Картины А.И. Куинджи (1842-1910) из собрания Государственной Третьяковской галереи (ГТГ)
Днепр утром
Ночь на Днепре. 1882 г. Неоконченное авторское повторение.
Море. Этюд
А. И. Куинджи (1842—1910) Украинская ночь. 1876 г. Холст, масло. 79X162 см Государственная Третьяковская галерея 53. Из подборки «Художники-передвижники». Выпуск IV. |
«Украинская ночь» явилась каким-то новым художественным откровением»,— вспоминал об этом произведении, показанном на пятой передвижной выставке, один из современников живописца В. С. Кривенко.— «Вся нега малороссийской ночи, так художественно прочувствованная великим поэтом в «Полтаве» чудодейственно перенесена была чародеем Куинджи на картину... На выставке передвижников к картине трудно было протолкнуться. С тех пор имя Куинджи стало известно всей России. Те, кто не видел оригинала, любовались репродукциями. Они в виде олеографий разлетелись быстро по самым захолустным нашим уголкам».
Действительно, отдавая должное гражданственной значимости художественных образов предыдущих картин Архипа Ивановича Куинджи, следует отметить, что до 1876 года художник шел лишь в русле направления, уже проложенного до него товарищами, более старшими по возрасту и по деятельности в искусстве.
Собственное, самобытное слово он впервые произнес лишь в картине «Украинская ночь». Это произведение как бы подавало заявку на второе рождение романтического пейзажа, причем теперь уже в рамках искусства демократического реализма. Однако, разумеется, ни о каком подлинном «возрождении» романтизма не могло идти речи. Творческий вариант, разработанный Куинджи, был по существу наиболее оригинальной из форм тяготения к эпичности, характерного в целом для демократической пейзажной школы конца 1870-х годов.
Эльбрус. Лунная ночь. Этюд. 1890-1895 гг.Днепр утром
Ночь на Днепре. 1882 г. Неоконченное авторское повторение.
Море. Этюд
Комментариев нет:
Отправить комментарий