиеся к различным школам Эмильи эпохи Возрождения, формируют в Брере значительную группу авторитетных произведений. Она включает в себя две изысканные ранние работы Корреджо, великого художника из Пармы, нашедшего личный альтернативный путь для развития искусства XVI века, гениально предваряя решения, которые будут разработаны в эпоху барокко. «Рождество» (или «Поклонение Младенцу») принадлежит к раннему периоду творчества художника, жившего тогда в Мантуе. В ряде деталей, например, в образе святой Елизаветы, ясно видны следы начального обучения в школе Мантеньи, которые вскоре уже продуманно сочетаются с влиянием Леонардо, широко распространенным в Ломбардии. Тем не менее, отдавая должное мастерам своей юности, Корреджо демонстрирует самобытность стиля, тонко выбирая приглушенный закатный свет и композицию персонажей, трактуемую в духе повседневной реальности, как, например, крепко спящий святой Иосиф, или пастухи за деревенской изгородью, ведомые ангелом.
Стефано Дзуффи
Антонио Аллегри, прозванный Корреджо. The Agony in the Garden - Моление о чаше. Лондонская национальная галерея.

Антонио Аллегри, прозванный Корреджо. The Magdalen - Мария Магдалина. Лондонская национальная галерея.

Антонио Аллегри, прозванный Корреджо. Venus with Mercury and Cupid - Венера, Меркурий и Купидон. Лондонская национальная галерея.

Антонио Аллегри, прозванный Корреджо. The Madonna of the Basket.  Лондонская национальная галерея.

среда, 13 марта 2013 г.

Фотий Степанович Красицкий (1873-1944) - «Гость из Запорожья»

Ф.С. Красицкий (1873-1944). Гость из Запорожья. Исполнено в 1901 году. Холст, масло. Львовский музей украинского искусства
F.S. krasitsky (1873-1944). Guest from zaporozhe. 1901. Oil on canvas. Lviv Museum of Ukrainian Art

Фотий Степанович Красицкий (1873-1944) - живописец, график. Внучатый племянник Тараса Шевченко. Родился 24 августа 1873 года в селе Зелёная Дубрава Черкасской области. В 1888-1892 гг. учился в киевской рисовальной школе Н.И. Мурашко на средства Н.В. Лысенко, в 1892-1894 гг. – в Одесском художественном училище, в 1894-1901 гг. – в петербургской Академии искусств и И.Е. Репина. С 1903 года работал в Киеве. В 1924-1937 гг. – преподавал в художественном институте. Произведения: политические карикатуры в журнале "Шершень" (1906); жанровые картины – "Возле колодца" (1900), "Гость из Запорожья" (1901, вариант 1916), "На праздник" (1902); пейзажи – "Хутор Хатки на речке Псли" (1898), "Дорога в село Козацкое" (1899), "Село Кирилловка" (1901); портреты – М. Старицкого (1893), Леси Украинки (1904), Т. Шевченко (1906, 1910), И. Франко (1907, 1914) и других. Жил в Киеве. Скончался 2 июня 1944 года.

вторник, 12 марта 2013 г.

Рихард Сагритс (1910-1968) - "Яхт-клуб в Пирита"

Рихард Сагритс (1910-1968). Яхт-клуб в Пирита. Исполнено в 1952 году. Таллинский государственный художественный музей
Sagrits, Richard(1910-1968). Pirita jahtklubi. Tallinna Riiklik Kunstimuuseum
Richard Sagrits (1910-1968). Yacht-club at Pirita. Art Museum Tallinn

О художнике:
Рихард Сагритс (1910-1968). В 1930-1936 гг. изучал живопись в художественной школе "Паллас" под руководством Н.Трийка и графику у А.Ваббе. Его творчество было представлено на выставках эстонского искусства заграницей от Рима до Москвы. В годы войны художник жил в России. В 1943 году в Ярославле принимал участие в организации Союза художников Эстонии.

Некоторые другие картины Рихарда Сагритса выложены ЗДЕСЬ


Открытка из набора "Современная живопись Эстонии", издательство "Аврора". Лениград. 1971.

понедельник, 11 марта 2013 г.

