Страницы

понедельник, 30 июня 2008 г.

Соломаткин, Леонид Иванович

Леонид Иванович Соломаткин [1837, Суджа, ныне Курской области, — похоронен 6(18).6.1883, Петербург], русский живописец. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1855—60) и в петербургской АХ (1861—66). Работал в Петербурге. Испытал влияние В. Г. Перова и жанристов 1850-х гг., изучал в Эрмитаже произведения «малых» голландцев. Работам С., неоднократно повторявшего некоторые свои картины (в основном о жизни городских низов и быте опустившейся художественной среды), присущи наряду с острой жизненностью лубочный гротеск в характеристике персонажей, резкий рисунок и тёплый насыщенный колорит, нередко яркий и напоминающий пёструю раскраску народных картинок («Именины дьячка», 1862, «Свадьба», 1872, обе — в Третьяковской галерее).
В погребке. 1864 г. ГТГ - Государственная Третьяковская галерея
Утро у трактира. Иркутский областной художественный музей
Охотники. 1863 г. Холст, масло. 58х89. Киевский государственный музей русского искусства
Именины дьячка. 1862 г. ГТГ
Свадьба. 1872 г. ГТГ
Стряпчий. 1867 г. Холст, масло. 31,3х24,3. Калининская областная картинная галерея
Петрушка. 1878 г. ГРМ - Государственный русский музей
На заработки. Холст, масло. 38,5х28. Государственный Ярославо-Ростовский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Артисты на привале. 1869 г. ГРМ
Странствующие музыканты. 1872 г. ГТГ
Проводы рекрутов. 1869 г. Холст, масло.
Питейный дом. 1870-е гг. ГТГ
Переезд с дачи. ГТГ
Пирушка дельцов. 1880 г. Тульский областной художественный музей
Угощение сбитнем. 1848 г. ГРМ

пятница, 6 июня 2008 г.

Игорь Павлович Рубан (1912-1996)

В 1927-1929 годах учился в Студии К.П.Чемко у Д.Н.Кардовского. В 1930-1934 годах - в мастерской И.Э.Грабаря. В 1930 году принят в члены «Всекохудожника». В 1942 году окончил Московский художественный институт. Член Союза художников СССР с 1942 года. В 1966 году получил звание «Заслуженный работник культуры РСФСР». В 1988 году удостоен звания «Заслуженный деятель искусств СССР». С 1934 года принимает активно участие во всесоюзных и других художественных выставках. С 1935 года проходят его персональные выставки в Москве, Ленинграде, Вологде, Архангельске, Мурманске. Основал народные художественные музеи в Тикси, Подтесове (на Енисее), Холмске (Сахалин). Картины находятся в более чем 30 художественных и краеведческих музеях страны и за рубежом, в т.ч. в ГРМ, ГТГ.
Солнечный день
Морозный день. Дрейфующая станция "Северный полюс-4"
Пингвиновый пляж. Антарктика
Полярная ночь
Весна у берегов Баренцева моря
У подножия айсберга. Антарктика
У самого Белого моря
Шторм идёт

среда, 4 июня 2008 г.

Николай Ивавнович Осенев (1909-1983)

Родился в Москве. Учился в Московском государственном художественном институте им. В.И. Сурикова (с 1938, с перерывами). Начало 1950-х — активная работа на пленэре. К середине 1950-х — известный мастер композиционного пейзажа-картины. В 1960-е совершил поездки за границу (Англия, Италия, Франция, Швеция, Ирак и др.) и написал серию работ, связанную с ними (в основном, архитектурно-видовые мотивы). Произведения находятся в ГТГ, Москва; Пензенской картинной галерее и др. музеях и частных собраниях.
Первое слово советской власти. 1952 г. Львовская картинная галерея
Париж. Улица Мари-Роз, 4. Дом, где жил В.И. Ленин
Париж. Улица Мари-Роз, 4. Дом, где жил В.И. Ленин в 1909-1912 гг.
Индустриальная симфония. 1961 г. Всесоюзная художественная выставка 1961 года
Новый пейзаж. 1959 г.
Будущие путейцы
Комсомольцы на строительстве оборонительных сооружений

Илларион Михайлович Прянишников (1840-1894) - продолжение

Эпизод из войны 1812 года. 1874 г. Государственная Третьяковская галерея Холст, масло. 83х141 см.

