воскресенье, 14 мая 2017 г.

Рафаэль - «Святая Цецилия со святыми Павлом, Иоанном, Августином и Марией Магдалиной»

Рафаэль. Святая Цецилия со святыми Павлом, Иоанном, Августином и Марией Магдалиной. Исполнено около 1513 года. Дерево, масло, перенесенное на холст. 238 х 150 см Национальная пиканотека. Болонья (Из Академии изящных искусств, ранее в церкви Сан-Джованни Монте)
Из альманаха «Великие музеи мира» №15 «Национальная пинакотека. Болонья»:
Изумительный натюрморт из музыкальных инструментов сопровождает взгляд, который поднимается между святыми и достигает ангельского хора, от музыки земной до музыки вечной, от земли к небесам. Покровительница музыки находится в состоянии экстаза. Переносной органчик, который она держит в руках, ей уже не нужен, он перевернут, и из него даже выпали несколько труб. Цецилия окружена монументальной силой четырех святых «героев-атлантов божественной любви» (Андреа Эмильяни). Это произведение, знаменитейший шедевр в истории итальянского искусства, родился по заказу знатной болонской дамы, известной своею набожностью, Елены Дульоли даль Олио, и флорентийского каноника Антонио Пуччи. Будучи супругой нотариуса, эта женщина дала обет целомудрия, как святая Цецилия, и проводила свою жизнь, подражая древнеримской мученице. Слава о ее святости стала распространяться с 1506 года и продолжалась после ее смерти в 1520 году. Предназначенное для капеллы святой Цецилии, которую Елена Дульоли построила в 1515 году в церкви святого Иоанна Монте, это произведение революционным образом обновило саму концепцию святого образа, заставив исчезнуть традиционное изображение божественного, которое должно совпадать с видением и чувством. «Заслуга художника в том, что он совершает чудо, позволяя нам разглядеть невидимое», - писала Анна Мария Брицио. Впервые экстаз святой стал темой произведения: в то же время Рафаэль придал форму и образ христианской идее музыки. Задуманная как традиционная Святая беседа, доска получила необычайный резонанс (существовала даже легенда, что Франческо Франча умер от скорби, едва увидев ее), и была несравненным примером для всей последующей болонской живописи. 
Беатриче Бускароли
По словам святого Иоанна, пение ангелов могут услышать «только непорочные девы», такие, как святая Цецилия и Елена Дульоли. Ангелам не нужны брошенные на земле поломанные инструменты, они поют многоголосым хором, разделившись на две группы: двое и четверо, читая раскрытые ноты. Пение считалось более высоким искусством, чем инструментальная музыка.

Святая одета в золотые одежды, перетянутые поясом, как символом девственности. Желтый цвет символизирует «желание Бога». Подняв лицо кверху, она обращает его в небеса, которые раскрываются, обнаруживая славу и величие ангелов. Согласно книге «Иконология» Чезаре Пипа, «лицо, обращенное вверх» означает, «что как наши глаза с Небесами, так и наш разум с небесными деяниями, с Господом».

Музыкальные инструменты, лежащие у ног святой - виола да гамба, три флейты, треугольник, бубен, пара тимпанов, тарелки и тамбурин - поломаны или разбиты. Они символизируют отказ от светской музыки во время свадебной церемо НИИ со стороны святой Цецилии, или же отрече ние от музыки и земных - иллюзий. Их написал Джованни из Удине.
См. также:

Орацио Джентилески (1563-1639) и Джованни Ланфранко (1582-1647) - «Святая Цецилия и ангел»

Бернардо Каваллино (1616- около 1656) - Святая Цецилия в экстазе.

Карло Дольчи (1616-1686) - «Святая Цецилия»

Рафаэль Санти (1483-1520)

суббота, 13 мая 2017 г.

