Страницы

вторник, 13 мая 2008 г.

Павел Андреевич Федотов (1815-1852)

Федотов, Павел Андреевич - живописец, рисовальщик, поэт. Родился в семье отставного военного. В 1833 г. окончил 1-й Московский кадетский корпус. Посещал рисовальные классы Академии художеств (1834-1844). Учился в батальной мастерской у А.И.Зауервейда, пользовался советами К.П. Брюллова. В 1844 году в чине штабс-капитана вышел в отставку, решив целиком посвятить себя живописи. Дебютировал картинами "Свежий кавалер" (1846), "Разборчивая невеста" (1847), "Сватовство майора" (1848, все - в ГТГ). За последнюю картину получил звание академика. Федотов - основоположник критического реализма в русском изобразительном искусстве, мастер социального бытового жанра. В 1850-е гг. отказываясь от сатиры, создаёт образы, проникнутые сочувствием к человеку ("Вдовушка", 1851-1852; "Анкор, ещё анкор!" 1851-1852, обе - в ГТГ; "Игроки", 1852, Киевский музей русского искусства) Великолепный портретист ("Н.П. Жданович", 1849, ГРМ) и рисовальщик. Автор басен, стихов, поэм сатирического направления. В Последние годы страдал тяжёлой психической болезнью. Творчество Федотова сыграло важную роль в развитии русской живописи 2-й половины 19-го века. Его работы имеются также в музеях Архангельска, Иванова, Варшавы, Минска и других городов.
Офицер и денщик. Ок. 1850 г. Государственный Русский музей
Портрет Н.П. Жданович за фортепиано. Ок. 1850 г. Государственный Русский музей
Разборчивая невеста. 1847 г. Государственная Третьяковская галерея.
Сам автор так описывает содержание картины: "Пожилая девица гадала. Является жених, не совсем красивый господин с букетом цветов. Вручив его гадавшей, падает на колени перед ней, видна взаимность. За двербю мать, подслушивая, что тут происходит, даёт знать мужу и тот крестится от радости". В смехе Федотова звучат саркастические ноты.
Всё холера виновата. Государственный Русский музей.
На обороте картины стихотворение Федотова:
Как лукавого в грехах
Наш брат вечно укоряет,
Так, когда холеры страх
В городе гуляет.
Все всему она виной,
Всё холера. Так, иной
Чуть до вкусного дорвётся,
Не утерпит - так нажрётся,
Что в здоровую-то пору
Переварить желудку в пору.
Так под час забывши страх,
На приятельских пирах
Выпивши одного вина
По полдюжины на брата.
Смотрим худо - кто ж вина?
Всё холера виновата.
Бивуак лейб-гвардии гренадёрского полка. Акварель, бумага. 30х34,2. Государственный Русский музей
Вдовушка (вариант). 1851 г. Холст, масло. 59х34,5. Картинная галерея Ивановского областного краеведческого музея
Завтрак аристократа. 1849 г. Холст, масло. 51х42. Государственная Третьяковская галерея.
Одна из обличительных картин художника, второе название которой "На брюхе шёлк, а в брюхе щёлк". Молодого человека в роскошном халате чуть было не застали за завтраком, состоящим из куска чёрствого хлеба.
В маленьком эпизоде, высмеивающем стремление к внешнепоказному блеску, художник вскрывает подлинный облик разоряющегося дворянства, не желающегос отказатьс от блеска и привычек роскошной жизни.
Сватовство майора. 1848 г. Государственная Третьяковская галерея. (Ранний вариант картины).
Мастерски, с тонким юмором, изображена сцена сватовства, как торговой сделки, - поправки обстоятельств промотавшегося майора женитьбой на богатой. Федотов так описывает эту сцену: "Майор бравый, карман дырявый, крутит ус, думает: до денежек доберусь". В этой популярной картине раскрываются характерные для того времени взаимоотношения двух социальных групп: дворянство стремится любыми путями уйти от разорения, а богатое купечество хочет породниться с "благородными".
"Анкор, ещё анкор!". Государственная Третьяковская галерея.
Изображена обыденная сцена из жизни заброшенного в глухую провинцию офицера, убивающего врем за отупляющим сознание занятием, свидетельствующем об отсутствии подлинных жизненных интересов: свесившись с лавки, монотонно и бесконечно повторяет собаке приказание прыгать ("Анкор" по-французски означает "ещё). Картина пронизана чувством безысходности и тоскливого одиночества
Зимний день. (21 линия Васильевского острова). Государственный Русский музей
Передняя частного пристава накануне большого праздника. 1837 г. Бумага, акварель, тушь, перо. 18,4х23,5 см. Государственная Третьяковская галерея.

Комментариев нет:

Отправить комментарий