пятница, 21 апреля 2017 г.

Антонис ван Дейк - «Вертумн и Помона»

Антонис ван Дейк. Вертумн и Помона. Исполнено около 1627 г. Холст, масло 142 х 197 см Музей Страда-Нуова, Генуя (Палаццо Бьянко в коллекции с 1959 г.)
Из альманаха «Великие музеи мира» №30 «Музей Страда-Нуова. Генуя»:
Этот эпизод описан в «Метаморфозах» Овидия, где Помона, прекрасная лесная нимфа, посвящала себя исключительно уходу за своим садом, отказывая всем женихам. Одним из них был Вертумн - бог, управляющий сменой времен года и способный изменять свою внешность. Чтобы завоевать ее любовь, он принимал различные обличья, но всегда безуспешно. Наконец, он превратился в добрую старушку, и только тогда нимфа впустила его в свой сад. Здесь бог в чужом обличье стал расхваливать красоту Помоны, а потом заговорил о любви, которую Вертумн испытывает к ней, и, наконец, смог ее завоевать. Ван Дейк щедро расточает сладость пробуждения любви, уловив поэтичность этого мифа, выражаемого через мягкую скульптурность женского тела, жесты и выражения лиц персонажей, отмеченных умеренной чувственностью. Венецианское влияние, очевидное в разработке света, который, скользя по телам, моделирует их тонкими, постепенными изменениями цветового тона, сильнее всего проявляется в образе Помоны, отсылающем к различным версиям «Данаи» Тициана, которую Ван Дейк видел и отметил в своей записной книжке - или у Фарнезе в Риме, или в Генуе в доме Джованни Карло Дориа, знатного генуэзского коллекционера.

См. также:

 Антонис ван Дейк (1599-1641)

четверг, 20 апреля 2017 г.

Жан-Жак Эннер (1825-1905) - «Мария Магдалина»

Jean-Jacques Henner (1825-1905). MARY MAGDALENE - Жан-Жак Эннер (1825-1905). Мария Магдалина

среда, 19 апреля 2017 г.

Виктор Дюбрейль (1846-1946) - «Банкнота в один доллар»

Victor Dubreuil  (1842 - 1900). ONE DOLLAR BANKNOTES. OIL ON CANVAS 22,8 x 30,5 cm - Виктор Дюбрейль (1846-1946). Банкнота в один доллар. Холст, масло. 22,8 x 30,5 см 
Работавший в США французский художник Виктор Дюбрейль написал много картин с банкнотами, чаще всего - долларами. Его картины пользовались популярностью,  ведь поклоняющиеся доллару американцы считали правильным украшать свои жилища подобными иконами. Однако времена изменились и сейчас американцы всё ещё находятся в поисках достойных поклонения богов. Именно этой теме посвящён новый сериал, снятый в жанре городского фэнтези "Американские боги". Желающие смотреть сериал с русским переводом найдут его вот тут. Без сомнения, этот сериал вызовет большой интерес уже из-за одного только имени режиссёра, Дэвила Слэйда, известного по работе "Во все тяжкие", которая держала в напряжении миллионы зрителей  на протяжении пяти лет.    

Армандо Спадини - «Признания»

Армандо Спадини (1883-1925). Признания. Исполнено около 1920 г. Холст, масло. 107х100,5 см. Палаццо Питти, Флоренция (передано фондом Карло Марки в 1985 году)

Из альманаха «Великие музеи мира» №24 «Палаццо Питти. Флоренция»:
Эта работа является одной из самых значительных зрелого периода творчества художника, когда, после Первой мировой войны, преодолев импрессионистский распад формы для нового соединения формы и композиции, Спадини находил, как он писал Адольфо Вентури в 1927 году, «в любимых особенностях жены и детей» вдохновение, созвучное его ощущениям, и так, наконец, «осуществил свою творческую мечту». Приближенный ракурс, увиденный снизу, подчеркивает интимный тон семейной сцены, где в необычной, но трогательной перемене ролей, девочка покровительственно обнимает мать, сидящую в грустной позе на железной кровати. Белый цвет великолепно обыгрывается в разнообразной гамме тонов - от меловой чистоты чулка на первом плане до жемчужно-розового цвета платья девочки, главной героини картины. Ссылки на образную традицию прошлых веков соединяются с воспоминаниями о живописи импрессионистов (ноги матери, обутые в черно-белую, как у тореадора, обувь напоминают об «испанском» Мане), и современников, конкретно - Матисса, на что указывают красные и фиолетовые кисти скатерти. Картина - плод вдумчивого размышления, о котором говорит ряд подготовительных рисунков и эскиз, выставленный в 1924 году на XIV Венецианском биеннале. 
 Корзина с работой, поставленная у кровати, с синей лентой и ножницами, которые красиво смотрятся на фоне белых кусков ткани - очевидная ссылка на изображение «Дев Благовещения» времен Контрреформации, Алессандро Аллори.
Сильвестра Биетолетти

вторник, 18 апреля 2017 г.

