Страницы

вторник, 18 декабря 2007 г.

Альбрехт ДЮРЕР - велиий немецкий художник эпохи Возрождения (продолжение)

Автопортрет. 1498 г. Дерево, масло. 0,52х0,41. Мадрид, Музей Прадо.
Св. Георгий и св. Евстафий. Левая и правая створки Паумгартнеровского алгаря. 1502-1504 гг. Дерево, масло. Каждая створка— 153X87 см. Мюнхен. Старая Пинакотека
Изображения св. Георгия и св. Евстафия были написаны Дюрером на внутренней стороне створок алтаря. Алтари, по обыкновению, расписывались и снаружи и изнутри. В будни алтарь стоял закрытым. Открыва.ли его лишь по праздникам. Поэтому центральной картине и внутренней росписи створок полагалось быть торжественными. И действительно, фигуры св. Георгия и св. Евстафия, занимающие всю высоту створок, — торжественны. Мощные, сделанные как бы из кости и железа, люди эти в то же время полны действенной силы. Вылеплены они безукоризненно. Линия крепкая, плавная, полная чувства, течет, нигде не прерываясь и не дробясь. Низкий горизонт придает фигурам еще большую величавость, зритель смотрит на них как бы снизу вверх, мажорное звучание красной одежды и блеск серебряных лат подчеркивается ровным темным фоном. Под видом святых изображены здесь сыновья заказчика алтаря: на левой створке — Стефан Паумгартнер со штандартом св. Георгия и его атрибутом — драконом, на правой створке — Лука Паумгартнер со штандартом св. Евстафия. Как всегда, в. портретах Дюрера поражает богатство внутренней жизни портретируемых. Благородные головы с резкими, волевыми чертами лица весьма схожи и весьма различны: Стефан спокоен и уверен, Лука полон раздумий.
Апостолы. Деталь. Дерево, масло. 1526 г. Мюнхен. Старая Пинакотека
«Четыре апостола» были созданы Альбрехтом Дюрером за два года до его смерти. На двух картинах представлены попарно легендарные соз­датели жизнеописаний Христа. Дюрер преподнес их городскому совету Нюрнберга и снабдил нравоучительными надписями, говорящими о его разочаровании в католицизме и реформации. По замыслу художника они должны были олицетво­рять человеческие темпераменты. Являясь плодом многолетних глубоких размышлений художника о сущности человека, эти картины представляют собой одну из вершин искусства немецкого Воз­рождения. Более того, они выражают дух эпохи и высокие гуманистические идеалы, по цельно­сти, страстности и активности образов соперничая с произведениями своих итальянских современников.
Наиболее ярко выражено представление о ду­ховной силе человека в образах Луки и Марка. Противопоставленные друг другу, они, тем не менее, равнозначны яркостью своих индивидуаль­ностей. Тяжело падающий плащ Марка как бы объемлет обе фигуры, сообщая им величавость и значительность. Если суровое лицо Марка от­мечено печатью сильной воли, а его взгляд вы­дает глубину мысли, то взгляд Луки кажется во­площенной энергией беспокойного и страстного человеческого ума. Статуарная монументальность фигур достигнута Дюрером типизацией образов, большими пятнами цвета, величавым ритмом Складок одежды, четкой объемной моделировкой.
Музыканты. Правая створка «Алтаря Иова». 1503-1504 гг. Дерево, масло. 94х51 см.
Кёльн. Музей Валлорф. Рихартц.
«Музыканты» — наружная роспись правой створки «Алтаря Иова». В будни, когда алтарь бывал закрыт, видна была лишь эта, наружная, сторона створок. Чтооы она бросалась в глаза, роспись делали чаще одним тоном - серым или коричневым. Дюрер использует здесь целую гамму красок, но приглушает их. Эта правая створка тесно свяхана с левой. На створке изображён впавший в отчаяние Иов, на правой — музыканты, пытающиеся развлечь Иова своей игрой. Фигуры музыкантов написаны в рост, крупным планом. Низкий горизонт придаёт им величавость, но они совсем иные, чем изображенные на внутренней стороне створок «Паумгартнеровского алтаря» Стефан и Лука Паумгартнер. Музыканты изысканны, даже манерны. Линия здесь такая же плавная, но она уже нестоль эластична и совсем потеряла свою твёрдость. Пейзаж здесь тонок, лиричен и отвечает общему настроению картины. Так каждый раз Дюрер находит художественные средства присущие, смыслу изображения. В «Музыкантах» Дюрер применил довольно сильное перспективное сокращение, благодаря чему пространство приобрело большую глубину. В барабанщике Дюрер изобразил себя.
