понедельник, 5 июля 2010 г.

ХАНС МЕМЛИНГ (Около 1435—1494) - «Богоматерь, Иоанн Евангелист и св. жены»

ХАНС МЕМЛИНГ (Около 1435—1494)
Нидерландская школа
«Богоматерь, Иоанн Евангелист и св. жены»
Дерево, масло. 51 X 40
Музей искусств в Сан-Паулу. Бразилия


Творчество Ханса Мемлинга наряду с искусством его великого соотечественника Иеронима Босха, по мнению большинства исследователей, завершает блестящий расцвет нидерландской живописи XV века.

Мемлинг родился в Зелигенштадте на Майне, но затем переехал в Брюгге, где и работал до конца жизни. Он прекрасно усвоил уроки Рогира ван дер Вейдена и Гуго ван дер Гуса, что проявилось в мастерстве его композиций и чувстве цвета. Произведения Мемлинга привлекают великолепно продуманной композицией, красотой колорита, изяществом линий. Светская трактовка религиозных сюжетов дает зрителю возможность прикоснуться к эпохе, в которую творил мастер. Богоматерь и святые Мемлинга воспринимаются нами как современники художника: их облик и одежда дают представление о моде того времени.

Таково и произведение из Сан-Паулу. Драматизм ситуации — после распятия Христа — передан здесь намеренно обостренно, как в древнегреческих трагедиях, где каждая поза и каждый жест несли смысловую нагрузку. Особой выразительностью в картинах Мемлинга отличаются лица персонажей. Мы ясно читаем на них следы перенесенных страданий: сведенные в тоске брови, пересохшие губы, покрасневшие от слез глаза — все говорит о доведенном до предельной иллюзорности реализме искусства нидерландского художника


© «Изобразительное искусство». Москва. 1988 9-2076. 130000. 1837. 5 к.

ОТПРАВЛЯТЬ ПО ПОЧТЕ ТОЛЬКО В КОНВЕРТЕ
 
См. также:

РАФАЭЛЬ САНТИ (1483—1520) - «Воскресение Христа»

РАФАЭЛЬ САНТИ (1483—1520)
Итальянская школа
«Воскресение Христа». 1501/02
Холст, масло. 52 X 44
Музей искусств в Сан-Паулу. Бразилия


Творчество Рафаэля наряду с творчеством Леонардо да Винчи и Микеланджело знаменует собой тот период высочайшего расцвета эпохи Возрождения, который принято называть Высоким Возрождением. Гений Рафаэля, уже при жизни снискавший ему славу непревзойденного мастера, проявился рано. Немаловажную роль в этом сыграл его отец —живописец и поэт Джованни Санти, приближенный двора урбинских герцогов, славящегося своим строгим этикетом и одновременно блестящим кругом гуманистически настроенных высокообразованных людей. Первые уроки рисования юному Рафаэлю дал отец. Затем несколько лет он, очевидно, обучался живописи в мастерской Тимотео Вити в своем родном Урбино, а с 1499 года начал работать в Перудже в мастерской известного умбрийского художника Пьетро Перуджино. Здесь он пребывал до 1504 года, и творчество Перуджино, несомненно, оказало на сложение собственной манеры Рафаэля огромное влияние. Помимо замечательных росписей в Ватикане и знаменитой «Сикстинской мадонны» Рафаэль за свою недолгую жизнь создал множество картин религиозного содержания и портретов.

Полотно «Воскресение Христа» относится к раннему периоду творчества Рафаэля, ко времени его пребывания в мастерской Перуджино, и несет на себе очевидные следы влияния искусства учителя. Особенно это обнаруживается в трактовке пейзажа — глубокой перспективе долин и холмов с отдельно стоящими кое-где как символ хрупкости человеческого бытия тонкими деревьями. Однако это небольшое полотно из Сан-Паулу многоплановостью композиции, четким построением пространства, расположением фигур, а также ярким, звонким колоритом уже предвосхищает будущие монументальные произведения Рафаэля

© «Изобразительное искусство». Москва. 1988 9-2076. 130000. 1837. 5 к.

