пятница, 7 февраля 2014 г.

А.А. Риццони - "Любовь у колодца"

А.А. Риццони. "Любовь у колодца"

Недавно в интернете появилась замечательная, на мой взгляд, подшивка старого еженедельника столетней давности "Всемирная иллюстрация". В этом издании, в дополнении к текущим новостям, печатались гравюры с картин известных художников того времени и, что особенно интересно - пояснения относительно сюжета, который тот или иной художник изображал на своём полотне.  На мой взгляд, с таким пояснением  картина воспринимается несколько по иному, чем если просто смотреть на изображение, которое можно оценить лишь по техническим приёмам художника. Поэтому я решил, по мере сил и времени, публиковать эти самые пояснения более чем столетней давности.

"Любовь у колодца" 
(К картине А. Риццони). 
Древние греки не даром изображали амура маленьким мальчишкой. вооружённым колчаном стрел и луком. Они очень хорошо поняли характер этого милого, но иногда очень опасного божка. Многие писатели подтвердят, вместе со мной. что любовь входит в сердце не всегда мало-помалу, вследствие долговременного знакомства, изучения друг друга и привлекательности каких-нибудь черт характера, или наружности. Очень часто и даже гораздо чаще, чем это можно вообразить, стрела амура поражает внезапно, без всякого объяснения, или без отчёта, о каких либо достоинствах, или недостатках любимого предмета. Нередко бывает даже и так, что самый предмет любви не представляет ничего выдающегося, ни относительно наружности, ни относительно даже нравственных качеств своих, и, вообще люди очень мало способны любить и ненавидеть друг друга без всякой причины, сами не отдавая себе отчёта в этом чувстве.
Амур вообще божок очень неразборчивый; он одинаково охотно посещает как богатые дворцы, так и самые грязные подвалы, не стесняясь ни полом, ни возрастом, ни роскошью, ни бедностью, ни изяществом, ни даже грязью.
Вот перед нами молодая девушка, Катарина, служащая камеристкой в доме средней руки купца. С раннего утра до поздней ночи она прислуживает своим господам, получая за это не более 10-12 лир в месяц. Моет каменный пол, стирает бельё, прислуживает за столом, убирает комнаты, и хотя она недурна собою, но самые её занятия не такого рода, чтобы могли украшать её наружность. Не смотря на то, приказчики хозяина, или их знакомые, при встрече Катариной, не упускают случая пошутить с ней, написать ей пламенные стишки, прислать букет цветов и вообще так или иначе выразить ей своё сочувствие.
Катарина, однако, не соблазняется ни их фраками, ни их серебряными часами, ни перспективой, которую они предлагают ей, если бы вышла за кого-нибудь из них замуж, потому что бог Амур, вероятно, ещё не пролетел мимо неё и не знал о её существовании.
Вот однажды, по обычаю, она отправилась к колодцу, у развалин древнего монастыря, из которого черпала воду, и столкнулась в эту минуту с каким-то человеком. очевидно мастеровым. одетым очень грязно, почти оборванно, но который при виде Катарины остановился, уступил ей место у колодца и помог достать воды. Правда, она была красива собою, но и те приказчики, которые посещали её господина, были нисколько не хуже этого неизвестного, хоят по своему положению общественному стояли гораздо выше его. Не понимая сама почему, Катерина слушала этого человека с особенным удовольсвием, и после первого свидания с нетерпением ждала следущего дня, надеясь снова встретится с ним у колодца.
Действительно, на другой день он уже её там подкарауливал. Так же, как накануне, помог ей достать воды и очень ясно намекнул, что он будет продолжать ходить сюда каждый день, не столько для того, чтобы пользоваться водой колодца. сколько для того, чтобы встречаться с нею. Должно быть, в зелени, окружавшей этот колодец, слоучайно запутался маленький Амур и разом истратил две стрелы из своего колчана.
Джиованни - так звали нового знакомого Катарины - по откровенному его признанию, был небогатый сапожник и зарабатывал едва столько, чтобы существовать самому. Но воспламенённый шаловливым Амуром, он настолько расхрабрился, что обещал Катарине окружить её таким довольством, какого только возможно ему будет достичь при самой усиленной работе. Катарина всё это выслушивала с большим удовольствием и, нисколько не желая других своих обожателей и не соблазняясь роскошной перспективой, которую они ей предлагали, предпочла всем им бедного сапожника Джиованни и отдала ему своё сердце. В один прекрасный день она объяснила своим господам, что оставляет их, послучаю своего выхода замуж. Это очень старая история, но которая, как сказал Гейне, будет вечно нова. и вот эту маленькую, очень старую и в тоже время новую, историю наш талантливый жанрист Риццони подхватил своей кистью, о достоинствах которой считаю излишним распространяться. 
Ар. Эвальдъ.


З.Ы. К сожалению, я не нашёл цветной репродукции этой картины. возможно её уже не 
существует. 
З.З.Ы. Конечно, на сегодняшний день история, которую изобразил художник выглядит, мягко говоря, наивно.

