Страницы

пятница, 15 августа 2008 г.

Дмитрий Александрович Косьмин (1925-2003)

Народный художник России. Родился в 1925 г. Окончил Московское худож. училище «Памяти 1905 г.», живописец. Постоянный участник всех основных московских и всероссийских выставок, а также отдельных зарубежных выставок. Картины находятся в музеях: Государственная Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств (Алма- Ата), музее Новосибирска, Новокузнецка, и др., в «галерее Пирра»-Италия, частных коллекциях Японии, Италии, Франции, Англии, Америки
Творческая биография Д. А. Косьмина сравнительно коротка. В 1952 году, защитив диплом в Московском художественном училище памяти 1905 года и став через два года членам Московского союза художников, Косьмин, не многим более десяти лет назад, начал свой самостоятельный путь в искусстве.

Своеобразный, яркий талант художника, удивительная целенаправленность поиска, незаурядный дар колориста очень скоро выдвинули его в число интересных советских живописцев, обладающих оригинальной творческой индивидуальностью.

Косьмин родился в сибирском городе Омске в 1925 году в семье агронома. Семилетним мальчиком вместе с родителями будущий художник переезжает в Казахстан, откуда, не окончив школы, уходит добровольцем на фронт Великой Отечественной войны. После демобилизации в 1945 году для Косьмина наступают годы упорной учебы. Неудержимая тяга к искусству, горячее, давнее желание стать художником привели его в 1946 году в Ташкентское художественное училище. Завершает же свое специальное образование Косьмин в Москве. Успешно выступив на Всесоюзной художественной выставке (экспонировалась его работа «Вечер в рыбачьем поселке», 1954 г.),

Косьмин удачно выдержал свой первый серьезный экзамен, Уже в ранних произведениях четко определяется приверженность художника к жанровому пейзажу, проявляется интерес к природе родной страны.

Испытывая непреодолимую потребность в познании окружающего мира, в постижении сложной закономерности его развития, художник с кистью в руках неустанно ведет свои многолетние наблюдения, совершая длительные поездки в различные концы страны. С подкупающей любовью воспевает он в своих полотнах то проникновенную прелесть перелесков Подмосковья, то напоенные жарким солнцем пейзажи Средней Азии, то гордую, мужественную красоту земли сибирской, то щедрое раздолье кубанских степей. Взволнованно и темпераментно раскрывая в образах природы красоту современного пейзажа, художник учит нас глубокому пониманию ее внутренней сущности.

Впечатление необъятного простора охватывает зрителя при взгляде на полотно Косьмина «Сибирь. Сплав леса» (1966). Широкий разлив Енисея, по синим водам которого медленно движется масса плывущей древесины, замыкается грядой гор, идущей по горизонту. Полоса берега с изумрудной зеленью травы на переднем плане как бы завершает в целом уравновешенную композицию произведения.

Ощущение внутренней динамики в картину вносят беспокойное серое небо с клубящимися облаками, еле заметное волнение реки.

Еще большую суровость и величавую эпичность природы Сибири подчеркивает художник в картине «На Енисее» (1966). Типичная для тех мест жанровая сцена. Идет сплав леса. Люди, стоя с баграми в руках, сортируют его. Многоплановая, удивительно компактная композиция как бы увенчана темной горной громадой с четким волнистым силуэтом, в своей (могучей красоте господствующей в пейзаже. Легкая рябь воды несколько оживляет в общем спокойный тон повествования. Продуманная закономерность в чередовании светлых и желтых пятен, холодных и теплых тонов создает своеобразную гармонию колористической гаммы. Эта картина, как и большинство произведений художника, несет в себе одну из основных идей творчества Косьмина — раскрытие тесной связи природы с трудовой, повседневной деятельностью человека, использующего ее богатства для своего блага.

С большим мастерством, эмоционально выражает свои мысли и чувства живописец, на всю жизнь покоренный необычайной, суровой красотой крепко полюбившегося ему северного края («Тобольск», 1963 г.; «В Мурманске», 1966 г.; «Салехард», 1966 г. и др.).

Непритязательная красота Тобольска — города знаменитых косторезов, города с еще сохранившейся деревянной архитектурой, деревянными мостовыми и тротуарами, с органично «вписанными» в него естественными природными особенностями местности воплощает поэзию повседневной жизни. Картина построена на сочетании серебристо-серых, теплых красно-коричневых, звонких зеленых тонов, как нельзя лучше передающих типичный летний пейзаж северного города. Тишиной и покоем веет от этой мирной, неторопливо текущей жизни. То же стремление к передаче материальности, живой предметности реального мира находим мы и в произведении «В Мурманске». Кулисное построение с крупными формами смело срезанных по бокам картины деревянных домов удачно подчеркивает динамику композиции. Движение, начавшееся с круто спускающейся к берегу дороги, продолжается в течении стремящейся вдаль реки.

Сдержанная серо-синяя, с тонкими градациями цветовая гамма оживляется ярко-красным пятном спелой рябины, резко выделяющейся на темно-коричневом фоне дома, броской зеленью травы.

Не менее красиво и выразительно полотно «Салехард». По значительности образного содержания, композиционной законченности — это подлинный пейзаж-картина. Поэтичен своеобразный облик города, выросшего в тундре на Крайнем Севере. Все в нем привлекает: и живописно разбросанные на высоком берегу и прибрежной полосе деревянные домики, с как бы обегающими вниз по склону зелеными лентами огородов, и тонкая вереница лодочек, медленно покачивающихся на мелкой зыби волн, и темные воды Оби.

Интенсивность, мажорность цвета отличает картину «Кубанский край». Жизнеутверждающей силой, радостным ликованием наполнен пейзаж летнего дня. Живописец смело использует контрасты в цветовых сочетаниях. Идейно-образное содержание картины у Косьмина всегда подчиняет себе средства живописно-пластической выразительности. Энергичная, темпераментная живописная манера Косьмина хорошо передает оптимистическое восприятие мира, которое так привлекает зрителя в его полотнах. Косьмин путешествует не только по родному краю, он побывал в городах Франции, Италии, Чехословакии. Поразительная, своеобразная красота архитектурных памятников, облика городов, природы этих стран, увиденная глазами советского художника, запечатлена в полотнах: «Миланский собор», «Венеция. Италия», «Прага. Кремль», «Карловы Вары. Чехословакия» и другие.

Творчество Дмитрия Александровича Косьмина отличается глубоким реализмом, жизнеутверждающим характером, горячей любовью к природе родной страны.

С. Петрова

Тобольск. 1963 г.
В берёзовой роще. 1963 г.
Сибирь. Сплав леса. 1966 г.
На покосе. Сибирь. 1966 г.
Кубанский край. 1961 г.
Новгород. 1963 г.
Карловы Вары. Чехословакия. 1961 г.
Мурманский край. День рыбака. 1965 г.
В Мурманске. 1966 г.
Салехард. 1966 г.
Венеция. Италия. 1965 г.
Миланский собор. Италия. 1965 г.
Прага. Кремль. Чехословакия. 1966 г.
Енисей. 1966 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий