СЛОВАРЬ ЛЮБИТЕЛЯ ЖИВОПИСИ

ГРАФИКА

Графика (от греческого слова „графо" — пишу, рисую) — это все виды рисунков и гравюр. Как выглядит рисунок — известно всем, но не все знают о разных способах работы художника над рисунком. Гравюры тоже видел каждый, иногда даже и не подозревая об этом.
Гравюрой называется отпечаток на бумаге с так называемой печатной доски, которую обрабатывает художник. Печатной доской могут служить и деревянная, и металлическая пластинка, и гладкий камень. В зависимости от материала и способа его обработки различают разные техники (виды) гравюры: офорт, литографию, ксилографию т. д. Но самапо себе доска имеет "подсобное значение: цель художника — отпечаток на бумаге, оттиск.
Почему же художник не рисует сразу на бумаге? Рисунок, как и картину, художник делает только в одном экземпляре, а копии всегда хуже подлинника. Иначе обстоит дело с гравюрой. С одной печатной доски можно сделать много оттисков, и все они будут равноценными художественными произведениями.

КАРАНДАШ

Нет художника, который не пользовался бы карандашом. Любая художественная работа начинается с карандашного наброска.
Древние римляне писали заостренными металлическими стержнями на восковых дощечках. Свинцовые палочки, оставляющие темный след на любой поверхности, скоро получили особое распространение. Средневековый школьник всегда имел при себе свинцовый штифтик и пергаментную записную книжку. С появлением бумаги свинцовые и серебряные палочки начинают широко применяться художниками. Рисунки делались на бумаге, покрытой мелом или костным порошком с подкраской — розовой, зеленой, белой. В 1790 г. был изобретен графитный карандаш. Французский механик Конте нашел способ регулировать степень жесткости карандашей: графитный порошок смешивался с разными количествами глины. Затем его прессовали и заделывали в деревянную оболочку.
Это и есть наш современный карандаш. Художники используют его и для набросков, и для таких рисунков, которые представляют собой самостоятельные художественные произведения.

ПЕРО

Самое древнее перо для рисования и письма — это заостренная тростниковая палочка. Птичье перо, которое стало Применяться в VI в., довольно быстро вытеснило тростниковое: оно давало более тонкий штрих. С его помощью художники рисовали чернилами, тушью и бистром, который вырабатывали из каминной сажи. Художники-виртуозы охотно обращались и к тростниковому перу, ценя его сочные линии.
Много перовых рисунков оставил голландский художник Рембрандт. Часто он комбинировал тростниковое и гусиное перья: первым делал толстые штрихи и густую тень тень, вторым — детали.
В середине XIX века появилось стальное перо. Современные художники нередко рисуют обыкновенной авторучкой.
Среди русских художников замечательным мастером перового рисунка был И.И. Шишкин.
Перовой рисунок хорошо воспроизводится типографским способом. Все иллюстрации в календаре - это рисунок пером.


УГОЛЬ И САНГИНА

Прежде чем браться за краски, живописец делает на холсте рисунок углем.
Жженое дерево начали употреблять-для рисования с древнейших времен. Обжиг производился на слабом огне в запечатанном глиняном сосуде.
И.Е.Репин выполнил углем портрет итальянской актрисы Элеоноры Дузе, В.А.Серов — портрет Шаляпина. Это законченные произведения, краски тут не понадобились. Уголь очень удобен и для этюдов — набросков с натуры. Но рисунок углем легко осыпается. Поэтому его закрепляют клеевым раствором. Другой способ закрепления рисунка — пропитывание самого угля льняным маслом.
С древнейших времен известна и сангина, но художники применяют ее лишь с XV в. Сангина — минерал. Она бывает разных оттенков, от розового до темно-коричневого (слово "сангина" по-латыни означает „кровавая"). Особенно красивы рисунки, выполненные сангиной в сочетании с мелом и углем на тонированной (подкрашенной) бумаге. Мастерски делал такие рисунки французский художник Антуан Ватто.