Портрет М.И. Кутузова из музея-квартиры И.И. Бродского

Неизвестный художник. Портрет М.И. Кутузова. Исполнен в период 1777-1782 годов. Холст, масло. 58х44,5 см. Музей-квартира И.И. Бродского

В предлагаемом комплекте открыток репродуцируются произведения русских художников XIX века из Музея-квартиры И. И. Бродского, одного из интереснейших мемориальных музеев Ленинграда. Размещаясь в квартире, где жил и работал известный советский живописец, и сохраняя атмосферу жилого дома, музей включает в свою экспозицию около трехсот картин и рисунков. Часть из них составляют работы самого Бродского, часть — произведения мастеров русского и советского искусства, находившиеся в коллекции художника. Высокий профессионализм и убежденная приверженность реалистическому искусству, полученные Бродским в годы учебы в мастерской И. Е. Репина, обусловили его особую взыскательность и строгость в подборе произведений.
Искусство XIX века было предметом пристального внимания художника: он интересовался процессом становления реалистической живописи, преклонялся перед высокой культурой исполнения мастеров старших поколений, живое сочувствие вызывали у него творческие проблемы более близких по времени живописцев.
«Портрет М. И. Кутузова», написанный неизвестным художником между 1777— 1782 годами,— единственное произведение в собрании, относящееся к XVIII веку. Будущий генерал-фельдмаршал изображен в мундире Луганского пикинерного полка, где он служил в эти годы. Кутузову (1745—1813) тогда не исполнилось еще и сорока лет. В скромном погрудном изображении художник сумел передать обаяние незаурядной личности, запечатлев умную тонкую улыбку и живой взгляд портретируемого.
В несколько ином, героико-романтическом духе представлен образ военного в «Портрете П.П. Новосильцева» (1817—1818), приписываемом кисти В. Л. Боровиковского. Петр Петрович Новосильцев был знаком с А. С. Пушкиным, Н. В. Гоголем, многими декабристами.
«Украинка со сливами» (1848) В. А. Тропинина и «Портрет неизвестной в белом платье» (1852) М. И. Теребенёва близки друг другу некоторой наивностью изобразительного языка, не исключающей серьезности в создании психологической характеристики моделей.
Портреты, относящиеся ко второй половине XIX века, отличаются глубоким проникновением в душевный строй портретируемого. В «Портрете М.А. Григорьевой» (1862) работы П.П. Чистякова тонкое изящество кружев на фоне темного строгого платья подчеркивает благородство облика молодой женщины. Этот портрет — раннее произведение Чистякова, будущего замечательного педагога, утвердившего реалистические позиции в системе художественного образования.
Одно из последних произведений И.Н. Крамского, идеолога и организатора Товарищества передвижных художественных выставок,— «Портрет В.Н. фон Дервиз» (1887) скромен по своему решению. Внимание художника сосредоточено на лице пожилой женщины, умудренной жизненным опытом.
На ряде произведений из коллекции Бродского можно до некоторой степени проследить и историю пейзажного жанра в русском искусстве XIX века. В традициях реалистического искусства первой половины прошлого века исполнено живописное полотно «Море» (1849) И.К. Айвазовского с изображением гибнущего в штормовых волнах парусника. Черты романтической трактовки мотивов природы прослеживаются в творчестве А.И. Куинджи. В его небольшом эскизе «Север» (1879) дан эпический образ сурового и загадочного края.
В маленькой работе П. П. Соколова «Тройка в бурю» (1860-е или 1870-е годы) драматизм состояния природы несколько ослаблен подчеркнуто бытовыми чертами в обрисовке* персонажей. Вместе с тем картина интересна характерным сочетанием пейзажного и жанрового моментов, взаимно обогащающих друг друга.
В творчестве И. Е. Репина нашли свое отражение все крупные явления искусства того времени. Пейзаж, редко встречающийся у Репина как самостоятельный жанр, играл значительную роль в его сюжетных картинах и портретной живописи. В работе «Бурлаки у костра» (1870 или 1872), одном из подготовительных этюдов к знаменитой картине, именно пейзаж рождает ощущение тихого вечера и особого душевного покоя отдыхающих у полупотухшего костра людей. В «Девочке с букетом» (1878), портрете дочери Веры, залитая солнцем поляна, звонкая зелень, бросающая рефлексы на белое платье девочки, создают образ радостного, беззаботного детства.
В небольшой композиции А. Е. Архипова «Женщины и дети» (1880-е годы) группа крестьянок в национальных рубахах и сидящие рядом на земле ребятишки погружены в солнечную атмосферу жаркого летнего дня. Пейзаж занимал важное место в творчестве этого крупнейшего мастера крестьянской темы рубежа XIX— XX веков.
«Чистый» пейзаж, пейзаж настроения к концу века становится особенно распространенным в русской живописи. В работе В. Д. Поленова «Мельница в Вёле. Нормандия» (1874) пейзажный мотив пронизан несколько идиллической умиротворенностью. В мягкой серебристо-зеленоватой гамме тонко передано очарование поэтичного уголка северной Франции, где к середине 1870-х годов обосновалась небольшая колония русских художников.
Кисти гениального И. И. Левитана подвластны тончайшие оттенки состояния природы, ведомы тайны ее воздействия на душу человека. Его «Серый день» (1890-е годы) гармонией блеклых тонов создает настроение щемящей печали.
Пейзаж имел особую значимость в образной структуре исторических композиций В. А. Серова. В эскизе «Ифигения в Тавриде» (1893) к картине, задуманной на сюжет одноименной трагедии Эврипида, безбрежная гладь моря с набегающей волной и одинокая фигура сидящей на берегу девушки становятся эмоциональным лейтмотивом произведения, в котором особенно сильно звучит нота тоскливого, напряженного ожидания.
Творчество М.А. Врубеля представлено в коллекции несколькими набросками и акварельной миниатюрой «Натурщица в восточном костюме» (1884). В этом виртуозно выполненном этюде яркие, сочные мазки кажутся вкраплениями самоцветов. Композиции на ориентальные сюжеты всегда давали богатую пищу живописному воображению Врубеля, замечательного мастера акварели.
Опубликованные здесь произведения из Музея-квартиры И. И. Бродского знакомят с интересными образцами русской живописи XIX века. Третий, заключительный выпуск открыток по этому музею будет посвящен следующему разделу коллекции И. И. Бродского — творчеству его современников, художников 1900— 1920-х годов.
О. П. Андреева