Рихард Уутмаа (1905-1977) - "Рыбаки на северном побережье Эстонии"

Рихард Уутмаа (род. 1905 г.) Рыбаки на северном побережье Эстонии. Написано в 1945 году. Тартуский государственный художественный музей
Uutmaa, Richard. Kalurid pohjarannikul. Tartu Riiklik Kunstimuuseum
Richard Uutmaa. Fichermen of the Estonian North. Art Museum. Tartu
 
Рихард Уутмаа (1905-1977). Эстонский художник, учился в художественной школе Pallas у Николая Трийга, завершил обучение в 1935 году. Народный художник Эстонской ССР (1975).

Некоторые другие картины Рихарда Уутмаа выложены ЗДЕСЬ.


Открытка из набора "Современная живопись Эстонии", издательство "Аврора". Лениград. 1971.

воскресенье, 10 марта 2013 г.

А.А. Мурашко (1875-1919) - "Девочка с собачкой"

А.А. Мурашко (1875-1919). Девочка с собачкой. Холст, масло. Львовский музей украинского искусства -AA Murashko (1875-1919). Girl with Dog. Oil on canvas. Lviv Museum of Ukrainian Art  
Художник Мурашко Александр Александрович [26.8(7.9).1875, Киев, — 14.6.1919, там же], племянник Н. И. Мурашко. Учился в Киевской рисовальной школе у Н. И. Мурашко, в петербургской АХ (1894—1900) у И. Е. Репина и в Мюнхене (1901) в школе А. Ашбе. В произведениях М. («Похороны кошевого», 1900, «Девушка в красной шляпе», 1902—03, «Крестьянская семья», 1913, — все в Музее украинской изобразительного искусства УССР, Киев) верность натуре сочетается с декоративной экспрессией цвета.

суббота, 9 марта 2013 г.

Герард Доу (1613 - 1675) - «Голландская девушка в окне».

Художник Герард Доу (1613 - 1675), Голландская школа. «Голландская девушка в окне». Написано около 1662 года. Дерево, масло. 38х29 см. Савойская картинная галерея. Турин.
Из журнала «Великие музеи мира» №23 «Савойская галерея. Турин»:
Фигуры мужчин и женщин в обрамлении оконной рамы являются типичной темой живописи Доу, первого ученика Рембрандта и основателя школы «Избранных художников» в Лейдене. Это особая типология под названием «nisstuk» (элемент ниши), популяризованная художником с 1647 года, была заимствована из портретистики Рембрандта начала 40-х годов. Картины Доу и его последователей отличает тщательность, с которой выписаны мельчайшие детали. Следствием такого подхода было медленное исполнение заказа, что в случае Доу стало пословицей. Интерес художника к изучению реальности и его исключительная склонность к рисованию с натуры привели к сильному сокращению используемых им сюжетов. Его репутация не пострадала от этого ограничения. Напротив, его картины являются одними из самых дорогих и знаменитых во фламандской живописи XVII века. Его знаменитая «Больная водянкой» была изъята герцогом Карлом Эммануилом IV в эпоху Наполеона и больше не вернулась (в настоящее время экспонируется в Лувре). У картины «Голландская девушка в окне» существует очень похожий вариант, находящийся в английской королевской коллекции Букингемского дворца. Картина подписана и датирована вдоль люнета окна «G.Dou 1662»
Скворечник, со своим обитателем - это лишь одна из деталей, составляющих знаменитую изысканность Доу, характеризующуюся манерой, становящейся со временем все более чистой и отшлифованной, превращающейся иногда в чистый иллюзионизм
Франчески Сальвадори

Понятное дело, что для того, чтобы писать портрет в обрамлении оконной рамы, надо, чтобы эта самая рама имела изысканный вид. Поэтому раньше украшению окон уделялось особое внимание. Над ними работали  искусные мастера отделочники. Современная отделка окон унифицирована, что даёт возможность обеспечить хороший вид не привлекая дорогих мастеров, пластиковые откосы в состоянии установить каждый человек, у кого руки растут из нужного места. 

пятница, 8 марта 2013 г.

Айно Бах (1901-1980) - "Отдых"

Бах, Айно (род. 1901). Отдых. Исполнено 1960 г.  Частное собрание -  Bach, Aino . Puhkus.  Erakogu - Aino Bach (born 1901). rest. Private collection
О художнице:
Бах-Лийманд Айно Густавовна (14.12.1901 - 1980). Родилась в местечке Коэру, ныне в Эстонской ССР], народный художник Эстонской ССР (1961). Член КПСС с 1944. Училась в высшей художественной школе "Паллас" в Тарту (1924-35). Автор отмеченных любовным вниманием к человеку портретов, жанровых работ, иллюстраций к произведениям эстонских писателей ("Спящий ребёнок", сухая игла, 1955, и др.), исполненных в различных техниках гравюры. Республиканская премия (1947). Награждена 3 орденами и медалью.

