пятница, 30 июня 2017 г.

Клод Моне - «Праздник 30 июня 1878 года»

Клод Моне. Улица Монторгей в Париже, Праздник 30 июня 1878 года. Исполнено в 1878 году. Холст, масло. 81х50,5 см. Музей Орсе, Париж (Завещано в качестве уплаты пошлины на наследство

Из альманаха «Великие музеи мира» №5 «Музей Орсе. Париж»:
Картина изображает парижскую улицу в праздничный день. Но это не 14 июля, как можно было бы подумать, а 30 июня, во время большого празднества по случаю закрытия Всемирной Выставки. Чтобы представить необыкновенное событие в жизни города, Моне поднимается на балкон какого-то дома и наблюдает сцену сверху. Идея непривычной точки зрения, безусловно, происходит от фотографических опытов Надара, который любил запечатлевать город сверху, пролетая над ним на воздушном шаре. Фрагментарные и скорые мазки импрессионизма прекрасно подходят для передачи конвульсивного движении толпы и колыхания на ветру флагов, вывешенных из окон зданий. Небольшими «язычками» черного цвета, тут и там испятнанными красным, белым и синим, Моне весьма живо изображает гуляющие по улице толпы. Такая идея уже использовалась в некоторых более ранних композициях, например, «Бульвар Капуцинок» (1873 г., Канзас-Сити, Художественный музей Нельсон-Аткинс), удостоившейся саркастических комментариев критика Леви, который был не в состоянии понять смысл этих «черных язычков». «Так я похож на них, когда иду на прогулку по бульвару Капуцинок» - писал он в своей знаменитой статье, - «Смерть - это проклятие! Но она надо мной подшучивает».
Симона Бартолена
Чтобы создать нужный ракурс, Моне избирает весьма оригинальный способ: улица, увиденная с балкона, вклинивается между зданиями, с сильно акцентированной перспективой. Вертикальные движения кисти противопоставлены косой линии улицы, усиливая ощущение хаоса и движения, уже намеченного красочными мазками флагов.

четверг, 29 июня 2017 г.

Уильям Этти - «Похищение Прозерпины Плутоном»

William Etty, R.A. (1787-1849). Pluto carrying off Proserpine - That fair field of Enna, where Proserpine gathering flowers, herself a fairer flower, by gloomy Dis was gathered - Уильям Этти  (1787-1849). Похищение Прозерпины Плутоном
По легенде, Прозерпина, дочь богини зерна Цереры, собирала ирисы, розы, фиалки, гиацинты и нарциссы на лугу со своими подругами, когда её заметил, воспылав любовью, Плутон, царь подземного мира. Он умчал её на колеснице, заставив бездну разверзнуться перед ними и Прозерпина была унесена в подземное царство. Плутон вынужден был отпустить её, но дал вкусить ей зернышко граната, чтобы она не забыла царство смерти и вернулась к нему. С той поры Прозерпина половину года проводит в царстве мертвых и половину — в царстве живых.

среда, 28 июня 2017 г.

Стивен Кэмбелл - «Разлом острова»

Steven Campbell (1953-2007). PORTRAIT OF AN ISLAND SPLITTING - Стивен Кэмпбелл (1953-2007). ПОРТРЕТ РАЗЛОМА ОСТРОВА 
Стивен Кэмбелл внёс большой вклад в развитие шотландского искусства 1980-хх годовего картины включают много повторяющихся мотивов, таких как черепа, птицы и антропоморфная листва, но также повторяющиеся узоры, такие как узор пейсли , который появляется снова в нескольких его поздних картинах. Такое использование визуальных мотивов указующих на различное трактование, привело к тому, что некоторые критики отвергали работы Кэмпбелла, а критик газеты The Independent в Лондоне назвал ее «супом загадочных мотивов». Подобные работы подходят для иллюстраций романов Стивена Кинга, в частности знаменитой повести «Туман», по которой снят новый 10-ти серийный Сериал Мгла смотреть онлайн который можно уже с 23-го июня с русской озвучкой. После смерти художника интерес искусствоведов к работам Кэмбелла значительно возрос, а газета The Times назвала его «одним из самых сильных и оригинальных художников, которые появились в последнее время в Великобритании».

Луи-Жан-Франсуа Лагрене (1725-1805) - «Аллегория музыки»

Louis-Jean-Francois Lagrenée (Paris 1725-1805). An Allegory of Music - Orpheus, Pluto and Euridices. 1772 - Луи-Жан-Франсуа Лагрене (Париж 1725-1805). Аллегория музыки - Орфей, Плутон и Эвридика. Исполнено в 1772 году 

вторник, 27 июня 2017 г.

Великая княгиня Ольга (1882-1960) - «Юрий Куликовский»

Grand Duchess Olga (1882-1960). Guri Kulikovsky (1919-1984) at breakfast, Knudsminde - Великая княгиня Ольга (1882-1960). Юрий Куликовский (1919-1984) за завтраком. Кнудсминде

понедельник, 26 июня 2017 г.