четверг, 6 февраля 2014 г.

среда, 5 февраля 2014 г.

В.Д. Поленов (1844-1927) "Мельница в Вёле. Нормандия"

Художник В.Д. Поленов (1844-1927). Мельница в Вёле. Нормандия. Исполнено в 1874 году. Холст, масло. 24,8х26 см. Музей-квартира И.И. Бродского

См. также:


Василий Дмитриевич Поленов

понедельник, 3 февраля 2014 г.

Утагава Хиросиге (1797-1858)

Утагава Хиросиге (1797-1858). Триптих из серии "Луна и цветы", изображающий двух женщин на веранде и третью подходящую к ним из сада
Утагава Хиросиге (1797-1858). Триптих с видом на водоём Уэно.
Утагава Хиросиге (1797-1858). Сакуры возле Сумиды. Из серии "Известные места Эдо"
Утагава Хиросиге (1797-1858). Иллюстрации из серии 54 главы Повести о Гэндзи. Глава 1. Павильон Павлоний
Утагава Хиросиге (1797-1858). Иллюстрации из серии 54 главы Повести о Гэндзи. Глава 2. Первая зелень (Дерево-метла)
Утагава Хиросиге (1797-1858). Иллюстрации из серии 54 главы Повести о Гэндзи. Глава 3. Пустая скорлупа цикады
Утагава Хиросиге (1797-1858) Иллюстрации из серии 54 главы Повести о Гэндзи. Глава 4. Вечерний лик
Утагава Хиросиге (1797-1858).
 Иллюстрации из серии 54 главы Повести о Гэндзи. Глава 5. Юная Мурасаки




М.И. Теребенев (1795-1864) - "Портрет неизвестной в белом платье"

Художник М.И. Теребенев (1795-1864). Портрет неизвестной в белом платье. Исполнено в 1852 году. Холст, масло. 71,5х53,5 см. Музей-квартира И.И.Бродского

См. также:


 Михаил Иванович Теребенёв (1795-1864)"Крестьянская свадьба"


воскресенье, 2 февраля 2014 г.

И.Н. Крамской (1837-1887) - "Портрет В.Н. фон Дервиз"

И.Н. Крамской (1837-1887). Портрет В.Н. фон Дервиз. (Жена Павла Григорьевича фон Дервиз - Вера Николаевна Тиц (1832 – 25.02.1903, Ницца, похоронена 6.03.1903 в Москве). После смерти мужа основала в СПб. ряд благотворительных учреждений: приют для девочек-сирот (1881), дом дешёвых квартир и столовую для бедных, дачу для беднейших гимназисток, народный дом (на 12-й линии Васильевского острова), Женскую гимназию имени В.П. фон Д. в Москве (1888, ныне – средняя общеобразовательная школа № 325). 
Портрет исполнен в 1887 году. Холст, масло. 61х50 см. Музей-квартира И.И. Бродского

См. также:


Иван Николаевич Крамской




суббота, 1 февраля 2014 г.

В.А. Серов (1865-1911) - "Ифигения в Тавриде"

Художник В.А. Серов (1865-1911). Ифигения в Тавриде. Эскиз. Исполнен в 1893 году. Картон, масло. 28, 5х39,5 см. Музей-квартира И.И. Бродского

См. также:

Валентин Александрович Серов