А. ДЮРЕР Портрет молодой венецианки. 1505 г. Дерево, масло 35х26 см Вена. Художественно-исторический музей
Дюрер почти не писал женских портретов. Из немногих, сохранившихся до нашего времени, женских портретов, созданных художником, портрет молодой венецианки, пожалуй, один из лучших. Изображена скромная молодая женщина, отнюдь не красавица, жена зажиточного, но не богатого бюргера.
Портрет этот Дюрер писал в Венеции. Столь большая мягкость и обобщенность не были свойственны немецким художникам. В портрете явно чувствуется влияние колорита великих итальянских мастеров Джорджоне и Тициана. Воздействие венецианского искусства сказалось здесь и в удивительно задушевной и богатой передаче психологических оттенков. В этом портрете и какая-то особая непринуждённость, естественность позы и взгляда. Можно сказать, что портрет молодой венецианки — один из самых ренессансных портретов в творчестве Дюрера.
Рождение Христа.Центральная часть Паумгартнеровского алтаря. 1502—1504 гг. Дерево, масло. 153X123 см Мюнхен. Старая Пинакотека
Алтарь был заказан Дюреру Нюренбергским патрицием, банкиром и городским судьей Стефаном Паумгартнером. Алтарь предназначался для церкви Св. Катерины, обыкновенно собирались знаменитые нюренбергские мейстерзингеры (так тогда назывались поэты, слагавшие тонкие и сложные поэмы и иногда писавшие музыку к ним).
Сцена «Рождение Христа» изображена Дюрером более или менее традиционно. На переднем плане — Мария и Иосиф и между ними ангелочки, радующиеся рождению Христа. На заднем плане — животные и пастухи. По средневековому обычаю здесь же изображены и заказчики алтаря слева — маленькие фигурки мужчин, справа — женщин. Разномасштабность фигур обычна для искусства средневековья. В эти годы Дюрер лишь начинал работать над перспективой, поэтому античные, по представлению художника, руины построены столь математично. Несколько высоко поднята линия горизонта, из-за этого плоскость картины кажется слегка наклонной. Несмотря на некоторые черты архаичности, картина вполне ренессансная. В ней не чувствуется религиозного аскетизма, умиротворенность и спокойствие здесь совершенно земные.
А. ДЮРЕР (1471-1528) Портрет неизвестного. 1500 г. Дерево, масло. 29X26 см. Мюнхен. Старая Пинакотека
В последних исследованиях этот портрет иногда называют портретом Ганса Дюрера. У родителей Альбрехта Дюрера родилось 18 детей, и трое из них были названы именем Ганс. Может быть, здесь тот, который родился в 1478 году и упоминается в Нюренбергских докуменах за 1507 год. как принятый в цех портных. Предположения эти пока ничем не подтверждены.
Очень небольшой по размерам портрет на редкость монументален. На ровном тёмном фоне с необыкновенной пластичностью и осязаемостью вылеплено угловатое, энергичное лицо молодого человека. Резко очерчены подбородок, глаза, нос, губы, ухо. Портрет скомпонован так, что лицо почти выступает из рамы. Этим достигается «приближенность» к зрителю, «приближенность» психологическая. Писался портрет, по-видимому, вечером, при свете лампы, отсюда и обобщенный охристый фон картины и темноватые тени. Немецкие художники до Дюрера писали преимущественно ярким и локальным цветом.
А. ДЮРЕР (1471—1528) Портрет Освальда Крелля. 1499 г. Дерево, масло, 49,6X39 см Мюнхен. Старая Пинакотека
Дюрер строит портрет Освальда Крелля так, чтобы подчеркнуть внутреннее состояние портретируемого. Представляется, что художник писал этого человека в те часы его судьбы, когда все духовные силы мобилизованы и вся энергия напряжена. Человек здесь раскрыт до конца. Принадлежит он к натурам страстным, энергичным и поглощенным собой. Противопоставление поворота головы и направления взгляда доходят до драматизма. Пейзаж (очень редко употребляемый Дюрером в портрете) с узкой, извилистой и блестящей, как змея, речкой, тонкими, высокими деревьями аккомпанирует общему напряженному настроению портрета. Колорит тоже я на резких контрастах: бело-чёрное - красное. Напряженность поддерживает и оранжево-желтая река и расплывшийся оранжевый круг заходящего солнца. Освальд Крелль был крупным торговым агентом Ревенсбургского экспортно-импортного общества.
Портрет Иеронима Хольшиуэра. 1526 г, Дерево,(липа), масло.48X36 см. Берлин
