понедельник, 28 июля 2008 г.

Николай Петрович Крымов (1884-1958)

Произведения Николая Петровича Крымова прочно вошли в историю советского изобразительного искусства.
Крымов—живописец-лирик. В окрестностях Подмосковья он находил для себя неисчерпаемое множество мотивов и тем. Подолгу работая под Звенигородом или Тарусой — живописнейших местах среднерусской полосы — художник в окружающей природе черпал творческое вдохновение. Мир его на редкость цельной души был одарен удивительной чуткостью к прекрасному. Он умел не только видеть красоту в самых непритязательных на первый взгляд вещах, но и передать ее зрителю со всей непосредственностью своего поэтического восприятия природы.
Крымов вырос в художественной среде, воспитавшей в нем привязанность к живописи, музыке, театру. Он родился в Москве в 1884 году в семье художника. Отец был его первым наставником и учителем. Когда двадцатилетний Крымов в 1904 году успешно выдержал вступительные экзамены в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, его учителями стали замечательные русские художники В. Серов, Н. Касаткин и др. Как личность и художник Крымов формировался в пору расцвета русского искусства, связанной с блестящей плеядой живописцев. С некоторыми из них — К. Коровиным, И. Остроуховьм — он был связан узами крепкой дружбы. Других—И. Репина, И. Левитана, М. Врубеля — почитал с величайшим благоговением. Все они вместе привили Крымову огромную любовь к природе и искусству.
В кругу таких выдающихся мастеров не так-то просто было молодому художнику избежав подражания найти собственный изобразительный язык и манеру письма. Однако Крымов сумел обрести себя, сумел сказать свое слово в искусстве. Он никогда не пытался «петь» голосом чуждым, себе не свойственным. Его как художника более всего привлекала в живописи область пейзажа, преимущественно камерного по характеру, в которой он обнаружил неиссякаемый запас неожиданных откровений, высокую поэзию чувств и тонкий, проникновенный лиризм.
Уже ранние работы Крымова обратили на себя внимание. Еще студентом он участвовал на очередной ученической выставке в 1906 году работой «Крыши под снегом». Окончив училище в 1911 году, Крымов стал одним из типичных представителей московской живописной школы с ее любовью к колориту, материальности мира в его бесконечно сложных цветовых отношениях.
Как художник Крымов сложился сравнительно быстро. Его путь в искусстве был достаточно ровным. Крымов не знал тех мучительных поисков и противоречивых сомнений, которым были подвержены большинство живописцев в начале 900-х годов XX века. Изменения, которые претерпевало его искусство, вызывались не столько отказом от прежних творческих принципов и постановкой новых художественных проблем, сколько более вдумчивым и глубоким взглядом на природу — единственную властительницу его мыслей и чувств. Непосредственность восприятия природы в сочетании с поэтической настроенностью души мастера сообщали особую одухотворенность его работам. Они обладают той степенью художественного обобщения, которое делает любой из его пейзажей не случайным и пассивным слепком с действительности, а произведением подлинного искусства.
В ранних пейзажах Крымова — «Гроза» (1908), «Туча» (1910), «Желтый сарай» (1909), «Ветреный день» (1908) — проявился интерес художника к необычным явлениям в природе, стремление подчеркнуть в ней романтику. Нависшие темные облака, взметнувшиеся под порывом сильного ветра ветви деревьев и кустарников, неожиданная яркость освещенных мест и сгущенность теней — во всем этом художник находил для себя увлекательные задачи. Способность видеть тончайшие тональные переходы цвета, его нюансы, умение передать их пластическим языком живописи сделали Крымова своего рода поэтом света. Действительно, без света природа кажется мертвой. Только свет сообщает ей ощущение жизни и