четверг, 7 марта 2013 г.

К.Н. Устиянович (1839-1903) - "Шевченко в ссылке"

К.Н. Устиянович (1839-1903). Шевченко в ссылке. Холст, масло. Львовский музей украинского искусства. - K.M. Ustianovich (1839-1903). Shevchenko in Exile. Oil on canvas. Lviv Museum of Ukrainian Art  
Из Википедии:

Корнило Николаевич Устиянович (укр. Корнило Миколайович Устиянович; 22 сентября 1839, село Волков (теперь Пустомытовский район Львовской области) — 22 июля 1903, село Долгое (Дрогобычский район Львовской области) — живописец, поэт, писатель, общественный деятель, редактор, иконописец Галицкой Украины XIX-го века.
К. Устиянович - известный украинский живописец. Работал в жанрах портрета и пейзажа, рисовал на историческую и жанровую тематику. Первой его работой в области изобразительного искусства стала роспись церкви в Коломые, где художник работал на протяжении двух лет. Особенно плодотворно работал К. Устиянович, в церковной монументальной живописи. Им написаны иконы для более чем 50 церквей, 15 иконостасов, 11 стенописей, 7 декоративных картин и т. п., из которых самые заметные: «Христос перед Пилатом»(1880) в Вене, «Моисей» (1887)и «Потоп» в Преображенской церкви во Львове, "Крещение Руси ", «Владимир Великий», «Святая Ольга» в церкви с. Вистова (под Калушем) и др. Автор картин «Василько Теребовельский», «Шевченко в ссылке», «Мазепа на переправе». Гуцульской тематике посвящены картины Устияновича «Гуцулка у источника» и «Гуцул». Корнило Устиянович первым среди западноукраинских художников обратился к шевченковской теме, нарисовав картину «Шевченко в ссылке».

Сюжет картины несколько неоднозначен. Тарас Шевченко в военном мундире в одиночестве задумчиво сидит на поваленном дереве в прикаспийской степи (откуда в степи деревья не ясно).  В руках у него книга, дневник или альбом для зарисовок. О чём задумался Шевченко зритель должен определить сам. Возможно и том, как хорошо было учиться в Петербургской академии художеств и теперь ему надо учиться заочно, чтобы получить звание академика живописи или по другому решить вопрос с корочками об образовании. В общем то картина, на мой взгляд, плохо раскрывает трагедию человека на десять лет отданного "в солдаты", который имеет возможность вот так сидеть и что-то себе думать. Работы самого Шевченко этого периода куда более драматичны.   

среда, 6 марта 2013 г.

Антонио Аллегри, прозванный Корреджо (ок. 1489-1534)

Антонио Аллегри, прозванный Корреджо.Мадонна, поклоняющаяся Младенцу. Написано около 1524 г. Холст, масло 82 х 68,3 см. Галерея Уффици. Флоренция
Из журнала "Великие музеи мира" №11 "Галерея Уффици. Флоренция":
Будучи великолепным образцом периода творческой зрелости мастера, это произведение считается гармоничным сочетанием сложной композиции и мягкого цветового решения. Оно было написано вскоре после угловых фресок церкви святого Иоанна Евангелиста в Парме и перед росписью купола собора. Сцена, изображающая молодую мать, которая стоит на коленях перед только что родившимся младенцем Иисусом, поклоняясь ему, освещена поэтичным золотистым светом заходящего солнца, ласкающего пейзаж с античными развалинами за спиной у Мадонны. Сцена отличается глубокой уединенностью: кажется, что персонажей охраняют безмолвные, забытые колонны. Свет проникает через кроны деревьев и пилястры, подчеркивает их формы, сменяясь мягкими тонами. Фигуры матери и ребенка, изображенные в легком ракурсе, вибрируют под мягкими золотистыми лучами. Картина была подарена герцогом Мантуанским, Фердинандом Гонзага Козимо II Медичи в 1617 году. В Уффици находится также алтарная картина «Отдых на пути в Египет», написанная Корреджо для церкви святого Франциска в Риме.
Светлое вуалирование и насыщенные блики света в картине увеличивают выразительность деликатного жеста поднятой руки молодой Богоматери. Прелестная фигура, окутанная тончайшим шелком зеленой переливчатой накидки и красно-оранжевого платья, становится яркой и вибрирующей точкой опоры всей картины.
Елена Джаннески
Антонио Аллегри, прозванный Корреджо. Мadonna col bambino tra due angeli musicanti - Мадонна с младенцем между двумя ангелами играющими на музыкальных инструментах. Холст, масло. Галерея Уффици. Флоренция

