среда, 1 октября 2008 г.

А.А. Осипов (1770—?), из набора "Театр Пушкинской поры"

А.А. Осипов (1770—?) с оригинала Е. Эстеррейха. «Е. С. Семенова в роли Ксении в трагедии В. А. Озерова «Димитрий Донской»». 1800-е годы. Гравюра на меди. 29 X 20,5. Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина.
Пушкин называл Екатерину Семеновну Семенову (1786—1849) «единодержавною царицею русской сцены». В незавершенной статье «Мои замечания об русском театре» (1820) он писал: «Говоря об русской трагедии, говоришь о Семеновой и, может быть, только об ней... Одаренная талантом, красотою, чувством живым и верным, она образовалась сама собою... Игра всегда свободная, всегда ясная, благородство одушевленных движений, орган [голос] чистый, ровный, приятный и часто порывы истинного вдохновения, все сие принадлежит ей и ни от кого не заимствовано».
Е. С. Семенова стала актрисой Петербургского театра в 1805 году, закончив столичное театральное училище. Огромный успех в трагедиях Озерова, Вольтера, Расина выдвинул ее на центральное положение в труппе, которое она занимала до ухода со сцены в 1826 году.
Пушкин навсегда остался высоким ценителем редкой гармонии, естественности и эмоциональности, свойственной музе Семеновой. В 1831 году он подарил ей, в то время оставившей сцену, жене князя, экземпляр первого издания «Бориса Годунова» с надписью: «Княгине Екатерине Семеновне Гагариной от Пушкина. Семеновой — от сочинителя».
Пред нами долго не увянет
Ее торжественный венец...

«Все так же ль осеняют своды...», 1821

Степан Филиппович Галактионов (1779-1854), из набора "Театр Пушкинской поры"

С.Ф. Галактионов (1778/79—1857) с оригинала Е. Эстеррейха. «Портрет А. С. Яковлева». 1820-е годы. Гравюра на меди. 18,7 X 11,2. Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина.
«Долго Семенова являлась перед нами с диким, но пламенным Яковлевым... В то время имели мы двух трагических актеров!» — писал Пушкин в статье «Мои замечания об русском театре» (1820).
Алексей Семенович Яковлев (1773—1817) умер в тот год, когда Пушкин только закончил Лицей и поселился в Петербурге. Поэт мог видеть лишь последние его спектакли. Но слава талантливого русского трагика, игравшего первые роли в трагедиях В. А. Озерова, Расина, Вольтера, Шиллера, бесспорно, была ему ведома.
С именем Яковлева у Пушкина связаны его ранние суждения о необходимости сочетания гения и упорного труда. «Яковлев имел часто восхитительные порывы гения»,— писал он в той же статье. Поэт считал Яковлева достойным по его таланту партнером Е. С. Семеновой, но неровности, небрежности в его игре, не подкрепленной твердым знанием текста, отсутствие выдержанной до конца осмысленности исполнения, остановки и срывы по ходу действия вызывали суровое осуждение Пушкина.

Андрей Адамович Роллер (1805-1891), из набора "Театр Пушкинской поры"

А. А. Роллер (1805—1891). «Эскиз декорации к опере М. И. Глинки «Жизнь за царя». Эпилог». 1836. Бумага, карандаш, акварель. 31,5 X 48. Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина
Слушая сию новинку,
Зависть, злобой омрачась,
Пусть скрежещет, но уж Глинку
Затоптать не может в грязь.

«Канон в честь М. И. Глинки», 1836

Пушкинская строфа из коллективного стихотворения, так же как и присутствие поэта на премьере оперы «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») в Большом Петербургском театре 27 ноября 1836 года, свидетельствует о его признании первой реалистической русской оперы.

Автором художественного решения первого действия и эпилога спектакля был А. А. Роллер, главный машинист и театральный декоратор петербургской сцены. Крупный мастер оформления большой романтической оперы, виртуозно владевший тайнами сценических превращений, увлекавший пышностью и праздничностью зрелища, изобретательной машинерией, Роллер не мог найти в арсенале своих художественных средств соответствия национальной природе оперы Глинки. Красная площадь в его изображении выглядит нарядной и декоративной, но лишенной связи с патриотическим духом спектакля. И позднее, когда художник работал над созданием декораций к опере М. И. Глинки «Руслан и Людмила» (премьера оперы состоялась в 1842 году), он не сумел выразить национальную стихию музыкального произведения.