Картина вошла в число основных творений, созданных передвижниками в реформированном ими историческом жанре. Она явилась плодом шестилетнего творческого труда, выразившегося в создании пяти законченных вариантов.
О популярности картины свидетельствует тот факт, что она была сразу же переведена в лубок, расходившийся в народе в тысячах экземпляров.
После отступления из Москвы французские войска терпели одно поражение за другим. Французская армия, преследуемая русскими войсками, спасалась бегством на запад. По дороге она теряла военную технику, людей. Многие французские солдаты, истощённые голодом, холодом, ранами и болезнями, отставали от армии и скитались по лесам и дорогам России. Крестьяне-партизаны и сельские жители, вооружённые вилами, рогатинами, косамо, брали таких французов в плен и доставляли их в расположение русских войск.
На картине Прянишникова изображён один из таких моментов Отечественной войны 1812 года.
По своему сюжету это произведение близко к знаменитой лубочной картинке: «Французы, голодные крысы, в команде старостихи Василисы». Допустимо предположить, что живописец непосредственно имел в виду партизанский отряд Василисы Кожиной. Во всяком случае, в композиции полотна важное место занимает фигура крестьянки, которая, остановившись, словно бы пропускает мимо себя колонну пленных французов и конвоирующих мужиков, как бы окидывая их «командирским оком». О каком-то её особом положении в отряде говорит и тот факт, что она сама несёт отобранные у наполеоновских мародёров «святыни» - парчовую ризу и икону в драгоценном окладе.
Художник сумел своей замечательной картиной передать народный характер Отечественной войны 1812 года.

Крестьянин. Этюд к картине "Эпизод из войны 1812 года". Государственный Русский музей
Эпизод из войны 1812 года. Офорт
Сельский праздник. Холст, масло. 42х62 см. Иркутский областной художественный музей

Молодой И. Е. Репин, находившийся с мая 1873 года в зарубежной командировке, положенной всякому выпускнику Академии художеств, окончившему учебный курс с Большой золотой медалью, писал из Парижа И. Н. Крамскому: «Мясоедов, Прянишников. Как бы все это хотелось видеть. Хотя здесь мы постоянно видим много хорошего и свежего, во всех родах, но все более вещи формальные. Французы совсем не интересуются людьми». Сетования эти понятны. Искусство передвижников было абсолютно новым явлением в истории всей человеческой культуры. Опираясь на богатые традиции национального бытового жанра, их живопись с первых же выставок Товарищества отличалась откровенной гуманистической и демократической тенденциозностью.
В этом отношении показательно полотно Прянишникова «В праздник». Живописец дает в нем внешне непритязательную бытовую сценку: изображен подвыпивший человек, лихо отплясывающий с молодухой на глазах у честного народа, собравшегося у трактира.
Однако, всматриваясь, замечаешь, что волосы мужчины заплетены в косичку, а его одежда является рясой. Оказывается «во все тяжкие> пустилась особа духовного звания.
Антиклерикальная направленность мотива очевидна. Художник выполняет здесь один из важнейших заветов революционной демократии, выраженный, например, в словах А. И. Герцена: «Труженик и страдалец земли русской... как я научил бы тебя презирать твоих духовных пастырей, поставленных над тобой петербургским Синодом...»
"Охота пуще неволи". 1882 г. Государственная Третьяковская галерея
На тяге. Калининская областная картинная галерея
Конец охоты. 1884 г. Государственная Третьяковская галерея
На Лысой горе. 1875 г. На сюжет из повести Н.В. Гоголя "Пропавшая грамота". Холст, масло. 60х46,2 см. Государственная Третьяковская галерея
Полотно «На Лысой горе», показанное на четвёртой передвижной выставке, обязано своим появлением работе мастера в иллюстрационной графике. Художник повторил в масле одну из своих литографий выполненных для издания повести Н.В. Гоголя «Пропавшая грамота». Им отображён момент, когда гоголевский герой приходит на бесовский шабаш потребовать от чертей украденную шапку, где зашита доверенная ему для передачи гетманская грамота.
В начале 1870-х годов В.Е. Маковский попытался организовать в Москве собственную литографскую мастерскую. Эта попытка отражала поиски передвижниками возможностей к расширению их просветительной деятельности. Самым крупным изданием мастерской стал альбом иллюстраций к «Вечерам на хуторе близ Диканьки». Издание свидетельствовало не только о сохранившемся в среде передвижников интересе к творчеству писателя – основоположника школы критического реализма, но и выражало их интерес к национальной культуре и быту других народов, населявших многонациональную российскую империю, в частности, к культуре и быту братского украинского народа.
Воробушки. 1883 г. Холст, масло. 27,5х24,2 см. Харьковский государственный музей изобразительного искусства
Приготовление почвы для посева льна в Вологодской губернии. Государственная Третьяковская галерея
Возвращение с ярмарки. 1883 г. Холст, масло 48,5х71,5. Государственный Русский музей
Погорельцы. 1871 г. Частное собрание. Москва.