ГРАВЮРА РЕЗЦОМ

Ювелиры издавна вырезали на металле узоры. Если кому-либо из них попадалось украшение с особенно удачным узором, он намазывал его специальным составом и оттискивал узор на бумаге, чтобы не забыть и впоследствии повторить на металле. Оттиск бывал иногда так красив, что появилась мысль вырезать рисунок на металле только для того, чтобы получать оттиски. Так в середине XV в. возникла гравюра резцом. Делают ее на медной или стальной пластинке. Линии рисунка вырезаются резцом — стальным стержнем, трехгранным или четырехгранным, с косым срезом конца. Вырезанные бороздки заполняются краской, и рисунок печатается под прессом на влажной бумаге, которая впитывает краску.
Гравер Н. И. Уткин выполнил резцом портрет Пушкина, взяв за основу известный портрет работы Кипренского. Современники находили, что сходство на гравюре даже большее, чем на живописном портрете.
В наше время этим способом изготовляют денежные знаки, почтовые марки

ОФОРТ

Медную доску покрывают грунтом — лаком из воска с примесью смолистых веществ. Предварительно доску нагревают, чтобы лак растопился. Остывая, лак застывает, и художник рисует по нему иглой, вставленной в деревянную рукоятку. Игла проходит сквозь податливый грунт до поверхности доски, и медь в этих местах обнажается. Затем доску опускают в ванночку с кислотой (обычно берут так называемую „крепкую водку", по-французски „офорт"). Кислота не действует на лак, а медь в обнаженных пестах она разъедает. Когда с доски счищают лак, она оказывается покрытой бороздками: рисунок врезан в доску при помощи кислоты, Можно получить сто и больше оттисков.
Офортист избавлен от утомительной работы резцом: игла свободно ходит по восковому лаку. Поэтому в технике офорта работают и любители. Сохранился офорт, выполненный Петром I. Надпись гласит: „Петр Алексеевич, Великий царь русский, награвировал это иглою и крепкою водкой под смотрением Адриана Шхонебека (т.е. под наблюдением этого художника) в Амстердаме..."

"СУХАЯ ИГЛА"

Технику этой гравюры считают разновидностью офорта, так как художник работает офортной иглой. Но кислота здесь не применяется (откуда и название — "сухая"), и по существу эта техника ближе к гравюре резцом.
Гравер процарапывает рисунок на медной доске. При этом выталкивается металлическая стружка, которая образует по краям царапин шероховатый гребень — заусенцы. Их не счищают, краска набивается в них, и при печатании получается сочная, мягкая, как бы окутанная туманом линия. Но заусенцы скоро стираются, и хорошими бывают только первые 10—15 оттисков. Так вышло, например, с одной из гравюр Рембрандта: глубокая бархатная тень, превосходно получившаяся на первых оттисках, стала на последующих отпечатках бледной, прозрачной. Впоследствии стершаяся доска попала в руки английского гравера Бэйли. Он тщательно подновил ее, напечатал еще несколько оттисков, а потом распилил рембрандтовскую доску, чтобы никто не мог выпускать отпечатки, искажающие замысел великого художника.

АКВАТИНТА

Слово „акватинта"- означает „водяная краска". Эта техника [гравюры позволяет передать легкое пятно, характерное для акварели или рисунка тушью.
Медную доску, на которой вытравлен линейный рисунок, помещают в ящик с дверцей. Затем берут смолистый порошок и вдувают его в ящик при помощи мехов. Порошок осаждается на меди, а чтобы он прилепился, доску нагревают. Затем ее кладут в кислоту. Смолистые порошинки не поддаются действию кислоты, и она выедает только промежутки между ними. Через некоторое время художник покрывает кислотоупорным лаком те места, которые должны быть светлее, и снова опускает доску в кислоту. На оттиске получаются мелкозернистые пятна разной интенсивности, напоминающие рисунок кистью.
Испанский художник Гойя использовал акватинту в серии гравюр „Капричос" („Капризы"), полной насмешек над высшим обществом. Через министра, который высмеивается во многих листах этой серии, художник передал доски и оттиски в подарок королю. Но ни король, ни вельможа не поняли намеков, и гравюры разошлись по всей Испании.