ОТПРАВЛЯТЬ ПО ПОЧТЕ ТОЛЬКО В КОНВЕРТЕ

См. также:

МОРИС УТРИЛЛО (1883—1955) - «Вид на Сакре-Кёр на Монмартре»

Художник МОРИС УТРИЛЛО (1883—1955)
Французская школа
«Вид на Сакре-Кёр на Монмартре». Около 1934
Холст, масло. 81 X 60
Музей искусств в Сан-Паулу. Бразилия


Морис Утрилло родился в Париже. Его матерью была известная натурщица Мари-Клементин Валадон, ставшая впоследствии художницей, принявшей псевдоним Сюзанны Валадон. С детства оказавшийся в окружении художников, Утрилло пришел к живописи стихийно, под давлением матери, не представлявшей для своего сына иного пути. Почти самоучка, Утрилло сохранил в своем искусстве ту непосредственность, которая роднит его с мастерами наивного реализма и художниками «воскресного дня», занимающимися творчеством в свободное от других занятий время. Утрилло начал с подражания импрессионистам: в его ранних работах заметны следы увлечения городскими пейзажами Клода Моне и Камиля Писсарро. Влюбленный в Париж, Утрилло создал целую серию пейзажей, посвященных городу, манившему его своим вечно изменчивым обликом. Художник писал Париж весной и летом, осенью и зимой. Особенно нежно он любил Монмартр, его узкие улочки и спуски, кабачки и кофейни и величественный, как бы парящий вверху, господствующий над этой частью Парижа белый, увенчанный высоким круглым куполом собор Сакре-Кёр. Зимний пейзаж Монмартра, хранящийся в музее Сан-Паулу, относится к позднему периоду творчества художника: в основной белый цвет, характерный для ранних пейзажей Утрилло, вторгаются золотисто-розовый и красно-коричневый. Охра, сиена и умбра спорят здесь с белилами. На знакомый нам по другим картинам Утрилло белый пейзаж словно наброшена цветная ажурная сетка тончайшего рисунка, сотканная из силуэтов домов и ветвей деревьев. Маленькие фигурки спешащих прохожих похожи на оживших марионеток

© «Изобразительное искусство». Москва. 1988 9-2076. 130000. 1837. 5 к.

ОТПРАВЛЯТЬ ПО ПОЧТЕ ТОЛЬКО В КОНВЕРТЕ

См. также:

Морис Утрилло (1883-1955) - «Le Lapin Agile»

Морис Утрилло (1883-1955) - «Улица Мон-Сени на Монмартре»

суббота, 3 июля 2010 г.

БЕРНАРДО ДАДДИ (около 1290 — после 1355) - «Мадонна с младенцем»

Художник БЕРНАРДО ДАДДИ (около 1290 — после 1355). «Мадонна с младенцем». Итальянская школа. Дерево, темпера. 66x39. Музей искусств в Сан-Паулу. Бразилия

Бернардо Дадди — младший современник своего гениального земляка Джотто. Его творчество относится к флорентийской (тосканской) школе живописи, но ряд черт сближает искусство мастера с произведениями художников другой процветавшей в то время школы — сиенской. Дадди воспринял у Джотто то мировоззрение, которое лежало в основе творчества и других знаменитых деятелей культуры Проторенессанса, в первую очередь великого поэта Данте Алигьери. Оно заключалось в перенесении поисков истины в пределы нравственных человеческих категорий. В творчестве Дадди заметны, однако, и готизиру-ющие тенденции, на какое-то время захватившие вновь художников некоторых итальянских городов первой половины XIV века, и главным образом Сиены.

В «Мадонне с младенцем» эти две особенности искусства Дадди особенно отчетливы. Изысканный поворот головы, удлиненный разрез глаз, типичный для образов сиенских мастеров — Пьетро Лоренцетти и Симоне Мартини, — нейтральный золотой фон и тонкий орнаментальный узор в одеждах Марии и младенца Христа — характерные черты готизирующей аристократической линии в итальянском искусстве треченто. Но одновременно произведение Дадди сохраняет все завоевания Джотто. Прекрасно построенная композиция, в которой Мадонна с младенцем являют собой единое целое, согрета теплотой чисто человеческого общения двух любящих существ — матери и ребенка. Она передана в жестах их рук, но главное в улыбке губ и глаз, обращенных друг к другу. Этот диалог взглядов — прямое наследие Джотто

© «Изобразительное искусство». Москва. 1988 9-2076. 130000. 1837. 5 к.
ОТПРАВЛЯТЬ ПО ПОЧТЕ ТОЛЬКО В КОНВЕРТЕ

ХАНС ХОЛЬБЕЙН МЛАДШИЙ (1497—1543) - «Портрет Генри Говарда, графа де Серрей»

Художник ХАНС ХОЛЬБЕЙН МЛАДШИЙ (1497—1543), Немецкая школа. «Портрет Генри Говарда, графа де Серрей». Дерево, масло. 53 X 42. Музей искусств в Сан-Паулу. Бразилия

Творчество Ханса Хольбейна Младшего определило тот уровень немецкого Возрождения в его завершающей фазе, которую ученые считают Высоким, или Развитым, Возрождением.