Франсиско Гойя - «Махи»

Франсиско Гойя. Маха одетая. Исполнено около 1796-1798 гг. Холст, масло. 97х190 см. Музей Прадо, Мадрид (из Королевской академии Сан-Фернандо)
Из альманаха «Великие музеи мира» №1 «Музей Прадо. Мадрид»:
До сих пор не стихают споры о личностях натурщицы (которой не была, как думали ранее, знаменитая герцогиня Альба, любовница художника) и заказчика обеих картин (возможно, могущественный министр Годой). Нет также подтвержденной информации о значении двойного портрета - в одетом и обнаженном виде, о самой героине и о хронологии (возможно, «одетая» была выполнена позже, в 1800-1806 гг.). Платье, как и тореадорская курточка, пояс на талии и шелковые остроносые туфельки, расшитые золотом, указывают на высокое положение натурщицы. Поэтому речь, скорее всего, идет о своего рода маске: дама развлекается, представляя себя плебейкой, ведущей себя вызывающе и без предрассудков, свободной от формальных условностей. Изображение девушки копируется на парной картине и в диагональном расположении, и в положении рук, но есть существенные различия в интонации и цветовой палитре. Здесь показана скорее вечерняя сцена, с глубокими и интенсивными участками света и тени. Тело, заключенное в великолепии белого платья, запавшего между ног, полностью озарено источником света. При кажущейся идентичности, поза более расслабленная и спокойная, с упором на икры ног, торчащих с дивана. Кисть Гойи показывает плотность, богатство и вместе с тем текучесть палитры материалов, стремясь свободными и бесстрашными мазками следовать за приключениями света на любой поверхности.
Даниэла Тарабра
Франсиско Гойя. Маха обнажённая. Исполнено около 1796-1798 гг. Холст, масло. 97х190 см. Музей Прадо, Мадрид (из Королевской академии Сан-Фернандо)
Из альманаха «Великие музеи мира» №1 «Музей Прадо. Мадрид»:
Это полотно, вместе с аналогичной «Малой одетой» (La maja vestida), были, по всей вероятности, задуманы как пара. Картина с одетой девушкой должна была закрывать картину с обнаженной, будучи вставлена в двойную раму, как крышка, которая может приподниматься. На тахте зеленого бархата, раскинувшаяся на шелковых подушках и вышитой простыне, в простом диагональном положении изображена маха - один из самых известных образов женской красоты. Нас удивляет откровенность наготы: героиня показана без малейшей стыдливости, с руками, закинутыми за голову, и прямо смотрит на зрителя, подчеркивая отсутствие каких-либо аллегорических намерений, даже не пряча интимные места, до сих пор от- сутствующие на картинах. Красота здесь - не абстрактный и идеальный канон, но страстное участие. Сияющее тело живет в объятиях света, который, как подвижный персонаж, создает в помещении таинственные теневые углубления. Свет то слепит, то чуть касается, скользит по белоснежной плоти и тканям, распространяется и просвечивает в сердцебиении и дыхании. Это творение, безусловно, было вдохновлено знаменитыми ню Тициана и Веласкеса, но устанавливает новую модель единства чувственности и видения художника, без каких-либо предлогов и ширм. Именно это полотно будет так высоко цениться художниками следующего столетия, в первую очередь Эдуардом Мане (см. «Олимпию» в музее Орсе в Париже).
Даниэда Тарабра

Ст. также:

воскресенье, 25 июня 2017 г.

Рафаэль - «Святое семейство Каниджани»


Рафаэль. Святое семейство Каниджани. Исполнено в 1507 г. Дерево, масло. 131x107 см. Старая пинакотека, Мюнхен (Из дюссельдорфской коллекции, дар великого курфюрса Тосканского Козимо III зятю Иоганну Вильгельму Пфальцскому, 1691 г.)
Из альманаха «Великие музеи мира» №16 «Старая пинакотека. Мюнхен»:
По мнению Вазари, эта картина была написана для Доменико Каниджани и является одним из первых вариантов темы Мадонны с Младенцем, которую художник будет разрабатывать в зрелый период своего творчества во Флоренции. Пластичность фигур и компоновка перспективы обнаружила ют влияние Фра Бартоломео и Леонар до да Винчи. У первого, доминиканского монаха, Рафаэль перенял установку на религиозное искусство, простое, но красноречивое, торжественное и сдержанное, а черты Леонардо узнаваемы в нежной голубизне естественной рамки, в которую помещены фигуры. Руки и ноги Марии и Елизаветы, Иисуса и маленького Иоанна движутся по классической схеме, абсолютно гармоничной в своем пирамидальном построении, напоминая органичность архитектурных форм и представляя единое и завершенное целое. Одежды также создают впечатление монументальности форм, с заметным влиянием Перуджино именно в расположении фигур. В этой картине сливаются элементы «натуральности», которые художник искал во время работы над этюдами с натуры в подготовительных рисунках и которые здесь проявились в тонкости и разнообразии выражений лиц и взглядов. 
Сильвия Боргезе
Святая Елизавета, кузина Марии и мать Иоанна Крестителя, изображена в виде пожилой женщины с покрытой платком головой. Во встрече взглядов женщины и Иосифа художник задействует композиционный ритм, богатый выразительными оттенками, которые выявляют всю свою эмоциональную глубину именно в этом повороте головы кверху.
Иоанн Креститель, слева, немногим старше Иисуса, обращает к нему обожающий и благочестивый взгляд. Рука Марии чуть придерживает Младенца. Елизавета делает тоже самое. Человеческое и божественное начало слиты воедино в едином измерении, выразившись во встрече двух детей, изображенных без теней и без контрастов.
Пейзаж пронизан слабым голубоватым светом, сеющимся с неба, обволакивающим строения на заднем плане. Контуры четки и прозрачны, как те, которыми Рафаэль любовался в Урбино на произведениях Пьеро делла Франческа. Внимание художника сосредоточено также на воздушной среде, создающей безукоризненную гармонию между фигурами и окружающей средой.
См. также:

Рафаэль Санти (1483-1520)


суббота, 24 июня 2017 г.

Джузеппе Бернардино Бисон - «Лот и его дочери»

Giuseppe Bernardino Bison (Palmanova 1762-1844 Milan). Lot and his Daughters - Джузеппе Бернардино Бисон (1762-1844). Лот и его дочери