ПУНКТИР

В XVIII в. появилось много коллекционеров, собиравших рисунки знаменитых художников. Но так как каждый рисунок существует толлько в одном экземпляре, то и заполучить его может лишь один собиратель, а у остальных коллекции оказываются неполными. В 1740 г. была изобретена специальная гравюрная техника для воспроизведения рисунков, сделанных углем и сангиной.
Эта техника называется пунктиром, потому что медную доску испещряют мельчайшими точками. Для этого употребляют рулетку — колесико с острыми зубцами и матуар — стержень с утолщенным концом, снабженным шипами. Доска покрыта лаком, как и в офорте, и ее также травят в кислоте. Там, где точки расположены более густо, на оттиске получаются более темные места. Хорошо передается рыхлый штрих рисунка углем.
Лучшим мастером пунктира был Франческо Бартолоцци — итальянец, поселившийся в Лондоне. Знаменитым стал и один из русских учеников Бартолоцци — Г.И.Скородумов, посланный за границу для усовершенствования в искусстве.

КСИЛОГРАФИЯ

Ксилография (от греческого слова „ксилон" — срубленное дерево")— самая старая гравюрная техника. Первые книги печатались с деревянной доски, на которой были вырезаны и буквы, и рисунок. Гравер, работая ножом и долотом, вынимает дерево в тех местах, которые на оттиске должны остаться белыми, а линии, которые будут темными, выступают в виде перегородочек. На этот выпуклый деревянный рисунок накатывают валиком типографскую краску, сверху накладывают лист бумаги и проглаживают его косточкой-фальцовкой. Рисунок переходит на бумагу.
Старые граверы работали на доске дерева с продольным распилом, т. е. на обычной доске (обрезная гравюра). Это трудно: волокна дерева сопротивляются ножу, В конце XVIII в. Томас Бьюик изобрел новый способ гравирования — на поперечном срезе ствола (торцовая гравюра). При этом волокна не мешают. Работал Бьюик резцом, добиваясь постепенных переходов от темного к светлому.
Ксилографиями нередко иллюстрируют книги. Деревянную доску можно вставлять в печатную машину вместе с набором, тоже выпуклым.

ЛИНОГРАВЮРА

Гравюра на линолеуме делается так же, как гравюра на дереве, и оттиски получаются сходные. Но линолеум дешевле и работать по нему легче, поэтому линогравюра широко распространена в наше время.
В 1937 г. группа мексиканских художников основала „Мастерскую народной графики". Мастерская поставила своей целью создавать произведения, доступные народу. Большинство работ выполняется в линолеуме, поскольку эта техника дает огромное количество дешевых оттисков. Темы гравюр - борьба за мир, за национальную независимость, за хлеб и свободу. Коллектив „Мастерской народной графики был удостоен Международной премии мира.
Линогравюра, как и ксилография, может быть цветной. Для этого рисунок вырезают на нескольких досках, оставляя на каждой из них выпуклым только то, что должно быть какого-нибудь одного цвета, и печатают гравюру по частям. Но в Мексике краски очень дороги, поэтому мексиканские художники, не имеющие больших средств, делают только черно-белые линогравюры.

ЛИТОГРАФИЯ

Литография (от греческого слова „литос"—камень) изобретена в конце XVIII в. Ее изобретатель Алоиз Зенефельдер, уроженец Праги, писал пьесы и музыку, но не получил признания. Отыскивая способ напечатать свои произведения, он случайно обратил внимание на свойства одной из пород известняка — зеленгофского известнякового шифера. Этот камень хорошо принимает краску, но отталкивает ее, если обработан окисленной водой с клеем.
На этом и основан способ литографии. Рисунок наносится на камень карандашом (в состав которого входит сало) или жирной литографской тушыо. Жирное вещество проникает в поры камня и пристает к его поверхности. Окисленная вода, которой обливают камень, на эти места не действует. Когда на камень накатывают типографскую краску, она удерживается только там, где нанесено изображение, Теперь с камня можно делать оттиски.
В 1797 г. Зенефельдер напечатал таким способом романс с виньеткой.
Литография дает неограниченное количество оттисков, поэтому она получила огромное распространение в XIX веке, как способ печатдия газетных иллюстраций.

