среда, 23 апреля 2008 г.

Пётр Васильевич Васильев

ВАСИЛЬЕВ, Петр Васильевич (1899-1975), российский график и живописец, народный художник России (1970). Серии рисунков, посвященные жизни и деятельности В. И. Ленина. Государственная премия СССР (1947).

ВАСИЛИИ ИВАНОВИЧ ЧАПАЕВ (1887 — 1919)
Только два года успел провоевать Василий Иванович Чапаев на Восточном фронте гражданской войны, только два года, а имя его, имя легендарного героя, вписано навеки в историю нашей Родины.
Крестьянский сын из бедняцкой семьи уже в первые дни Октября стал большевиком. Василий Чапаев организовал отряды по борьбе с кулацко-эсеровскими мятежами на Саратовщине. Партия поставила его во главе 2-й Николаевской дивизии красных стрелков. В 1919 году М. В. Фрунзе, командовавший тогда 4 армией, отметил талантливого начдива. Предстояли решительные бои с Колчаком. М. В. Фрунзе назначает 32-летнего Чапаева, полководца-самородка, начдивом 25-й стрелковой дивизии. И он не ошибся в своем выборе.
Чапаевцы, подобно молнии, налетали на врага в самые неожиданные моменты, в самое трудное время. Весть о разгроме колчаковцев под Бугурусланом, Уфой, Бугульмой, Уральском и Белебеем облетела весь Восточный фронт, всю страну. Эти вести обеспокоили хозяев Колчака — зарубежных интервентов. Все силы были брошены против Чапаева. В ночь на 5 сентября 1919 года в тяжелом и неравном бою под Лбищенском (ныне Чапаеве), прижатый к реке Урал, легендарный начдив Чапаои погиб, отражая атаки белых полков.
Словно воды бурного Урала, льется и не иссякает слава о любимом сыне нашего народа по всему миру. В дни, когда испанские герои сражались против фашизма, там героически действовал батальон имени В. И. Чапаева. В дни Великой Отечественной войны сражались с фашизмом партизанские отряды имени В. И. Чапаева. В эти дни солдаты на всех фронтах наиболее смелых командиров называли: «.Наш Чапай!»
Вечно горит и светит слава народного героя.
НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЩОРС (1895—1919)
30 августа 1919 года в тяжелых боях за Коростень погиб командир 44 стрелковой дивизии Николай Щорс. Ему было только 24 года. Только 24.
Всю свою короткую огневую жизнь молодой большевик, герой гражданской войны, герой, о котором песни поет народ, отдал без остатка борьбе за дело Ленина, за Советскую власть.
В первые же дни боев с белогвардейщиной и немецкими оккупантами проявился военный талант Николая Александровича Щорса. В те дни на Унече действовали разрозненные повстанческие отряды. Николай Щорс сумел быстро объединить все эти силы в 1 украинский советский полк им. Богуна. Слава о Богунском полку прокатилась по Украине. Освободив Чернигов от петлюровцев, Щорс начал укреплять Советскую власть в освобожденных районах.
5 февраля 1919 года богунцы вступили в столицу Украины Киев. Полк был награжден почетным революционным знаменем. Его командир, Николай Щорс, — почетным золотым оружием. Через дна месяца, в марте 1919 года партия поставила героического полководца во главе 1 Украинской советской дивизии, которая со славой прошла в боях и сражениях через Сарны, Ровно, Броды, Проскуров и железной стеной загородила от врагов Коростеньский железнодорожный узел.
21 августа 1919 года Николай Щорс принял 44 стрелковую дивизию. Предстояли новые тяжелые бои с врагами Родины.
Но 30 августа, через 9 дней после назначения комдивом 44, герой гражданской войны Н. А. Щорс погиб в бою.
Память его свято чтят ветераны богунцы, щорсовцы и весь наш благодарный советский народ.
Сирень. 1958 г.
Розы
В.И. Ленин с красноармейцами в Смольном. 1956 г.
В.И. Ленин
В.И. Ленин по дороге в Петроград
В.И. Ленин
Выступление В.И. Ленин на первом всероссийском съезде крестьянских депутатов в Петрограде, 22/V 1917 г. 1955 г.
В.И. Ленин беседует с красногвардейцами в Смольмом. 1944 г.
В.И. Ленин в Горках беседует с крестьянами. 1943 г.
В.И. Ленин и А.М. Горький слушают пианиста. 1949 г.
В.И. Ленин с делегатами в Кремле. 1946 г.
В.И. Ленин, А.М. Горький и Н.К. Крупская. 1943 г.
Другие работы художника:

