пятница, 11 января 2008 г.

Борис Михайлович Кустодиев (продолжение)

Портрет Б.М. Кустодиевой. 1920 г. Государственная Третьяковская галерея
Утро. 1904 г. Государственный Русский музей
Ярмарка. 1906 г. Государственная Третьяковская галерея
Праздник в деревне. 1907 г. гуашь, акварель, граф. карандаш. Государственная Третьяковская галерея
Ярмарка. 1906 г. Государственная Третьяковская галерея
Японская кукла. 1908 г. Государственная Третьяковская галерея
Гуляние на Волге. 1909 г. Государственный Русский музей
Весна. Автолитография
Купчихи. 1912 г. Картон, темпера. 81,5х108. Киевский государственный музей русского искусства
Купчиха за чаем. 1918 г. Государственный русский музей
Купчиха. Этюд к картине "Купчиха за чаем" Рисунок углём. 1918 г. Государственный Русский музей
Масленница. 1916 г. Государственный Русский музей
Хоровод. 1912 г. Государственный Русский музей
Портрет Мити Шостаковича (композитора Д.Д. Шостаковича) Рисунок углём. 1919 г.
На Волге. Санаторий "Узкое"
Балаганы. 1917 г. Государственный Русский музей
Купец в шубе. 1920 г. бумага, акварель. 34х28. Николаевский государственный художественный музей им. В.В. Верещагина

четверг, 10 января 2008 г.

Борис Михайлович Кустодиев

Кустодиев, Борис Михайлович (1868-1927) - живописец, график, художник театра. Учился в 1896-1903 гг. в Академии художеств у В.Е. Савинского и в мастерской И.Е. Репина. С 1904 - пенсионер Академии художеств во Франции и Испании. Член Союза русских художников (с 1907), "Мира искусства" (с 1911), Ассоциации художников революционной России (с 1923). С 1909 г. - академик. В 1901-1902 гг. под руководством И.Е. Репина работал над картиной "Заседание государственного совета". 1905-1907 гг. сотрудничал в сатирических журналах. Создал серию картин на темы крестьянского и провинциального быта, отличающихся декоративностью и многоцветностью. Излюбленные темы Кустодиева - масленицы, ярмарки, чаепития, трактиры ("Масленица", 1916; "Купчиха за чаем", 1918, обе в ГРМ). Разработал жанр портрета-картины, связывая модель с интерьером или пейзажем ("Ф.И. Шаляпин", 1922, ГРМ). Автор картин, лубков и плакатов на темы революции ("Большевик, 1920, ГТГ). Работал как театральный художник ("Блоха" Е.И. Замятина, МХАТ), книжный график и скульптор. Автор экслибрисов. Его автопортрет находится в галерее Уффици (Флоренция). Работы Кустодиева имеются также в Астраханской государственной картинной галерее его имени, музеях Владимира, Волгограда, Екатеринбурга, Иркутска, Казани, Калуги, Кирова, Костромы, Краснодара, Курска, Н.Новгорода, Омска, Саратова, Томска, тулы, Тюмени, Уфы.
Красавица. 1918 г. Тульский областной художественный музей.
Волжское купечество на гулянье. 1910 г. Холст, темпера. 160,6х214,5 см. Костромской областной музей изобразительных искусств
Демонстрация. 1905 г. Рисунок цветными карандашами. 1906 г. Государственный Русский музей
Портрет И.Е. Репина. Рисунок карандашом. 1900 г.
Лесное озеро. 1917 г.
Голова девочки. 1897 г. Астраханская областная картинная галерея
Купальщица. Линогравюра. 1926 г. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина
Осень. Линогравюра. 1926 г. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина
Московский трактир. 1916. Государственная Третьяковская галерея
Трактир. Литография. 1921 г. Государственная Третьяковская галерея
Женский портрет Рисунок карандашом. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Машка - дочь купецкая. Эскиз костюма к спектаклю "Блоха" (МХАТ II. 1925 г.)
Эских декорации 4 акта к драме А.Н. Островского "Гроза". 1918 г. Государственный Центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина
Молодая купчиха. 1919 г. Свинцовый и цветные карандаши, бумага. 30,8х27. Государственный Русский музей

четверг, 3 января 2008 г.

Василий Григорьевич ПЕРОВ (Криденер) - русский художник-передвижник

Трапеза. 1865 и 1876. Масло, холст, 84х126 см. Государственный Русский музей

В самом начале 60-х годов особенно привлекшими общественное внимание к имени В. Г. Перова были антиклерикальные картины «Проповедь в сельской церкви», «Сельский крестный ход на пасхе» и «Чаепитие в Мытищах» (все три — в ГТГ). В 1865 году художник вернулся к этой теме в полотне «Трапеза» (впоследствии картина еще раз была переписана, что и дало основание помечать время ее создания двумя датами). Сюжет картины не столь прямолинеен, как прежде, и все же она полна самого беспощадного обличения духовенства. В ней разоблачаются лицемерие и порочность морали церковников, лживость их учения о презрении к земным благам и любви к ближнему, незлобивости и всепрощении. Представив обед в монастырской трапезной, Перов наглядно показал, что и внутри церковников существует лживость и социальная рознь. На картине изображено и раболепство монахов перед знатными посетителями, и их безразличие к страданиям бедняков, и жадность, и скупость, их злость, чревоугодие, подхалимство. Художник наделил каждого из персонажей чертами характера, ярко выражающими тот или иной порок.