Ханс Хольбейн, прозванный Младшим в отличие от не менее великого отца Ханса Хольбейна Старшего, родился в Аугсбурге в семье потомственных живописных дел мастеров: его дед, отец, дядя, брат, а впоследствии сын и внук были художниками. Отец прославился как мастер алтарей, а старший брат Амброзиус, как и Ханс, был талантливым портретистом. В 1516 году Хольбейн вместе с братом поселяется в Базеле, где живет до 1525 года. Затем по совету Эразма Роттердамского переезжает в Лондон, где после долгих лет творчества умирает от холеры в возрасте сорока шести лет.

Несравненный портретист Ханс Хольбейн Младший сохранил для нас облик своей эпохи, увековечив черты многих прославленных современников. Портреты, созданные в Англии, отличаются особенной глубиной характеристик, так как именно там искусство Хольбейна достигло совершенства. На репродуцированном портрете изображен известный английский поэт и дипломат Генри Говард, граф де Серрей (около 1513—1547). Тонкое лицо, тревожный взгляд больших темных глаз, обращенный куда-то за пределы доступного нам мира, сухие губы, словно повторяющие про себя слова только что рожденного поэтического творения, нервные пальцы руки, как будто отмеряющие ритм стихотворения, сдерживаемые волей привыкшего владеть собой дипломата, — все создает реалистический образ большой духовной силы
 
© «Изобразительное искусство». Москва. 1988 9-2076. 130000. 1837. 5 к.

ОТПРАВЛЯТЬ ПО ПОЧТЕ ТОЛЬКО В КОНВЕРТЕ

См. также:

пятница, 2 июля 2010 г.