неисчерпаемого богатства красок. Вот отчего так много сил и внимания художник уделял особенностям пространственного восприятия цвета в разное время дня. Стремление проникнуть в «душу» природы, различное ее состояние, стало определяющим лейтмотивом произведений Крымова. Его полотна рождают впечатление то раннего, подернутого утренним туманом часа («Рассвет», 1912), то передают ощущение знойного полдня, когда солнце в зените («Летний день», 1909), то наполняют нас чувством умиротворенного покоя во время вечерних сумерек («Вечер», 1916) или заката («Летний вечер», 1933). Крымов избегал манерности и стилизации. С большой настойчивостью развивал точность глаза. Художник любил природу такой, какая она есть — без прикрас. Но умел видеть ее возвышенной и прекрасной. В простом и обыденном находил свою красоту и поэзию, будь то заснеженные крыши домов в тихом арбатском переулке, залитая солнцем купа деревьев или заброшенная старая мельница.
Каждое лето и осень проводя в излюбленных местах Подмосковья, Крымов создал множество пейзажей подлинно национальной, русской природы. Среди них—«Русская деревня» (1925), «Вечер в Звенигороде» (1927), «Поздний луч» (1935), «Саввинская слобода» (1943), «Солнечный день в июне» (1947) и многие, многие другие. Все они, взятые вместе, составляют любимый художником образ родной страны.
Исключительно внимательному изучению природы Крымов отдавался со всей серьезностью и присущей ему страстностью. Накопленные знания я наблюдения вылились у него в теорию, свою стройную систему, которой он пользовался как в творчестве, так и в многолетней педагогической деятельности, начиная со Вхутемаса и Полиграфического института и кончая Художественным училищем памяти 1905 года, где он преподавал.
Основным условием реалистической живописи Крымов считал верную передачу тона, то есть степень светосилы цвета видимого материала. Он говорил, что неверно взятый в тоне цвет—уже не цвет, а краска, которой нельзя верно передать материальность объема и пространства. Считал, что цвет — это душа живописи, ее красота и выразительность. Исключительно требовательный к себе, Крымов был неутомимым в работе. Эти качества он стремился привить и своим ученикам. Их было у Крымова очень много. Все они оставили о нем светлые и теплые воспоминания.
Есть еще одна область искусства, в которой Крымов оставил заметный след. Увлекающаяся, общительная натура художника еще в юности привела его на подмостки сцены, когда он для литературно-художественного кружка написал эскизы декораций. Декорации были исполнены с большой выдумкой и чувством юмора. Именно эти черты сделали Крымова незаурядным декоратором пьес А. Островского. Особый блеск и остроумие отличают декорации художника к комедии Островского «Горячее сердце», поставленной К. Станиславским в Московском Художественном театре в 1926 году. Здесь элементы гротеска и реальной обстановки в обрисовке купеческого быта сочетались с той подлинной театральностью, которые сделали эту работу непреходящим явлением в истории советского театрально-декорационного искусства.
В целом жизнь и творчество Н. П. Крымова — пример беспредельного служения искусству, бескорыстного отношения к нему.
Крымов скончался в преклонном возрасте в Москве в 1958 году. Ему было присвоено высокое звание народного художника РСФСР. Он был избран в члены-корреспонденты Академии художеств СССР.
Е. Костина
Серый день. 1923 г. ГТГ - Государственная Третьяковская галерея
Деревенский пейзаж с мостиком
Солнечный день. 1905 г. ГТГ - Государственная Третьяковская галерея
Зимой в провинции. 1933 г. ГТГ
Домик в Тарусе. 1930 г. ГТГ
Утро в Центральном парке культуры и отдыха им. М.Горького. 1937 г. ГТГ
Речка Разводная. 1921 г.
Пейзаж с мельницей. Около 1910 г. Музей-квартира И.И. Бродского. Филиал НИ музея Академии художеств СССР
Речка. 1926 г. ГТГ
Русская деревня. 1925 г.