вторник, 3 июня 2008 г.

Илларион Михайлович Прянишников (1840-1894)

Прянишников, Илларион Михайлович (1840-1894) - живописец- жанрист и пейзажист. Был одним из членов-учредителей товарищества передвижников, на выставках которого его произведения экспонировались с 1871-го по 1895-й год.
В своём творчестве развивал традицию реалистического бытового жанра, проникнутого критической тенденцией ("Шутники", "Порожняки" и др.). Обращался также к исторической тематике ("Эпизод из войны 1812-го года").
Учился в Московском училище живописи и ваяния с 1856 по 1866 г. В 1866-м году получил от Академии художеств звание классного живописца 3-й степени. В 1870 -м году - звание художника 1-го степени . С 1873 г. - преподаватель Московского училища живописи, ваяния и зодчества. С 1893 г. действительный член Академии художеств.В ожидании шафера. 1891 г. Серпуховский историко-художественный музей
Швея. 1869 г. Государственный Русский музей
"Жестокие романсы". 1881 г. Государственная Третьяковская галерея
В мастерской художника. 1890 г. Государственная Третьяковская галерея
Церковный староста. 1885 г. Холст, масло. 31,5х51 см. Государственная Третьяковская галерея

Картина Иллариона Михайловича Прянишникова «Церковный староста», показанная на XIII передвижной выставке, вызвала высокую оценку и прогрессивной критики и членов Товарищества, в частности И. Н. Крамского, отметившего именно на примере этого произведения, что в целом «передвижническая школа ушла вперед». Действительно, передвижники успешно избавлялись от гротескного прямолинейного преувеличения в характеристике отрицательного персонажа, ни в малой степени не притупляя и не умаляя самого мотива обличения. Несколько человек гуськом, друг за другом, движутся по церкви, собирая «дань» с прихожан. Их ведет за собою церковный староста из купцов — представительный, по-своему
даже красивый мужчина, привыкший считать себя всюду — даже в «божьем храме» — полновластным хозяином. За ним шествует «след в след» дьячок, тайные склонности которого сразу выдает сине-багровый нос. Зритель явственно ощущает, что перед ним, так сказать, «одним миром мазаная» компания вымогателей, спекулирующих на религиозных чувствах верующих.
Порожняки. 1872 г. Холст, масло. 48х71 см. Государственная Третьяковская галерея

Произведение «Порожняки»» показанное художником на первой передвижной выставке, посвящалось сложившейся в 1860-х годах разночинной интеллигенции. Порожняком по обратному пути из города через заснеженную безлюдную равнину движется обоз. К возчикам напросился семинарист, в жажде знаний в свое время вырвавшийся из деревни и сейчас решивший навестить в праздники близких и родных.
В рецензии на выставку М. Е. Салтыков-Щедрин писал: «...вы видите семинариста в пальто, не имеющем ничего общего с теплой одеждой, который, скорчившись в санишках, очевидно томится одним вопросом: доедет ли он или замерзнет по дороге? Вы видите все это, и, так как сцена застает вас не врасплох, то имеете полную возможность вникнуть в ту сокровенную сущность, которая дотоле убегала от вас...» Добиться этой «сокровенной сущности» живописец смог только потому, что сам прошел в тяготении к знаниям тот же путь, что и герой картины. Трудно, например, сказать, удалось бы ему окончить московское Училище, если бы его вместе с В. Г. Перовым не приютил у себя сердобольный преподаватель Е. Я. Васильев, пожалевший учеников, лишенных крова в чужой для них купеческой Москве. Молодой художник испытал тогда и голод и холод, согреваясь с Перовым общей единственной шубой. Произведение «Порожняки» воспринимается как страница биографии многих разночинцев, в том числе и самих художников-передвижников.

У кибитки. 1887 г. Государственный Русский музей
Чтение письма в овощной лавке. 1864 г. Государственная Третьяковская галерея
Литография к повести Н.В. Гоголя "Страшная месть"