Музей искусств в Сан-Паулу

Музей искусств в Сан-Паулу, одном из самых больших и красивых городов Бразилии, обладает уникальной коллекцией произведений западноевропейского и латиноамериканского искусства, что позволило причислить его не только к крупнейшим музеям Латинской Америки, но и к ведущим музеям мира. Однако в отличие от большинства других этот музей еще очень молод. Идея его создания возникла летом 1946 года. Она принадлежала Франсиску ди Ассизу Шатобриану (1892—1968), бразильскому журналисту, правоведу и дипломату, всесторонне образованной личности, как бы воскресившей традиции великих гуманистов, чье наследие не прошло даром для культуры Латинской Америки. По замыслу Шатобриана, патриота и гражданина своей страны, и его соратников, музей должен был стать в первую очередь культурно-просветительным учреждением, где посетители смогут получить необходимые знания об изобразительном искусстве и других видах художественной культуры. В своей статье, посвященной Музею искусств в Сан-Паулу, французский критик Андре Пери-но остроумно перефразировал известную поговорку: «Скажи мне, каков ваш музей, и я скажу, кто вы», считая, что музеи — в значительной степени лицо наций. Очевидно, эта мысль владела и Шатобрианом. Был снят этаж строящегося здания, и вскоре благодаря таланту архитектора Лины Бо он был прекрасно переоборудован под музейное помещение. Впоследствии для музея были приспособлены и другие этажи, и здание органично вписалось в окружающую среду шумного, многоэтажного, индустриального Сан-Паулу, став вместе с окружающими его газонами и скульптурой своего рода оазисом.
Первые годы работы музея требовали от его организаторов поистине неудержимой увлеченности. В основу коллекции Музея искусств было положено собрание старой пинакотеки города, в которой хранились картины, воскрешавшие историю Бразилии. Для обогащения коллекции было решено начать закупки на аукционах и в музеях Европы. Пострадавшие во время второй мировой войны европейские государства не всегда могли выделить необходимые средства на содержание национальных музеев, что вынуждало их подчас расставаться с рядом прекрасных произведений. Вскоре после организации музея в Сан-Паулу Пьетро Мариа Бранди, ставший его директором, отправился в Лондон, не рассчитывая на особый успех. Однако в эту первую поездку ему удалось приобрести за сравнительно невысокую цену «Портрет графа Оливареса» Веласкеса, а также картины Тициана, Перуджино и Пикассо. К 1953 году собрание Музея искусств стало представлять настолько высокую ценность, что Дворец Тюильри в Париже предоставил свои залы для проведения выставки, которая носила название «Шедевры пинакотеки в Сан-Паулу». С этого момента Музей в Сан-Паулу приобретает международное признание. За четверть века до появления Музея искусств, в 1922 году, именно в Сан-Паулу в муниципальном театре была проведена так называемая Неделя современного искусства, имевшая для культуры страны огромное значение. В ней приняли участие молодые живописцы, музыканты, литераторы, ставшие родоначальниками современного искусства Бразилии. Выставленные произведения были призваны познакомить местную публику с достижениями европейской культуры. Несмотря на то что в основе выпущенного вскоре манифеста лежали главным образом доктрины футуризма, молодые художники, ратовавшие за появление нового бразильского искусства, не забывали и достижений национальной культуры. Эти начинания продолжили и создатели Музея искусств, образование которого способствовало появлению в 1951 году знаменитых теперь Биеннале в Сан-Паулу, ставших регулярным смотром не только латиноамериканского, но и мирового искусства.
В настоящий момент Музей искусств в Сан-Паулу является одним из крупнейших центров бразильской культуры. Здесь ведется интенсивная научная, реставрационная и популяризаторская работа. Посетителей неизменно привлекает замечательно продуманная экспозиция залов, где наряду с произведениями той или иной школы, того или иного мастера помещены стенды, рассказывающие не только об истории и культуре, но и географии страны, искусство которой представлено в зале. Сотрудники Музея стремятся ввести зрителя в самую гущу проблем не только изобразительного искусства, но и культуры в целом. Регулярно проводятся «Музыкальные субботы», где даются концерты как классической, так и авангардистской музыки. Постоянно организуется выставки, которые заставляют зрителя творчески подходить к процессу восприятия искусства. Но главное внимание уделяется самим произведениям. Гордостью Музея является его картинная галерея, коорая постоянно обогащается за счет закупок на знаменитых мировых аукционах, в других музеях, в мастерских современных художников и у частных владельцев. В Музее несколько отделов, но среди них выделяются два — западноевропейской и латиноамериканской живописи.

Настоящий комплект открыток посвящен западноевропейской живописи, представленной в Музее искусств в Сан-Паулу множеством школ, произведениями мастеров разных эпох, начиная с итальянского Возрождения и кончая современностью. Одной из самых ранних живописных работ в Музее является «Мадонна с младенцем», созданная художником итальянского Проторенессанса Бернардо Дад-ди. В коллекции пинакотеки Сан-Паулу находятся прекрасные произведения и других известных живописцев итальянского Ренессанса —Андреа Мантеньи, Джованни Беллини, Тициана, Тинторетто и даже раннего Рафаэля, чье полотно «Воскресение Христа» репродуцировано в этом комплекте.
Замечательными произведениями представлены и другие живописные школы Европы: нидерландская — творением Ханса Мемлинга «Мадонна со св. Иоанном и св. женами»; голландская — полотном Рембрандта «Автопортрет с отрастающей бородкой»; немецкая — «Портретом Генри Говарда, графа де Саррей», написанным Хансом Хольбей-ном Младшим; английская — полотнами Гейнсборо «Пейзаж Дринкстоун-парка» (на обложке) и Тернера «Замок Кэрнарвон»; испанская — «Портретом дона Хуана Ан-тонио Льоренте» кисти Франсиско Гойи. Особый раздел составляет живопись XIX—XX веков. Музей располагает произведениями мастеров ряда школ, и в первую очередь французской. В коллекции Музея хранятся картины Эжена Делакруа, Доминика Энгра, Гюстава Курбе, Эдуарда Мане, Клода Моне, Огюста Ренуара, Эдгара Дега, Поля Сезанна, Пьера Боннара, Эдуарда Вюйара, Анри Матисса, Фернана Леже, Мориса де Вламинка и Мориса Утрилло. Среди работ мастеров других национальных школ выделяются полотна Винсента Ван Гога, Амедео Модильяни, Пабло Пикассо, а также произведения латиноамериканских художников, и прежде всего бразильских.
Музей искусств в Сан-Паулу мало знаком широким кругам советских любителей живописи, поэтому комплект открыток, посвященный этому музею, вызовет у них несомненный интерес.