Владимир Михайлович Конашевич (1988-1963)

Конашевич, Владимир Михайлович (1888-1963) - график, живописец. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1908-1913) у К.А. Коровина, С.В. Малютина, Л.О. Пастернака. Начинал как декоратор петербургских дворцов. В 1920-х гг. занялся книжной графикой. Был членом объединения "Мир искусства" (1922-1924). Его графика (натюрморты, портреты, пейзажи) почти живописна, декоративно-выразительна; в литографии он добивался тончайших нюансов тона. Иллюстрировал произведения Х.К.Андерсена, С.Я. Маршака, К.И. Чуковского, Д.И.Хармса, а также А.А.Фета, А.Ф. Прево, И.С.Тургенева и других. Автор нескольких экслибрисов. Исполнил станковые серии цветных автолитографий "Павловский парк" (1921-1922), "Зимние пейзажи Павловска" (тушь, 1932-1940, ГРМ, ГТГ). Доктор искусствоведения. Заслуженный деятель культуры РСФСР (1945). Его работы хранятся также в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.
Лит.: ИЭ, с.241; ИС, с.211; ПХЭ, т. 1,с. 252; МРЭ, с 150; БСЭ-3 т.12, с.605
Павловск. Старая Сильвия. Цветная автолитография
Ветка осины. 1951 г. Чёрная и цветная тушь, бумага. 69,7х65. ГРМ - Государственный Русский иузей
Цикламены наокне. ГРМ
"Заветный узел" (Эстонская сказка).
=Огромная щука вдруг забилась в лодке. Она во всю ширь разевала свой зубастый рот и изо всех сил расталкивала других рыб...=

воскресенье, 27 июля 2008 г.

Урал Тансыкбаевич Тансыкбаев

Тансыкбаев Урал Тансыкбаевич (1904-74), узбекский живописец, народный художник СССР (1963), действительный член АХ СССР (1958). Камерные и лирико-эпические пейзажи (цикл «Родной Узбекистан», 1971-72).
[1(14).1.1904, Ташкент, - 18.4.1974, Нукус].
Советский живописец, народый художник СССР (1963), действительный член АХ СССР  (1958).
Окончил Пензенское художественное училище (1929). Уже для ранних произведений Т. характерна эпическая монументальность композиций ("Кочевье", 1931, Музей искусства народов Востока, Москва). С 1940-х гг. в цветовом строе произведение Т. усиливается тональное начало, нарастает реалистическая убедительность художественных решений.
Воспевая природу Советского Узбекистана, Т. создавал пейзажи-картины, отмеченные мажорностью настроения и живым чувством современности ("Родной край", 1951, Музей искусств Узбекской ССР, Ташкент; "Утро Кайрак-Кумской ГЭС", 1957, Музей искусства народов Востока, Москва; "На Чарвакской стройке", 1970, Союз художников СССР, Москва).
Ведущую роль в образной структуре произведений Т. обычно играют мотивы, связанные с преобразовательной деятельностью людей. Т. выступал также как театральный художник [оформление первого казах, балета "Калкаман и Мамыр" В. В. Великанова в Казахском театре оперы и балета (Алма-Ата), 1938] и как живописец-монументалист (панно в павильоне Узбекской ССР на ВДНХ в Москве, 1952-54).
Государственная премия Узбекской ССР им. Хамзы (1973). Награжден орденом Ленина, 4 др. орденами, а также медалями.