Теодор Жак Ралли - «Балдёж»

Théodore Jacques Ralli (1852-1909). THE OFFERING - Теодор Жак Ралли (1852-1909). Балдёж 

понедельник, 17 апреля 2017 г.

Терри Роджерс (1947 г.р.) - «Дуга неизбежности»

Terry Rodgers (в. 1947).  THE ARC OF INEVITABILITY - Терри Роджерс (1947 г.р.). Дуга неизбежности
См. также :

Терри Роджерс (1947 г.р.) - «Посторонние в раю»





воскресенье, 16 апреля 2017 г.

Рафаэль - «Снятие с креста»

Рафаэль. Снятие с креста. Исполнено в 1507 г.  Холст, масло, 184 х 176 см. Галерея Боргезе, Рим. В коллекции с 1608 г., дар папы Павла V
Из альманаха «Великие музеи мира» №6 «Галерея Боргезе. Рим»:
Это полотно для капеллы Бальони в церкви Сан-Франческо в Перудже было заказано Аталантой Бальони в память о ее сыне Грифоне, убитом в июле 1500 года.
В ночь на 19 марта 1608 года картина была похищена, спущена монахами со стен и подобрана папскими посланцами для передачи в дар папой Павлом V своему племяннику, кардиналу Сципиону Боргезе. Событие вызвало возмущение не только среди наследников Аталанты Бальони, но и во всем городе Перудже, успокоенное папским двором путем трудных переговоров.
В свою очередь, кардинал, чтобы заполнить пустоту, оставленную оригиналом, заказывает копию полотна, в настоящее время утраченную, художнику Ланфранко, и еще одну делает Кавалер дАрпино. Недавно отреставрированное и помещенное в специально выделенном пространстве в зале IX, «Снятие с креста» вновь обрело свежесть и яркие цветовые оттенки Рафаэля. С бледным телом Христа контрастируют переливчатые одежды других персонажей, выполненные в красных, синих и зеленых тонах. Если общая композиционная схема повторяет и развивает композицию «Оплакивания Христа» Перуджино (Флоренция, Палаццо Питти), динамика фигур явственно отсылает к Микеланджело. Мертвый Христос восходит к «Пьете» (Ватикан, собор св. Петра), а фигура женщины, сидящей на полу и поддерживающей лишившуюся чувств Богородицу, имеет характерный для Микеланджело разворот.
Франческа Кастриа Маркетти

Детали:
Между кулисами холмов открывается обширный пейзаж с редкими тонкоствольными кустами - дань учителю Перуджино. 
 На этом фоне недавняя реставрация позволила идентифицировать замок Антоньолла, принадлежавший семье Бальони, стоящий у дороги, ведущей из Перуджи в Умбертиде.

В образе молодого юноши, стоящего спиной и поддерживающего ноги Христа, критики видят изображение юного Грифоне Бальони, приводя в подтверждение реалистичность его лица с развевающимися на ветру волосами по сравнению с абстрактностью, характерной для других фигур, каждая из которых на свой лад выражает благочестие.

На переднем плане натуралистические детали, переданные с фламандской внимательностью. Цветочки «львиного зева» являются символом непрерывности жизни.

суббота, 15 апреля 2017 г.

Пьер Сублера - «Распятие с Марией Магдалиной и святыми Евсевием и Филиппо Нери»

Пьер Сублера [Пьер-Юбер Сюблейра (1699-1749)]. Распятие с Марией Магдалиной и святыми Евсевием и Филиппо Нери. Исполнено в 1744 году. Холст, масло. 408х232 см. Пиканотека Брера, Милан. В коллекции с 1799 года

Из альманаха «Великие музеи мира» №29 «Пиканотека Брера. Милан»:
Распятие входит в группу картин, с которых, по сути, началась коллекция Бреры. Четыре больших алтаря, выставленных в одном зале, взятых из разрушенной миланской церкви святых Козьмы и Дамиана и собранных в Брере с 1799 года в качестве ролевых моделей для студентов Академии изящных искусств. Выбор представляется очень удачным, учитывая явно «дидактический» характер четырех работ, все одинаковой формы и размера, написанные в Риме в 1740 году. Цикл включает в себя, в дополнение к этому, другой алтарь Сублера («Святой Иероним») и картины Помпео Батони («Святое Семейство») и Джузеппе Боттани («Святая Франческа Римская»), Произведение образцового благородства, равновесия и контроля авторитетно предвосхищает время перемен в истории искусства. Выдающийся представитель плеяды французских художников, живших в Риме (картина подписана и датирована внизу в центре: «Petrus Subleyras Pinxit Romae 1744 »), достиг вершин успеха благодаря изяществу и умеренности вкуса и покровительству Папы Бенедикта XIV. Сублера отказывается от вычурной живописи барокко в интересах просчитанного, строгого изображения, которое определенно является прелюдией к последующему развитию Просвещения и Неоклассицизма.

Стефано Дзуффи
Глядя на картину, неизбежно испытываешь некоторый холодок, которым веет от продуманных поз и слишком откалиброванной композиции большого холста. Кроме того, Сублера подтверждает высокое качество техники и безукоризненный контроль за объемами.