Художник Рогир ван дер Вейден (ок. 1399 г. - 1464). Нидерландская школа. Женский портрет. 1455 г. Вашингтон. Национальная галерея |
Рогир ван дер Вейден был замечательным портретистом. Как и у ван Эйка, в его портретах всегда чувствуется не просто внимательно острое восприятие модели, но и радость утверждения ценности человеческой индивидуальности с ее неповторимым обликом, духовным богатством и достоинством. Оттого так незабываемо значительны все его портретные образы. Однако в отличие от портретов ван Эйка, им присуща большая утонченность, которая выражена прежде всего в осанке, манере держаться, в сдержанной гордости. Почти все его модели принадлежали к кругу знати бургундского двора, отличавшегося высокой культурой и рыцарскими идеалами, которые культивировали бургундские герцоги.
«Женский портрет» Рогира поражает совершенным мастерством выполнения и безошибочным художественным вкусом. Молодая женщина принадлежит, судя по ее костюму, к знатному роду. Поразительно то, что художник эстетизирует ее облик, но одновременно подчеркивает естественную здоровую прелесть ее молодости.
В создании портретного образа главную роль у Рогира выполняет рисунок. Четкие линии ясно очертили пространственно-плоскостное расположение фигуры. Силуэт головного убора пирамидальной формы придал ее позе оттенок сдержанного достоинства. Сквозь прозрачную ткань виден мягкий склон плеча, на лице, чуть скуластом, выделены большие чувственные губы. Рогир стремится прежде всего передать прелесть ее женского обаяния, но в то же время он покорен силой характера и умом женщины.
Комментариев нет:
Отправить комментарий