Урюк цветёт. 1960 г.
Вечер на Иссык-Куле. 1951 г. Гос.музей искусств Узбекской ССР. Ташкент
Утро Кайрак-Кумской ГЭС. 1957. Гос. музей восточных культур. Москва
Полив хлопка. 1949. Гос.музей искусств Узбекской ССР. Ташкент
Юсуп-Хана. Всесоюзная художественная лотерейная выставка. 1964 г.
В Голодной степи. 1961 г. Всесоюзная художественная выставка 1961 года.
Родной край. 1951 г. Гос.музей искусств Узбекской ССР. Ташкент
Тахиа-Таш. 1951 г. Гос.музей искусств Узбекской ССР. Ташкент
Высокогорное пастбище. 1953 г. Гос.музей искусств Узбекской ССР. Ташкент
Чирчик у Ходжикента. 1958 г. Гос. музей восточных культур. Москва
Осень в горах. 1954 г. Гос.музей искусств Узбекской ССР. Ташкент
Пейзаж. 1954. ГТГ - Государственная Третьяковская галерея. Москва
В горах. 1955 г. Гос.музей искусств Узбекской ССР. Ташкент
Сыр-Дарья. 1955 г. ГТГ. Москва
Горный колхоз. 1949 г. Гос. музей восточных культур. Москва

суббота, 26 июля 2008 г.

Алексей Фёдорович Афанасьев (1850-1920) - иллюстрации к "Коньку-Горбунку" П.П. Ершова

Афанасьев Алексей Фёдорович - иллюстратор и карикатурист, автор рисунков к "Коньку-Горбунку" П.П. Ершова, к сказкам А.С. Пушкина, стихотворениям А.К. Толстого и др.
Создал также ряд жанровых картин. В 1889 - 1918 гг. экспонировал свои произведения на передвижных выставках. После К.А. Савицкого ряд лет был директором Пензенского художественного училища.




Иллюстрации к Коньку-Горбунку в исполнении:

МИЛАШЕВСКОГО Владимира Алексеевича

Николая Михайловича Кочергина

Василий Максимович Максимов (1844-1911)

Максимов, Василий Максимович (1844-1911) - живописец-жанрист. Родился в крестьянской семье, рано осиротел; восьми лет отдан в монастырскую школу. Был учеником у иконописцев, позже с трудом поступил в петербургскую Академию художеств, учеником которой был с 1863 по 1866 гг. В 1866 г. отказался от конкурса на большую золотую медаль, оставил Академию и уехал в деревню, посвятив своё творчество изображению близкой ему крестьянской жизни. С 1871 по 1912 г картины Максимова экспонировались на передвижных выставках (с 1874 г. - член Товарищества). С 1878 г. - академик.
Демократ по происхождению и по убеждениям, талантливый художник Максимов был стойким последователем идейных принципов передвижничества, воплощённых им в ряде значительных произведений живописи критического реализма ("Приход колдуна на крестьянскую свадьбу", "Семейный раздел", "Больной муж" и др.)
Шитьё приданого. 1866 г. ГТГ - Государственная Третьяковская галерея
Семейный раздел. 1876 г. Холст, масло. 106X148 см Государственная Третьяковская галерея 55. Из подборки «Художники-передвижники*. Выпуск IV.

Это произведение, экспонированное на пятой передвижной выставке, великолепно выявляло глубину познания передвижниками жизни пореформенной деревни.
Показывая во многих своих творениях, что новые капиталистические отношения принесли простым людям лишь новые формы закабаления, передвижники обнаружили вторжение этих отношений даже в личную, бытовую сторону крестьянской жизни, приведшее к разрушению прежних прочных моральных устоев.
Именно к такому выводу и позволяла прийти картина Василия Максимовича Максимова «Семейный раздел».
Живописец запечатлел типический случай распада патриархальной семьи. Братья не ужились под общей крышей после смерти отца. Каждый желал иметь отдельное хозяйство, стать «независимым», добиться возможности выходить на рынок со своей «продукцией».
Однако дележ имущества проходит отнюдь не полюбовно. Зритель видит, что старший «хозяин> обделяет «меньшего». У ног жены последнего лежит кусок домотканной ткани, да «штука» дешевого ситца, а за спиною старшей невестки, на лавке, навалена груда «добра». Взывая к совести, обиженный с укоризной разводит руками.
Даже представители сельского схода, сидящие за столом, на котором лежит разрезанный надвое каравай, послуживший знаком к началу раздела, потрясены происходящей сценой.Больное дитя. Офорт
Бабушкины сказки. 1867 г. ГТГ

