Страницы

суббота, 26 июля 2008 г.

Василий Максимович Максимов (1844-1911)

Максимов, Василий Максимович (1844-1911) - живописец-жанрист. Родился в крестьянской семье, рано осиротел; восьми лет отдан в монастырскую школу. Был учеником у иконописцев, позже с трудом поступил в петербургскую Академию художеств, учеником которой был с 1863 по 1866 гг. В 1866 г. отказался от конкурса на большую золотую медаль, оставил Академию и уехал в деревню, посвятив своё творчество изображению близкой ему крестьянской жизни. С 1871 по 1912 г картины Максимова экспонировались на передвижных выставках (с 1874 г. - член Товарищества). С 1878 г. - академик.
Демократ по происхождению и по убеждениям, талантливый художник Максимов был стойким последователем идейных принципов передвижничества, воплощённых им в ряде значительных произведений живописи критического реализма ("Приход колдуна на крестьянскую свадьбу", "Семейный раздел", "Больной муж" и др.)
Шитьё приданого. 1866 г. ГТГ - Государственная Третьяковская галерея
Семейный раздел. 1876 г. Холст, масло. 106X148 см Государственная Третьяковская галерея 55. Из подборки «Художники-передвижники*. Выпуск IV.

Это произведение, экспонированное на пятой передвижной выставке, великолепно выявляло глубину познания передвижниками жизни пореформенной деревни.
Показывая во многих своих творениях, что новые капиталистические отношения принесли простым людям лишь новые формы закабаления, передвижники обнаружили вторжение этих отношений даже в личную, бытовую сторону крестьянской жизни, приведшее к разрушению прежних прочных моральных устоев.
Именно к такому выводу и позволяла прийти картина Василия Максимовича Максимова «Семейный раздел».
Живописец запечатлел типический случай распада патриархальной семьи. Братья не ужились под общей крышей после смерти отца. Каждый желал иметь отдельное хозяйство, стать «независимым», добиться возможности выходить на рынок со своей «продукцией».
Однако дележ имущества проходит отнюдь не полюбовно. Зритель видит, что старший «хозяин> обделяет «меньшего». У ног жены последнего лежит кусок домотканной ткани, да «штука» дешевого ситца, а за спиною старшей невестки, на лавке, навалена груда «добра». Взывая к совести, обиженный с укоризной разводит руками.
Даже представители сельского схода, сидящие за столом, на котором лежит разрезанный надвое каравай, послуживший знаком к началу раздела, потрясены происходящей сценой.Больное дитя. Офорт
Бабушкины сказки. 1867 г. ГТГ

Бедный ужин. 1879 г. Холст, масло. 81x117 см. Иркутский художественный музей
69. Из подборки «Художники-передвижники» Выпуск V
Реакционные рецензенты седьмой передвижной выставки не обошли своим вниманием экспонировавшиеся на ней внешне непритязательное полотно Василия Максимовича Максимова «Бедный ужин». Главное обстоятельство, которое вызывало их «победоносные» насмешки, заключалось в полнейшей-де «беспредметности» сюжета — отсутствии пищи на столе. В картине и впрямь хозяйка уже «сбирает со стола», снимая скатерть: ужин окончен. Но именно быстротечность ужина, действительно не показанного в картине, и свидетельствует об его крайней бедности. Выбором этого момента живописец сказал много больше, чем если бы изобразил скудный натюрморт.
Произведение выявило и рост технического мастерства Максимова. Он решался, например, поставить стол не в центре композиции, а сдвинуть в левую часть холста. Унылая пустота пространства мужицкой избы в правой половине полотна кажется еще более глубокой в сумеречных тонах цветовой гаммы. Это сразу же сообщает зрителю щемящее впечатление нищеты, из которой нет выхода.
В бумагах Максимова сохранилось хотя и шутливое, но горькое стихотворение:
Кто сытый ест обед
Не купит, знаю, «Бедный ужин»,
А автору мужицких бед
Богатый покупатель нужен.
У колыбели. ГРМ - Государственный Русский музей
Больной муж. 1881 г. ГТГ

Приход колдуна на крестьянскую свадьбу. 1875 г. Холст, масло. 116X188 см Государственная Третьяковская галерея 41. Из подборки «Художники-передвижники». Выпуск III
В Товариществе передвижников Василий Максимович Максимов быстро зарекомендовал себя ведущим мастером крестьянской темы. На четвертую выставку он представил работу «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу», оставшуюся лучшей в его творчестве.
Это произведение является свидетельством того, что передвижники, мучительно задумываясь над перспективами русского крестьянства, в отличие от своих предшественников-художников 1860-х годов, повествовали не только о горестях и бедах народных. Важное место в их творчестве заняли произведения, отображающие народные обычаи и нравы, объясняющие психологию крестьянской массы.
Мотив свадебного торжества, выбранный Максимовым, давал для этого богатейшие возможности. Свадьбы всегда служили наиболее ярким событием в сельской жизни. Церемониал их обрядов, включавший в себя и песни и театрализованные действия, складывался веками, воплощая эстетические представления народа.
Реалистическая убедительность, с которой обрисованы характеры действующих лиц и вся окружающая обстановка, во многом объясняется тем, что живописец значительную часть своей жизни прожил в деревне, где не раз принимал участие в подобных торжествах. В картине он изобразил самого себя в молодости — в образе парня с балалайкой.
Портрет старика. 1874 г. Калужский областной художественный музей
Девушка у амбара. 1874 г.
Всё в прошлом. 1889 г. ГТГ
Швейцар (старый служака). 1880 г. Холст, масло. 33х26,5 Свердловская картинная галерея
Торговка. 1881 г. ГТГ
Мечты о будущем. 1868 г. ГРМ

Комментариев нет:

Отправить комментарий