Пётр Васильевич Васильев - рисунки о Ленине

вторник, 22 апреля 2008 г.

Пётр Васильевич Васильев - рисунки о Ленине

Безгранична любовь народов к великому Ленину. В умах и сердцах всего прогрессивного человечества живёт и будет жить вечно образ Ленина—вождя и учителя трудящихся, человека кристальной нравственной чистоты, необычайной скромности и простоты, неиссякаемой революционной энергии, строжайшей принципиальности, беспредельной самоотверженности, непримиримости к эксплуататорам и глубочайшей любви к людям труда.
Жизнь и деятельность Владимира Ильича Ленина— одна из главных тем советского изобразительного искусства.
Работа над созданием образа Ленина — самый ответственный этап творческой биографии многих советских художников.
Петр Васильевич Васильев известен именно тем, что все свое творчество посвятил работе над воссозданием бессмертного образа Владимира Ильича Ленина. Неустанно, на протяжении многих лет работает он над ленинской темой.
В эту подборку открыток включена серия рисунков, выполненных П. В. Васильевым в последнее время. Они показывают нам Владимира Ильича в различные моменты жизни. Очень человечны черты Ленина — вдохновителя и организатора Великой Октябрьской социалистической революции. Таким мы знаем Ильича, таким рисует нам его облик художник.
Вглядитесь внимательно, перед нами вечно живой, родной Ильич в повседневной будничной жизни. Он всегда в действии, всегда в работе. Художник точно и правдиво передает напряженную работу мысли гения человечества, разнообразие и богатство его чувств.
Знакомясь с этой серией открыток, мы задерживаем свое внимание на рисунке «Наш Ильич». Посмотрите, как тонко, до мельчайших деталей, мелкими точными штрихами проработано лицо, как верно выявлены живые лучистые, искрящиеся светом, ленинские глаза. И на память приходят стихи Маяковского из поэмы «Владимир Ильич Ленин»:

Он, как вы
                 и я,
                      совсем такой же,
                                                только,
                                                          может быть,
                                                                    у самых глаз
                                                                                         мысли
                                                                                                больше нашего
                                                                                                                        морщинят кожей,
да насмешливей
                            и тверже губы,
                                                      чем у нас.