Карл Осипович Браун (? —1868), из набора "Театр Пушкинской поры"

Браун, Карл Осипович (1-я половина 19-го века) - живописец-акварелист. Представлен двумя акварельными натюрмортами в Государственной Третьяковской галерее.

К.О. Браун (? —1868). «Эскиз декорации к опере А. Н. Верстовского «Вадим, или Пробуждение двенадцати спящих дев». Четвертое действие». 1832. Бумага, чернила, перо, акварель. 27,5 X 36,5. Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина

Когда Пушкин после возвращения из ссылки приезжал в Москву и бывал в театре, он мог видеть спектакли, оформленные К. О. Брауном. С 1824 по 1854 год Браун исполнял обязанности главного декоратора императорских московских театров. Подобно А. А. Роллеру, Браун принадлежал к школе художников-романтиков, создателей фантастического, яркого, эффектного постановочного стиля 1830—1840-х годов, но уступал петербургскому коллеге в разнообразии художественных средств и богатстве фантазии.

Одна из ранних опер А. Н. Верстовского «Вадим, или Пробуждение двенадцати спящих дев» (в либретто использована вторая часть баллады В. А. Жуковского) была представлена художником как пестрое, перенасыщенное феерическое зрелище. Такое решение расходилось со стремлением композитора воскресить в музыке дух русской народной старины. «Но что было прелестно, это самая последняя декорация: деревья, пещеры, город проваливается; в великолепном замке вроде замка „Тысячи и одной ночи" вдали видны двенадцать спящих дев. Они встают, составляют группу и тихонько возносятся на небо. Это было прекрасно, и хлопали много; вызывали не машиниста, а Верстовского». Так передает свои впечатления от премьеры оперы московский знакомый Пушкина А. Я. Булгаков.

Орест Адамович Кипренский (1783-1836), из набора "Театр Пушкинской поры"

Художник О.А. Кипренский (1783—1836). «Н.С. Семенова в роли Сивиллы Дельфийской в опере Г. Спонтини «Весталка»». 1828. Холст, масло. 110X90 см. Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина

Нимфодора Семеновна Семенова (1788—1876), сестра Е. С. Семеновой, начинала свой сценический путь как драматическая актриса на роли инженю, но основной областью ее творчества стала опера. В центральных партиях известных опер западноевропейских композиторов (Беллини, Россини, Моцарта) проявилась особенность дарования Н. С. Семеновой. Обладая хорошим, хотя и не выдающимся голосом, она отличилась прекрасной внешностью, пластичностью, экспрессией, умением изящно и легко двигаться, носить театральный костюм, то есть теми редкими данными на оперной сцене, которые воспитываются школой драматического искусства. Ей равно удавались образы холодных блестящих светских красавиц и добродетельных простушек крестьянок. Однако исключительность положения актрисы в труппе определялась не столько сценическим даром, сколько покровительством одного из крупнейших вельмож пушкинского времени — графа В. В. Мусина-Пушкина.

Александр Алексеевич Козлов (1816/18-1884), из набора "Театр Пушкинской поры"

Козлов, Александр Алексеевич (1818-1884) - живописец. В Государственной Третьяковской галерее имеется принадлежащий его кисти "Портрет неизвестного".