Бедный ужин. 1879 г. Холст, масло. 81x117 см. Иркутский художественный музей
69. Из подборки «Художники-передвижники» Выпуск V
Реакционные рецензенты седьмой передвижной выставки не обошли своим вниманием экспонировавшиеся на ней внешне непритязательное полотно Василия Максимовича Максимова «Бедный ужин». Главное обстоятельство, которое вызывало их «победоносные» насмешки, заключалось в полнейшей-де «беспредметности» сюжета — отсутствии пищи на столе. В картине и впрямь хозяйка уже «сбирает со стола», снимая скатерть: ужин окончен. Но именно быстротечность ужина, действительно не показанного в картине, и свидетельствует об его крайней бедности. Выбором этого момента живописец сказал много больше, чем если бы изобразил скудный натюрморт.
Произведение выявило и рост технического мастерства Максимова. Он решался, например, поставить стол не в центре композиции, а сдвинуть в левую часть холста. Унылая пустота пространства мужицкой избы в правой половине полотна кажется еще более глубокой в сумеречных тонах цветовой гаммы. Это сразу же сообщает зрителю щемящее впечатление нищеты, из которой нет выхода.
В бумагах Максимова сохранилось хотя и шутливое, но горькое стихотворение:
Кто сытый ест обед
Не купит, знаю, «Бедный ужин»,
А автору мужицких бед
Богатый покупатель нужен.
У колыбели. ГРМ - Государственный Русский музей
Больной муж. 1881 г. ГТГ

Приход колдуна на крестьянскую свадьбу. 1875 г. Холст, масло. 116X188 см Государственная Третьяковская галерея 41. Из подборки «Художники-передвижники». Выпуск III
В Товариществе передвижников Василий Максимович Максимов быстро зарекомендовал себя ведущим мастером крестьянской темы. На четвертую выставку он представил работу «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу», оставшуюся лучшей в его творчестве.
Это произведение является свидетельством того, что передвижники, мучительно задумываясь над перспективами русского крестьянства, в отличие от своих предшественников-художников 1860-х годов, повествовали не только о горестях и бедах народных. Важное место в их творчестве заняли произведения, отображающие народные обычаи и нравы, объясняющие психологию крестьянской массы.
Мотив свадебного торжества, выбранный Максимовым, давал для этого богатейшие возможности. Свадьбы всегда служили наиболее ярким событием в сельской жизни. Церемониал их обрядов, включавший в себя и песни и театрализованные действия, складывался веками, воплощая эстетические представления народа.
Реалистическая убедительность, с которой обрисованы характеры действующих лиц и вся окружающая обстановка, во многом объясняется тем, что живописец значительную часть своей жизни прожил в деревне, где не раз принимал участие в подобных торжествах. В картине он изобразил самого себя в молодости — в образе парня с балалайкой.
Портрет старика. 1874 г. Калужский областной художественный музей
Девушка у амбара. 1874 г.
Всё в прошлом. 1889 г. ГТГ
Швейцар (старый служака). 1880 г. Холст, масло. 33х26,5 Свердловская картинная галерея
Торговка. 1881 г. ГТГ
Мечты о будущем. 1868 г. ГРМ

пятница, 25 июля 2008 г.

Юрий Михайлович Непринцев

Непринцев Юрий Михайлович (р. 1909), российский живописец и график, народный художник СССР (1965), действительный член АХ СССР (1970). Выразительные жанровые картины («Отдых после боя», 1951) и драматические офорты (серия «Ленинградцы», 1960-67), посвященные Великой Отечественной войне. Государственная премия СССР (1952).

Отдых после боя. По поэме А.Твардовского "Василий Тёркин".
"Пей, сынок, пей!"
"Зима. 1943 г." Бумага, офорт. 1964 г. Зональная выставка "Ленинград"
Ленинград. Мойка
Ленинград. Красный мост