В рисунке «Ленин за работой» художник помогает нам увидеть, почувствовать живую пульсирующую мысль Ленина, всецело поглощенного работой. Скупыми штрихами передает он знакомые нам до мельчайших подробностей черты прекрасного ленинского лица, его сократовский лоб, его обаятельнейший человеческий облик ...самого земного
изо всех прошедших по земле людей.
Как характерно изображает художник читающего Ильича. Как переданы всепоглощающее внимание и непроизвольное движение руки, продолжающей помешивать ложечкой, вероятно, уже остывший чай, — некогда, очень дорожит Ленин каждой минутой драгоценного времени. Весь свой талант и воображение сосредоточивает художник на лице Ильича. Едва очерчены наброшенный на плечи пиджак и стопка книг, лежащая на столе.
Все знают Владимира Ильича Ленина как блестящего оратора — подлинного трибуна трудящихся масс. Не было человека, которого не покорила бы сила и убедительность ленинских слов, их необычайная простота и доходчивость. Я знал рабочего.
Он был безграмотный. Не разжевал даже азбуки соль. Но он слышал, как говорил Ленин,
И он  знал— все.
Глубоко эмоциональный образ Ленина-оратора изображен на рисунке «Ленин — трибун революции». Мы видим, как энергичным взмахом руки чеканит он произносимые слова. Большая жизненная убедительность бессмертного образа передана художником с острой и тонкой наблюдательностью. Васильев тщательно прорабатывает лицо и голову, помогая нам сосредоточить внимание на главном, и лишь слегка очерчивает фигуру и поднятую руку. В той же манере легкого наброска исполнен рисунок «Ленин за правкой рукописи».
Серия завершается законченным рисунком «В. И. Ленин». Этим рисунком, выполненным в живописной манере, художник дает глубокую характеристику портретного образа Владимира Ильича. Перед нами тщательно проработанный и мастерски выполненный рисунок. Прекрасно лицо Ленина. Прозорливый, острый ленинский взгляд устремлен в будущее, к грядущим поколениям. К нам, осененным светом ленинских идей, обращены его мысли и чувства.
В рисунках, посвященных В. И. Ленину, художник нашел свой ярко выраженный стиль реалистической трактовки образа великого вождя пролетариата.
Техника карандашного рисунка наиболее близка Васильеву. Он предпочитает рисовать на подцвеченной бумаге. Иногда вместо серого графитного карандаша художник применяет специальный белый карандаш. По его мнению, тонированная бумага способствует большей мягкости общей гаммы рисунка, а белые блики на нем значительно оживляют его. Автор рисунков о Ленине зарекомендовал себя тонким наблюдательным художником и умелым рисовальщиком. За каждым рисунком стоит кропотливый упорный труд художника, постоянно совершенствующего свое профессиональное мастерство.
Значительную помощь в работе над образом В.И. Ленина оказали Васильеву близко знавшие Владимира Ильича Е.Ярославский, Н.Семашко, Г.Петровский, Н.Подвойский, Н.Веретенников. Неоценимо значение советов и критических замечаний ближайшего друга и соратника Ленина Надежды Константиновны Крупской, которая неоднократно беседовала с художником и рассматривала его рисунки.
Вот как вспоминает Васильев о своей последней встрече с Надеждой Константиновной 22 февраля 1939 года: «Состоялся большой разговор о ленинской теме в искусстве, посвященной человеку, с которым она десятки лет делила радости и горести. Больше двух часов она просматривала и откровенно говорила свое мнение об удачах и недостатках моих рисунков, извиняясь за критику. Упрекала некоторых художников за то, что они изображают Ленина статичным, спокойным, иногда равнодушным. «Выражение лица у Ленина,— говорила Надежда Константиновна,— было живое, очень выразительное, на котором всегда можно было прочесть его настроение. В дни Октября я его совершенно не узнавала — необычайно воодушевленного, радостно озаренного; каждая черточка его лица говорила— какое счастье!»
Петр Васильевич Васильев — постоянный участник всесоюзных художественных выставок. Его работы находятся в Центральном музее Владимира Ильича Ленина, Государственном музее Революции СССР, Государственной. Третьяковской галерее и во многих других музеях нашей страны и за рубежом.
В.И. Ленин за работой
Наш Ильич
В.И. Ленин
В.И. Ленин за правкой рукописи
В.И. Ленин
В.И. Ленин
В.И. Ленин
В.И. Ленин за работой
В.И. Ленин
В.И. Ленин. 1948 г.
В.И. Ленин слушает
В.И. Ленин
В.И. Ленин - трибун революции
В.И. Ленин

понедельник, 21 апреля 2008 г.

Аркадий Александрович Пластов (1893-1972)

Из прошлого. Холст, масло. 1969 г.
Сенокос. 1945 г. Государственная Третьяковская галерея
Жатва. 1945 г.Государственная Третьяковская галерея
Купание коней. 1938 г. Музей коневодства. Москва
Фашист пролетел. 1942 г. Холст, масло. 138х185 см. Государственная Третьяковская галерея
Лето. 1959 г. Государственная Третьяковская галерея
Деревенский март. 1965. Холст, масло. 114х170см . Ульяновский областной художественный музей
Сбор картофеля
Зима. Тульский областной художественный музей

Полдень. 1961 г. Государственный Русский музей


 "Вечером" - картина написана сыном художника Николаем Аркадьевичем Пластовым (1930-2000)

воскресенье, 20 апреля 2008 г.