В 1526 году Дюрер написал два портрета членов Совета города Нюренберга: Хольцшуэра и Муффеля. В этих образах как бы выражена сущность правителей немецких городских советов в смутные к трудные времена реформации и крестьянской войны. Хольцшуэр был бургомистром Нюренберга и много способствовал принятию реформации и относительно спокойному поведению крестьян во владениях Нюренберга во время крестьянской войны.
На портрете изображен человек волевой и энергичный. Открытый, горячий взгляд направлен на зрителя — такой прием изображения редко применялся Дюрером. Крутой излом бровей, энергичные очертания рта, высокий крутой лоб — все говорит о натуре деятельной и страстной. Написан портрет весьма тщательно, но подробности в передаче фактур, складок, особая выписанность волос не скрадывают общего психологического замысла.
Адам и Ева. 1507 г. Дерево, масло. Каждая часть — 209X83 см Мадрид. Прадо
Об очень многих явлениях в творчестве Дюрера можно говорить — «впервые в немецком искусстве». Дюрер работал на рубеже двух эпох. Своим творчеством он завершил в Германии мир средневекового искусства и одновременно положил начало новому реалистическому искусству.
«Адам и Ева» — первое изображение обнаженного человеческого тела в немецком искусстве. Картина довольно большая, фигуры написаны в натуральный размер. Они построены на основе многолетних поисков Дюрером изображения гармонически развитого тела человека. Однако изображены люди не условные, а конкретно-реальные.
Нежная, чуть-чуть лукавая Ева прислушивается к тому, что шепчет змея, и срывает яблоко. Адам — в сомнении. Он осторожно держит веточку с яблоком, готов бросить ее, но пока что не решается. Обе фигуры пронизаны движением, которое здесь приобрело уже пространственный характер. При ровном темном фоне картины ощущается и глубина и реальность пространства. Это потому, что фигуры написаны вполне объемно, с богатой светотеневой моделировкой.
С этого времени художники Германии стали часто писать обнаженное тело.
А. ДЮРЕР (1471—1528) Праздник четок, 1506 г. Дерево, масло. 162X195 см Прага. Национальная галерея
Эту картину Дюрер написал по заказу немецких купцов для капеллы при факто­рии немцев в Венеции. Дюрер начал и за­кончил картину в Венеции. Он гордился. что писал ее только пять месяцев. Встре­ченный венецианскими художниками с не­доверием, Дюрер стремился завоевать их признание именно этой работой. И он до­стиг успеха. После нее он уже считался признанным европейским мастером.
Сюжетом картины послужила легенда о раздаче венков Марией и младенцем Христом. Композиция картины ясная, сим­метричная: строгая пирамида фигур в цент­ре и гармоническое равновесие целого. Справа и слева от Марии изображены ре­ально существовавшие люди: император Германии Максимилиан I и за ним члены немецкой фактории в Венеции, вдали Дю­рер изобразил себя стоящим у дерева ря­дом с аугбургским гуманистом Паутингером, одним из универсальнейших людей Ренессанса. По левую сторону от Мадонны пажом папа Юлий II, стоящий на ко­ленях. за ним в фиолетовой одежде и красной накидке Якоб Фуггер — самый бо­гатый человек Германии. Несмотря на ре­лигиозную сцену, картина вполне светская. Мария представлена как царица, окружен­ная великолепием и многочисленной сви­той.
Геркулес. Около 1497 г.
Эта гравюра на дереве наводит на мысль о символическом изображении поднимающегося на борьбу немецкого крестьянства.
Мифологический герой Древней Греции изображен в виде крестьянина, одетого в рубище, повергающего дубинкой двух рыцарей в богатом вооружении. Старуха-крестьянка воинственно замахивается на убегающую молодую женщину в одежде знатной дамы.
Мадонна с младенцем. Государственный Эрмитаж
Адам и Ева. 1504 г.
Адам и Ева. 1504 г. Гравюра
Дюрер всю свою жизнь пытался найти числовые соотношения в строении идеальной человеческой фигуры и разработал сложную систему пропорций.
Эта гравюра на меди замечательна чётким и ясным построением обнажённых фигур женщины и мужчины, умением выразить в них идеальную красоту, как плод математически выверенной соразмерности.
Рыцарь и ландскнехт. Около 1498 г.ь
В этой гравюре на дереве, изобра­жающей пешего воина и всадника, оде­тых в современные художнику костюмы, Дюрер обличает немецкое рыцарство, ко­торое своими набегами разоряло земли немецких крестьян.

Комментариев нет:

Отправить комментарий