Антонио Аллегри, прозванный Корреджо. The Rest on the Flight to Egypt with Saint Francis - Отдых на пути в Египет с святым Франциском. Написано в 1520 г. Холст, масло. Галерея Уффици. Флоренция

Антонио Аллегри, прозванный Корреджо. Мистическое венчание святой Екатерины. Написано в 1517-1518 гг. Дерево, масло 28,5 х 24 см. Неаполь. Национальный музей Каподимонте 
Из журнала "Великие музеи мира" №14 "Неаполью Национальный музей Каподимонте":
Работа «Мистическое венчание святой Екатерины» является одной из картин, конфискованных герцогом Рануччо I у восставших пармских феодатариев в 1612 году Доска принадлежала Барбаре Сансе-верино, которая также владела картиной «Мадонна с кошкой» Джулио Романо и «Портретом папы Льва X», в те времена еще считавшимся кисти Рафаэля.
Мы не разделяем подобного энтузиазма. Композиция, действительно, достойна внимания (взаимосвязь между фигурами очень живая), но в тоже время внимание сосредоточено на жесте Младенца. Этот жест освещает своими лучами «архитектуру» сцены, которая заключена в круг, образуемый двумя женскими фигурами. Чудесен также и колорит, сияющий неяркими точками, возникающими посредством мягких и свободных мазков. Палитра художника изысканна: она построена на игре немногих цветов на больших поверхностях. И наконец, нежной и задушевной кажется нам атмосфера магической поэзии, как и во многих наилучших произведениях Корреджо. «Венчание» относится к периоду, непосредственно предшествующему важнейшей поездке в Рим, которую художник предпринял в 1518 году. В работе все еще отсутствуют следы влияния многих вещей, увиденных Корреджо в Вечном городе. В первую очередь, это «Мистическое венчание святой Екатерины» Рафаэля. Если и присутствуют в картине элементы школы Рафаэля, то ее уроки он получил у молодого Беккафуми и у Микеланджело Альсельми.
По традиции, вероятно, предшествующей «Золотой легенде» Якопо да Вараджине, считалось, что отшельник, который крестил святую Екатерину в пустыне, дал ей образ Мадонны с Младенцем. Молитвы женщины привели к тому, что ей явился Иисус и подарил кольцо, назвав своей невестой.
Маттия Гаэта
Антонио Аллегри, прозванный Корреджо. Портрет читающего мужчины. Написано в 1517-1523 гг. Масло по бумаге, наложенной на холст; 60,2 х 42,5 см. Замок Сфорца. Милан
Из журнала "Великие музеи мира" №21 "Замок Сфорца. Милан":
Авторство портрета долгое время обсуждалось критиками, предлагались кандидатуры Пармиджанино и Корреджо, мастеров позднего Возрождения школы Эмильи-Романьи. Картина последнего, с виду простая в отношении техники живописи, в действительности является результатом комплексного исследования римского классицизма Рафаэля, работ Мантеньи, Леонардо и натуралистической матрицы Падуи. На полотне изображен бюст мужчины в темном костюме, с густой бородой и длинными волосами, погруженного в чтение небольшой книги (возможно, сборник «Сонетов» Петрарки). Уникальность перспективного решения, поза мужчины и его рука, в дополнение к легкой тени от шляпы на лбу, помогают зрителю проникнуться задумчивой атмосферой произведения. Взгляд читающего, направление которого нельзя уловить, подчеркивает психологическую напряженность ситуации. Деревья и лужайка на заднем плане создаются размытыми цветами, которые, перемещаясь в одном направлении, создают впечатление висящего в воздухе сада. Подобные приемы демонстрируют определенную отрешенность манеры Пармиджанино, аристократической и формальной, что подтверждает принадлежность картины кисти Корреджо.
Отождествление небольшой книги со сборником Петрарки (карманным изданием «Сонетов», которые были очень популярны в то время) объясняется наличием изображения на заднем плане молодого оленя на поляне, упоминаемого в сонетах.
Мартин Астольфи

Другие картины итальянского художника, выложенные в этом блоге можно увидеть ЗДЕСЬ