Н. Шелешнева
Художник Огюст Ренуар (1841-1919). Французская школа. «Девочка с охапкой травы». Музей искусств в Сан-Паулу

Художник Томас Гейнсборо (1727 -1788), Английская школа«Пейзаж Дрингстоун-парка» Музей искусств в Сан-Паулу.

См. также:

четверг, 1 июля 2010 г.

АНДРЕА ДЕЛЬ САРТО (Андреа д`Аньоло ди Франческо, 1486—1530) - «Святое семейство»

Художник АНДРЕА ДЕЛЬ САРТО (Андреа д`Аньоло ди Франческо, 1486—1530) - «Святое семейство». Около 1530 Дерево, масло 140Х104. Национальная галерея. Рим. Итальянская школа

Андреа д'Аньоло родился во Флоренции в семье портного, откуда и произошло его прозвище «Сарто» (то есть портной). Он учился в мастерской Пьеро ди Козимо. В дальнейшем его художественное развитие проходило под влиянием Леонардо да Винчи и Ми-келанджело. В 1518 году по приглашению Франциска I работал во Франции, но вскоре вернулся на родину. Андреа дель Сарто в полной мере проявился как художник эпохи Высокого Возрождения. Его произведениям свойственны изящество, простота и ясность композиционных построений. Сарто предстает перед нами прекрасным колористом, что вообще было редкостью для флорентийской школы живописи. Он был первым из флорентийских художников, кто поддался очарованию сфумато — светотени великого Леонардо да Винчи.

«Святое семейство» относится к числу интереснейших работ Сарто. В религиозном сюжете раскрыты глубокие человеческие чувства. На фоне вечернего неба изображены мадонна с младенцем и Иосиф. Прекрасен и полон жизненной убедительности образ Марии. Он& сидит слегка наклонившись и обхватив руками ребенка. Все три персонажа погружены в раздумье. Здесь нет безмятежного покоя и радости. В лицах всех троих чувствуются глубокая серьезность и грусть, словно все ощущают предстоящую трагическую судьбу младенца Христа. Композиция картины хорошо продумана и отличается строгостью.

© «Изобразительное искусство. Москва. 1988 9-2075. 119 ООО. 946. 5 к.

ОТПРАВЛЯТЬ ПО ПОЧТЕ ТОЛЬКО В КОНВЕРТЕ

См. также:

Андреа дель Сарто (1486—1531) - «Юный Иоанн Креститель»

Андреа дель Сарто (1486—1531) - «Святое семейство»

ДЖОВАННИ ДЖИРОЛАМО САВОЛЬДО (1480/85—1548) - «Товий и ангел»

Художник ДЖОВАННИ ДЖИРОЛАМО САВОЛЬДО (1480/85—1548) - «Товий и ангел» Холст, масло. 96 X126. Галерея Боргезе. Рим. Итальянская школа

Джованни Савольдо родился в Брешии. Он работал в основном в городах Северной Италии и, по-видимому, умер в Венеции. Есть предположение, что, работая в Милане, он имел возможность познакомиться с произведениями Леонардо да Винчи.

Савольдо относится к наиболее выдающимся и самобытным художникам террафермы — материковой части суши, подвластной Венеции. Большое влияние на его творчество оказало искусство Северной Италии, полное интереса к простому человеку. Однако если художников террафермы привлекают занимательные детали, то Савольдо интересует более всего образ человека. Будучи последователем Джорджоне, Савольдо воспринял от него черты романтизма, придающие жанровым сценам особую одухотворенность.

В стремлении к показу людей из народа творчество Савольдо предвосхищает искусство XVII века, и его влияние на формирование творчества Караваджо несомненно.

Картина «Товий и ангел» написана на библейский сюжет. Изображен момент, когда Товий по указанию ангела ловит рыбу, желчью которой должен излечить слепого отца. Полны поэзии образы Товия и ангела. Этому немало способствует прекрасный пейзаж, залитый лунным светом. Такое лунное освещение, часто встречающееся в полотнах Савольдо, было большой редкостью в живописи того времени. Его холодная серебристая палитра не имеет ничего общего с венецианским колоритом.

© «Изобразительное искусство». Москва. 1988
9-2075. 119 000. 946. 5 к.

ОТПРАВЛЯТЬ ПО ПОЧТЕ ТОЛЬКО В КОНВЕРТЕ