суббота, 20 декабря 2008 г.

А. Я. ГОЛОВИН (1863—1930) - "Испанка"

Головин, Александр Яковлевич (1863-1930) - художник театра, живописец и график. Учился с 1881 г. на архитектурном, затем на живописном отделении Московского училища живописи ваяния и зодчества у В.Е. Маковского, В.Д. Поленова, И.М. Пряшникова, а также в Париже. На выставках с 1894 г. (Московское товарищество художников, Московское общество любителей художеств, Союз русских художников, "Мир искусства" - член объединения с 1902). В 1903-1916 гг. - член Союза Русских художников. С 1912 г. - действительный член Академии художеств. В 1899-1917 гг. - декоратор императорских театров. После 1917-го продолжал активно работать в театрах Москвы и Ленинграда. Один из крупнейших реформаторов русского и мирового театрального-декоративного искусства. Его декорации отличаются выразительно-яркой передачей эпохи, своеобразным живописным почерком. Мастер портрета ("Портрет Ф.И. Шаляпина в роли Бориса Годунова", 1912, ГРМ), натюрморта, пейзажа. Его работы имеются также в Государственной Третьяковской галерее (Автопортрет, 1912), Киевском музее русского искусства, Государственном центральном театральном музее им. А.А. Бахрушина, музеях Астрахани, Владивостока, Казани, Краснодара, Новосибирска, Омска, Ростова-на-Дону, Рязани, Саратова, Тюмени, Минска и других.
Художник А. Я. ГОЛОВИН (1863—1930), Русская школа. "Испанка". 1908 г. Государственный Русский музей

А. Я. ГОЛОВИН (1863—1930) - "Свадьба Фигаро" Эскиз декорации

Художник А. Я. ГОЛОВИН (1863—1930), Русская школа. "Свадьба Фигаро" Эскиз декорации четвёртого акта комедии Бомарше. 1927 г. Музей Московского Художественного академического театра имени А.М. Горького

А. Я. ГОЛОВИН (1863—1930) - "На островах"

Художник А. Я. ГОЛОВИН (1863—1930), Русская школа. "На островах" 1913 г. Холст, темпера. 89х134,3 см. Костромской областной музей изобразительного искусства

Работы А.Я. Головина в театральном музее

Художник А. Я. ГОЛОВИН (1863—1930), Русская школа. "Борис Годунов" Эскиз декорации, Пролог. 2-я картина. 1908 г. Государственный Центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина
Художник А. Я. ГОЛОВИН (1863—1930), Русская школа. "Сольвейг" Свадьба Эскиз декорации второго акта, Балет на музыку Э.Грига. 1922 г. Государственный Центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина
Художник А. Я. ГОЛОВИН (1863—1930), Русская школа. "Сцена бала" Эскиз декорации восьмой картины постановки драмы М.Ю. Лермонтова "Маскарад". 1917 г. Государственный Центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина
Художник А. Я. ГОЛОВИН (1863—1930), Русская школа. "Страшная игральная" Эскиз декорации седбмой картины драмы М.Ю. Лермонтова "Маскарад". 1917 г. Государственный Центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина
Художник А. Я. ГОЛОВИН (1863—1930), Русская школа. "Псковитянка" Эскиз декорации к опере Н.А. Римского-Корсакова. Москва. Большой театр. 1901 г. Картон, темпера, гуашь, белила. 47х81 см. Государственный Центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина

пятница, 19 декабря 2008 г.

А.И. Корзухин (1835-1894) - "Перед исповедью"

Корзухин, Алексей Иванович (1835-1894) - живописец. Из крепостных. В 1858-1863 гг. учился в Академии художеств. В 1863 г. участвовал в протесте 14 выпускников Академии во главе с И.Н. Крамским. Член Артели художников вплоть до её распада. В 1868 г. удостоен звания академика за картину "Возвращение с сельской ярмарки" (ГТГ). Член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок (1870), в 1872 г. выбыл из него, оставаясь тем не менее на чётких реалистичных позициях. Работал в социально-бытовом и портретном жанрах ("Перед исповедью", 1877, "В монастырской гостинице", 1882, обе - в ГТГ; "Птичьи враги", 1887, "Портрет писательницы А.И. Ишимовой", 1875, обе - в ГРМ). Участвовал в росписи храма Христа Спасителя. Его произведения имеются также в Государственном литературном музее, мезеях Архангельска, Владимира, Екатеринбурга, Козьмодемьянска, Тамбова, Твери, Тюмени, Минска, Одессы и других.
Художник А.И. Корзухин (1835-1894), Русская школа. "Перед исповедью". 1876 г. (Первоначальный вариант картины "Перед исповедью" 1977 года, находящейся в Третьяковской галерее). Холст, масло. 107х160 см. Калининская областная картинная галерея.

А.И. Корзухин (1835-1894) - "Уводят последнюю корову"

Художник А.И. Корзухин (1835-1894), Русская школа. "Уводят последнюю корову". 1868 г. Музей истории религии и атеизма Академии наук СССР

Работы А.И. Корзухина (1835-1894) в Третьяковской галерее

Художник А.И. Корзухин (1835-1894), Русская школа. "Перед исповедью". 1877 г. Масло, холст. Государственная Третьяковская галерея
Художник А.И. Корзухин (1835-1894), Русская школа. "В монастырской гостинице". 1882 г. Масло, холст. Государственная Третьяковская галерея
Художник А.И. Корзухин (1835-1894), Русская школа. "Разлука". 1872 г. Масло, холст. Государственная Третьяковская галерея

Работы А.И. Корзухина (1835-1894) в Русском музее

Художник А.И. Корзухин (1835-1894), Русская школа. "У краюшки хлеба". 1890 г. Масло, холст. 39,5х48,5 см. Государственный Русский музей
Художник А.И. Корзухин (1835-1894), Русская школа. "Поминки на кладбище". 1865 г. Масло, холст. 66,5х63 см. Государственный Русский музей
А. И. Корзухин был в числе 14 учеников Академии художеств, отказавшихся в 1863 году от конкурса на заданную тему и демонстративно вышедших из Академии. Вскоре он вошел в организованную под руководством И. Н. Крамского Петербургскую артель художников и был ее деятельным членом. В 1870 году Корзухин стал членом-учредителем Товарищества передвижных художественных выставок. В выставках Товарищества он не участвовал, однако все его творчество развивалось в том же направлении, что и искусство передвижников. За картину «Поминки на кладбище» Корзухину было присуждено звание художника 1-го класса. С большой теплотой и сочувствием изобразил художник группу крестьян на сельском кладбище у свежей могилы. Больше других выделены фигуры сидящего старика и стоящей поодаль молодой девушки. Грустная сцена поминания хорошо гармонирует с мягкостью и поэтичностью окружающего пейзажа. Полотно написано просто, без нарочитых эффектов и без сухости. Колорит выдержан в светлых тонах. В картине есть и сдержанно выдержанный момент обличения, столь характерный для жанровых произведений 60-х годов. В изображенных на заднем плане священнослужителях видно безразличие к совершаемому обряду. Церковный притч равнодушен ко всему происходящему. Это люди из мира, лишенного непосредственной человечности. Для шестидесятников обличение циничности духовенства являлось одной из главных задач искусства, но для Корзухина главным в картине является все же утверждение положительных образов людей из народа.

Художник А.И. Корзухин (1835-1894), Русская школа. "Птичьи враги". 1887 г. Масло, холст. 52,5х71 см. Государственный Русский музей