«Трапезу» отличает точность деталей, тщательная проработанность рисунка, живописность. В картине множество действующих лиц, и никто не написан наспех. С подробностями выписан и каждый из предметов. Все имеет свое значение. Даже показывая контраст царящего в трапезной полумрака с ярким светом за окнами, Перов как бы противопоставляет темному монастырскому быту яркий свет солнца; жизнь природы сопоставляется с мелочностью и низостью, царящей в комнате.

Ботаник. 1874 г. Холст, масло. 65,5х79 см. Государственная Третьяковская галерея
В своих произведениях Василий Григорьевич Перов уделял большое внимание пейзажному фону, той естественной природной среде, в которой действует человек.
В картине "Ботаник", экспонированной художником на четвёртой передвижной выставке, пейзаж играет особо важную роль, ибо живописец рассказывал в ней о человеке, живущем среди природы, нашедшем своё призвание в увлечённом познании растительных форм. Великолепно передав сдержанную красоту русского пейзажа, художник словно бы показал, что не любить такую природу нельзя. Произведение необыкновенно свежо по живописи. Чувствуется, что Перов, оставив стены мастерской, работал на открытом воздухе (пленере), а это дало непосредственную жизненность колорита, из которого уходят коричневые, "музейные" тона.
Таким образом, борьба за высветление палитры, записанная позднее эстетствующей критикой полностью на имя французских мастеров, служила на самом деле общим международным явлением истории изобразительного искусства 1870-х годов. На четвёртой передвижной выставке Перов выступал даже в целом как один из пионеров пленера в России. Наряду с картиной "Ботаник" он экспонировал этюды, пленерная направленная которых говорила за себя даже в их названиях, - "Яблоня в цвету" и "Крестьянка Рязанской губернии у калитки на солнце".
Гитарист-бобыль. Этюд к картине того е названия, находящейся в Государственном Русском музее. Рисунок карандашом. Государственная Третьяковская галерея
Тающая Снегурочка. Эскиз. Государственная Третьяковская галерея
Ходоки-просители. Рисунок карандашом и пером. 1880 г. Государственная Третьяковская галерея
На тяге. Рисунок карандашом. 1879 г.
Голубятник. 1874 г. Государственная Третьяковская галерея
Спор о вере (сцена в вагоне). Рисунок пером и карандашом. 1880 г. Государственная Третьяковская галерея

вторник, 1 января 2008 г.

Василий Григорьевич ПЕРОВ (Криденер) - русский художник-передвижник

Портрет писателя И.С. Тургенева. 1872 г. Холст, мало. 102х80 см. Государственный Русский музей

Выдающегося писателя запечатлели многие художники не только русские, но и иностранные. Тургенев не раз выезжал за границу и, как известно, умер во Франции. Однако из всех изображений литератора лучшим оказался портрет, исполненный Перовым. Эта работа является примером высоких достижений психологического портрета передвижников.
В западноевропейском искусстве этого времени начавшийся процесс разложения буржуазной культуры уже приводил к утрате внутренней содержательности, выразительности характера и жизненного полнокровия портрета. И. Н. Крамской справедливо отмечал в 1870-х годах: «...самые талантливые представители у французов даже не ищут того, чтобы человека изобразить наиболее характерно... мы ищем другого». «Другое», которого добивались в портретном жанре передвижники, привело в этом произведении Перова к полному соответствию внешнего облика писателя характеру его творчества.
Тургенев изображен на портрете словно на минуту оторвавшимся от чтения, проникновенно задумавшимся над какой-то строчкой, вызнавшей у него размышление. Он держит книгу на коленях так, чтобы не потерять нужную страницу. Профиль фигуры и лица подчеркивает особую утонченную, присущую Тургеневу красоту. От всего его облика веет благородством, покоем и ясностью.
Примечательно, что все портретисты находили облик писателя трудным для передачи. Творческая удача не сразу пришла и к Перову. Портрет 1872 года — второй портрет литератора, созданный живописцем (первый выполнен годом ранее).
Наушница. (Перед грозой). Эскиз-вариант. Рисунок карандашом и пером. 1874 г. Государственная Третьяковская галерея
Перед грозой (Наушница) Литография
Старики-родители на могиле сына. 1874 г. Государственная Третьяковская галерея
Делёж наследства в монастыре (Смерть монаха). Рисунок карандашом. 1868 г. Государственная Третьяковская галерея
Угощение странника-семинариста. 1874 г. Кировский областной художественный музей им. А.М. Горького
Спящие дети. 1870 г. Государственная Третьяковская галерея
Последний кабак у заставы. 1868 г. Государственная Третьяковская галерея
Дворник-самоучка. Рисунок карандашом и сангиной. 1868 г. Государственная Третьяковская галерея
Утопленница. 1867 г.
Утопленница. Эскиз картины того же названия. Рисунок карандашом. 1867 г. Государственная Третьяковская галерея
Странник. 1870 г. Государственная Третьяковская галерея
Приезд гувернантки в купеческий дом. 1866 г. Государственная Третьяковская галерея
Приезд гувернантки в купеческий дом. 1866 г. Эскиз к картине. Граф. кар. 27х30,5 Государственный Русский музей
Генерал, требующий лошадей. Эскиз картины "Сцена на почтовой станции" Рисунок карандашом. 1866 г. Государственная Третьяковская галерея