Чарльз Хант (1829-1900) - «Юная парикмахерша»

Charles Hunt (1829-1900). THE YOUNG HAIRDRESSER - Чарльз Хант (1829-1900). Юная парикмахерша
Английский художник викторианской эпохи, Чарльз Хант написал очень много картин с детьми. Художник тонко подмечал условия в которых они растут. Не стала исключением и картина «Юная парикмахерша» на которой девочки практикуют своё мастерство на мальчике, который стоически терпит их мучительные упражнения. В общем-то в 19-м веке мужским причёскам не предъявлялись те требования, которые сегодня требуют регулярно посещать парикмахера и не простого, а целого стилиста. Профессия парикмахера стала востребованной, однако чтобы постигнуть все её премудрости нужно учиться в училище или пройти курсы парикмахера. Конечно не все могут достичь статуса Сергея Зверева, но, при должном старании, вполне реально получить профессию, которая будет нужна до тех пор, пока у людей будут расти волосы.  

Андерс Цорн (1860-1920)

Anders Zorn (1860 - 1920). KUVÅDÖRREN (THE CHAMBER DOOR). 1905 - Андерс Зорн (1860 - 1920). У ДВЕРИ. Исполнено в 1905 году

Anders Zorn (1860 - 1920). UPPVAKNANDE (THE AWAKENING). 1906 - Андерс Цорн (1860-1920). ПРОБУЖДЕНИЕ. Исполнено в 1906 году
См. также:

Андерс Цорн (1860-1920)

пятница, 12 мая 2017 г.

Кристиан Рихтер - «Беспорядочные любовники»

Christian Richter, The Monogrammist CR (Kronach 1472-1553 Weimar). The Ill-Matched Lovers - Кристиан Рихтер, Монограммист CR (Кронах 1472-1553 Веймар). Беспорядочные любовники

четверг, 11 мая 2017 г.

Джек Веттриано (1951 г.р.)

Jack Vettriano (1951). STUDY FOR BETRAYAL, NO TURNING BACK - Джек Веттриано (1951 г.р.). Нет пути назад (набросок)

Jack Vettriano (1951). STUDY FOR HOW DO YOU STOP - Джек Веттриано (1951 г.р.) На чём остановимся (набросок)

Jack Vettriano (1951). THE AWFUL TRUTH - Джек Веттриано (1951 г.р.). Ужасная правда

 См. также:

Джек Веттриано (1951 г.р.)

среда, 10 мая 2017 г.

Кес ван Донген (1877-1968) - «Обнажённая на стуле»

Kees van Dongen (1877 - 1968). NU À LA CHAISE. Painted circa 1905 - Кес ван Донген (1877-1968). Обнажённая на стуле. Исполнено около 1905 года. 
См. также:

Кес ван Донген (1877-1968) - «Женщина с обнажённой грудью»

вторник, 9 мая 2017 г.

Кукрыниксы - «Подписание Акта о безоговорочной капитуляции Германии»

Кукрыниксы. «Подписание Акта о безоговорочной капитуляции Германии». Исполнено в 1945-1946 годах

понедельник, 8 мая 2017 г.

Франсиско Гойя - «Портрет актрисы Антонии Сарате»

Франсиско Гойя. Портрет актрисы Антонии Сарате. Исполнен в 1810-1811 гг. Холст, масло 71 х 58 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург (Подарок Арманда Хаммера, США, 1972 г.)
Из альманаха «Великие музеи мира» №3 «Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург»:
Творчество Гойи замыкает XVIII век и открывает новую, триумфальную страницу в искусстве XIX века, в котором мастер оставит неизгладимый след. Это полотно, написанное в период зрелости художника, является непревзойденным образцом в замечательной галерее портретов, где показывается наиболее мирная сторона его живописи, далекая от проявлений тоски, тревоги, жестокости, нищеты и несправедливости, нашедших отражение, прежде всего, в чудесных рисунках и знаменитых гравюрах, но также и в картинах. Антония де Сарате входила в крут знакомых Гойе писателей, актеров, художников. Существует еще один портрет, написанный ранее, где Гойя изобразил ее сидящей, с ногами, открытыми до колен. Знаменитая мадридская актриса (1775-1811), умершая вскоре после написания портрета, здесь представлена в виде поясного изображения на темном фоне. Это придает портрету выразительность и силу, создавая яркий эффект живого присутствия, отмеченного тенью мечтательной меланхолии, которая читается, прежде всего, в больших печальных глазах. 
Алессандра Флеголент
В последние годы своего творчества Гойя написал много подобных женских портретов, в которых романтичность образа «Махи» уступает место глубине и искренности в показе характера персонажа.
См. также:


Франсиско Гойя - «Портрет Исабель Кобос де Порсель»