Художник А.А. Козлов (1816/18—1884). «Портрет М. С. Щепкина». 1850-е годы Бумага, акварель. 36,5X21,7. Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина

«17 мая 1836. Москва Записки актера Щепкина
Я родился в Курской губернии Оболенского уезда в селе Красном, что на речке Пенке».
Эти начальные строки широкоизвестных теперь записок М. С. Щепкина написаны рукою Пушкина. При крайней редкости прямых контактов Пушкина с театром в 1830-е годы и отсутствии отзывов о ком-либо из актеров этот факт говорит о многом. Щепкин интересовал Пушкина прежде всего как личность, как человек, знавший Россию «от дворца до лакейской», и в подсказанной ему форме непритязательного рассказа поэт предвидел ценнейший документ русской действительности.
Но и Щепкин-артист, создатель громадной галереи сценических образов, чей великий талант любить и защищать простого человека определял магистральную линию развития русского реалистического театрального искусства, был близок творческим позициям Пушкина. «Пошли ты за Гоголем и прочти ему следующее: видел я актера Щепкина, который ради Христа просит его приехать в Москву прочесть Ревизора. Без него актерам не спеться» (из письма Пушкина жене 6 мая 1836).

Александр Антонович Риццони (1836-1902), из набора "Театр Пушкинской поры"

Художник А.А. Риццони (1836—1902) c оригинала В. И. Гау. "В.А. Каратыгин в роли Гамлета". 1854 Литография, раскрашенная акварелью. 28 X 21 Государственный центральный театральный музей имени А. А Бахрушина

Петербургский трагик Василий Андреевич Каратыгин (1802—1853) появился на сцене Большого Петербургского театра в мае 1820 года - в то самое время, когда Пушкин покинул столицу и отправился в Екатеринослав. Первоначальные сведения о Каратыгине доходили до Пушкина от П.А. Катенина, наставника актера.

В Петербурге Пушкин узнал Каратыгина, когда тот был уже признанным премьером труппы. Он играл весь основной трагический и романтический репертуар. Актер большой сценической культуры, Каратыгин был любимцем аристократической столичной публики. Величественный, стройный, пластичный, с громоподобным голосом, он отлично владел техникой актерской профессии. Свои роли Каратыгин создавал средствами приподнятой театральности, взращенными эпохой классицизма: напевной декламацией, выверенностью каждой позы всякого жеста и движения.

«Каратыгин человек с большим талантом, прекрасно образован, чудесно дерется на рапирах, великан собою; и этот талант, какой он имеет, весь ушел у него в искусство, и где роль легка, там он превосходен, а где нужно чувство там его у Каратыгина — нету»,— писал поэт А. В. Кольцов об исполнении Каратыгиным роли Гамлета (1838).

Василий Венедиктович Баранов (1792-1836), из набора "Театр пушкинской поры"

Баранов, Василий Венедиктович (1792-1836) - живописец, театральный декоратор и литограф. Сын крепостного актёра и живописца Венедикта Порфирьевича Баранова. С 1809 г. - вольноприходящий ученик Академии художеств, в 1813-1815 гг. занимался у А.Г. Варнека. С 1818 г. - актёр петербургских, затем московских императорских театров. Исполнял портреты актёров, издал литографированный альбом портретов актёров и актрис, рисовал сцены из спектаклей. Его работы имеются в Государственном центральном театральном музее им. А.А. Бахрушина

Художник В.В. Баранов (1792—1836). Портрет М. И. Вальберховой (Валберховой). Первая четверть XIX века. Литография. 43,7X30. Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина

Мария Ивановна Вальберхова (1788—1867) была среди тех актрис, которых готовил для Петербургской драматической сцены драматург, режиссер и театральный педагог А. А. Шаховской. Она дебютировала в 1807 году в трагической роли, и ее прочили в преемницы Е. С. Семеновой. Однако в Вальберховой скоро возобладал талант комической актрисы. По словам Пушкина, «истинные почитатели ее таланта забыли, что видели ее в венце и мантии, которые весьма благоразумно сложила она для платья с шлейфом и шляпки с перьями» («Мои замечания об русском театре»).

Живость, блеск и очарование комедийных образов Вальберховой снискали ей славу одной из ведущих актрис театра той поры. Специально для нее А. С. Грибоедов, А. А. Шаховской и Н. И. Хмельницкий написали пьесу «Своя семья, или Замужняя невеста» (1817). Ее именем Пушкин обозначил одну из ролей в своем наброске «Комедии об игроке» (1821).

Вальберхова принимала участие в хлопотах о разрешении поставить отдельные сцены из трагедии «Борис Годунов», как оказалось, безрезультатно.