ЖИВОПИСЬ МАСЛОМ

Живопись маслом была известна уже в Х веке. Нидерландский художник Ян ван Эйк (умер в 1441 г.) усовершенствовал технику масляной живописи. С XVI века она получила широкое применение. Гибкость и простота этой техники позволяли более полно передавать живописное богатство мира. Известный итальянский художник XVI в. Вазари удачно охарактеризовал преимущества масляных красок:
"Этот способ письма оживляет краски, ибо масло делает колорит более мягким нежным и деликатным".
Краски растираются на растительных маслах, а для разжиженния в них добавляют скипидар или иное эфирное масло. Масляными красками можно писать на холсте, дереве, картоне и металле.
Большинство картин Леонардо да Винчи, полотен Репина и современных художников выполнены масляными красками.

ТЕМПЕРА

Слово "темпера" происходит от латинского слова, означающего "правильно смешивать". Темперой называют живопись красками, связующим веществом которых являются различные эмульсии. Чаще всего при изготовлении эмульсий применяется яйцо. Во избежание трещин к желтку примешивают пиво, вино или хлебный квас.
До изобретения масляных красок темпера была одним из самых распространённых видов живописи в Европе. Писали темперой главным образом на деревянных досках.
В настоящее время яичной темперой успешно пользуются знаменитые палехские живописцы по лаку. Темпера на искусственных эмульсиях применяется для росписи потолков в общественных зданиях.

ГУАШЬ

Живопись гуашью (от итальянского слова "гуаццо" - водяная краска) исполняется особыми красками. Такие краски представляют собой густую пасту, дающую непрозрачный слой, что позволяет накладывать светлые краски на тёмные. Тона в живописи гуашью ровные, матовые.
Туашью работают на бумаге, картоне, шёлку и т.д. Это одна из излюбленных техник советских художников. Помимо самостоятельных живописных произведений гуашью выполняются рисунки и образцы для прикладного искусства, а также оригиналы плакатов, так как гуашь обеспечивает хорошее качество печатных произведений.

ПАСТЕЛЬ

Пастель (от итальянского слова "паста" - тесто) часто считают не живописью, а одним из видов цветного рисунка. Пастельные краски выделываются в виде цветных карандашей, но без деревянной оправы, а лишь обёрнутые бумагой. Можно, однако, работать и кистью растворив карандаш в воде. Связующим веществом служат декстрин, молоко, а также белая глина , мел или гипс. Пастельными карандашами рисуют на грунтованном холсте, шероховатой (чаще цветной) бумаге.
Пастели присуща бархатистая поверхность и насыщенный чистый цвет. Она привлекала многих живописцев. Пастелью выполнена, например, известная картина швейцарского художника Лиотара "Шоколадница"

АКВАРЕЛЬ

Акварель (от латинского слова "аква" - вода) - один из видов живописи водяными красками. Художник, разводя краски водой наносит их на бумагу, вода просыхает, а краска благодаря связующему элементу удерживается на бумаге. Связующим веществом при изготовлении акварельных красок служат растительный клей, мел и сахар-леденец.
Красота акварельной живописи заключается в яркости, силе цвета и вместе с тем лёгкости и прозрачности красок, сквозь которые просвечивает белый лист бумаги.
Акварель была известна с древнейших времён. Её применяли для украшения рукописных книг. В XVII веке она самостоятельным видом искусства. Блестящими мастерами акварели в России были Карл Брюллов, В. Суриков и другие.

ФРЕСКА

Фреска (от итальянского слова "фреско" - свежий) - это живопись по свежей штукатурке. Художник наносит разведённые водой краски на сырую стену. Когда на штукатурке испаряется вода содержащаяся в ней известь отлагается на поверхности и соединяясь с углекислым газом воздуха, образует тончайшую прозрачную корочку кристаллической извести. Эта корочка покрывает краски и связывает их в одно целое со штукатуркой.
Живопись фреской требует от художника огромного напряжения. Надо писать быстро, пока не просохли стены, и точно: если сделана ошибка, придётся сбивать штукатурку. Зато искусно выполненные фрески сохраняются веками.
используется