Страницы

четверг, 17 апреля 2008 г.

Фёдор Александрович Васильев

Васильев Федор Александрович [10 (22) февраля 1850, Гатчина — 6 октября 1873, Ялта], русский художник. Наряду с А. К. Саврасовым — один из основоположников лирического «пейзажа настроения» в русской живописи.
Выходец из семьи почтового служащего, учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, а также в 1871 в Академии художеств; в 1866-67 работал под руководством И. И. Шишкина.
Выдающийся талант Васильева сложился рано и мощно в картинах, впечатляющих зрителя своим психологическим драматизмом. Замечательной «поэзией при натуральности впечатления» (по словам И. Н. Крамского, близкого друга Васильева, о коренном свойстве его творчества в целом) проникнута уже картина «Перед дождем» (1869, Третьяковская галерея). В 1870 путешествовал по Волге вместе с И. Е. Репиным, в результате появилась картина «Вид на Волге. Баржи» (1870, Русский музей) и другие работы, отмеченные тонкостью световоздушных эффектов, мастерством передачи речной и воздушной влаги.
Но не во внешних эффектах здесь суть. В произведениях Васильева природа, словно откликаясь на движения человеческой души, в полном смысле психологизируется, выражая сложную гамму чувств между отчаянием, надеждой и тихой грустью. Наиболее известны картины «Оттепель» (1871) и «Мокрый луг» (1872; обе в Третьяковской галерее), где постоянный интерес художника к переходным, неопределенно-зыбким состояниям натуры претворяется в образы озарения сквозь меланхолическую мглу. Это — своего рода натурные сны о России, выдерживающие сопоставление с пейзажными мотивами И. С. Тургенева или А. А. Фета.
Художник (судя по его переписке с Крамским) мечтает о создании каких-то невиданных произведений, о символических пейзажах-откровениях, которые могли бы исцелить человечество, отягощенное «преступными замыслами». Но дни его уже сочтены.
Заболев туберкулезом, он переселяется в 1871 в Ялту. Роковая болезнь, сливаясь с впечатлениями от южной природы, которая предстает у него не праздничной, но отчужденно-тревожной, придает его живописи еще большую драматическую напряженность. Тревожно и сумрачно самое значительное его полотно этого периода — «В Крымских горах» (1873, Третьяковская галерея). Тонущая в дымке, написанная в мрачных коричневато-серых тонах горная дорога обретает тут потусторонний оттенок, подобие безысходной дороги в никуда.
Влияние искусства Васильева, усиленное трагизмом его ранней кончины, было весьма значительным. Романтическая традиция, окончательно отрешаясь от представлений о пейзаже как декоративном зрелище, достигла в его работах особой духовной содержательности, предвещающей искусство символизма и модерна, пейзаж чеховско-левитановской поры.

Оттепель. 1871 г. Холст, масло. Государственный Русский музей
Рассвет. 1872 г. Кировский областной художественный музей им. А.М. Горького
Мокрый луг. 1872 г. Государственная Третьяковская галерея
Под дождём. Государственная Третьяковская галерея
Тройка на мосту. Государственный Русский музей
Осень. 1867 г. Холст, масло. 30х45. Свердловская картинная галерея
Тополя. 1870 г. Смоленский областной краеведческий музей
Речка. Конец 1860-х. Сепия, перо. Государственная Третьяковская галерея
Осень. 1869 г. Холст, масло. 31х44,5. Киевский государственный музей русского искусства
Бухта. 1871 г. Государственная Третьяковская галерея
Дорога в берёзовом лему. Государственная Третьяковская галерея
Лесная поляна. Красноярская художественная галерея
Морской вид. 1869 г. Холст, масло 31х41,5. Государственный Русский музей
Летний жаркий день. 1869 г. Государственная Третьяковская галерея
Вид на Волге. Барки. 1870 г. Холст, масло. 67х105. Государственный Русский музей
Картина написана во время совместного пребывания Васильева и И.Е. Репина на Волге. Репин в это время работал над "Бурлаками". За картины "Вид на Волге" и "Приближение грозы" в 1872 г. Васильев Ф.А. получил звание художника 1-й степени по пейзажной живописи.

Комментариев нет:

Отправить комментарий