Фёдор Александрович Васильев (продолжение)

Раннее утро. Государственная Третьяковская галерея
Заря в Петербурге. 1869 г. Холст, масло. 23х33,5. Государственный Русский музей
Вечер. Государственная Третьяковская галерея
На берегу моря. Тюменская областная картинная галерея
Сушка сетей и камни на берегу Волги. Государственный Русский музей
В поле. Граф. кар. 17,7х26,5. Государственный Русский музей
Кучевое облако. Этюд. Холст, масло. 32х37. Государственный Русский музей
Заброшенная мельница. Государственный Русский музей
Деревья у дороги. Государственный Русский музей

суббота, 19 апреля 2008 г.

Аркадий Александрович Пластов (1893-1972)

Пластов, Аркадий Александрович - живописец и график. Родился в с.Прислониха Симбирской губернии. Учился в Строгановском училище (1912-1914) и на скульптурном отделении Московского училища живописи, ваяния и зодчества (1914--1917) у С.М. Волнухина (посещал также занятия А.Е. Архипова, А.М. Корина, А.С. Степанова). В 1920-1930-х гг. работал преимущественно над плакатами и иллюстрациями к произведениям русских писателей. В более поздних работах развивал традиции пленэрно-жанровой живописи в духе мастеров Союза русских художников. Автор портретов и картин, изображавших труд и быт земляков ("Колхозное стадо", 1938, Екатерининский музей изобразительных искусств; "Фашист пролетел", 1942; "Сенокос" и Жатва, обе - 1945, все последние - ГТГ). Ленинская премия за цикл картин "Люди колхозной деревни" (1951-1965). Автор иллюстраций к произведениям Н.А. Некрасова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других писателей. Действительный член Академии художеств СССР (1947). Народный художник СССР (1962). Его работы имеются также в Государственном Русском музее, Киевском музее русского искусства, Волгограда, Екатеринбурга, Иркутска, Калуги, Н. Новгорода, Н. Тагила, Новокузнецка, Перми, Ростова, Твери, Ульяновска, Челябинска, Одессы.
"...убей меня гром, коли на свете ещё кто-нибудь так играл! Проведёт, бывало, по струнам сміыком - и вздрогнет у тебя сердце, проведёт ещё раз - и замрёт оно, слушая, а он играет и улыбается. И плясать, и смеяться хотелось в одно время слушая его."
А.М. Горький
Лойко Зобар. Иллюстрация к рассказу "Макар Чудра"

На колхозном току. 1949 г.
Родник. 1951 г.
Летом. 1953-1954 гг. Масло, Холст. 159х113. Государственный Русский музей
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова "Счастье" 1952 г. Государственный Литературный музей. Москва
Витя-подпасок. 1951 г. Государственный Русский музей. Ленинград
Август колхозников. 1957 г.
Черевик заглянул в это время в дверь и, увидя дочь свою танцующую перед зеркалом, остановился. Долго глядел он, смеясь невиданному капризу девушки, которая, задумавшись, не примечала, казалось ничего; но когда же услышал знакомые звуки песни - жилки в нём зашевелились; гордо побоченившись, выступил он вперёд и пустился вприсядку...
Н. Гоголь
Иллюстрация к повести "Сорочинская ярмарка"
Ужин трактористов. 1951 г. Государственная Третьяковская галерея
Первый снег. Холст, масло. 146х113. Калининская областная картинная галерея
Весна. 1954 г. Государственная Третьяковская галерея
Конюх лесничества Пётр Тоньшин. 1958 г.

Другие работы художника:

Аркадий Александрович Пластов (1893-1972)-2