Страницы

вторник, 25 ноября 2008 г.

Ян Вермеер Дельфтский (1632—1675) - «Мастерская художника»

ЯН ВЕРМЕЕР ДЕЛЬФТСКИЙ (1632—1675). Голландская школа. «Мастерская художника (Аллегория живописи)». Ок. 1665. Холст, масло. 120х100 см.. Вена. Музей истории искусства
«Изобразительное искусство». Москва. 1973 9-378. Ц. 3 к. Т. 35 000. 5-я т. 3. 1392. 2121281

Вермеер владел сложнейшей живописной техникой, с непревзойденным мастерством добиваясь передачи интенсивного солнечного освещения и мощного звучания чистых пятен света. Его жанровые сцены не увлекают оригинальностью сюжетной ситуации, но всегда захватывают совершенством цветовой гармонии, классической чистотой и ясностью образов.
Картину «Мастерская художника» называют аллегорией живописи. Очевидно, Вермеер писал собственное ателье и самого себя. Мы узнаем, что художник работал сидя за мольбертом и писал на холсте прямо с натуры, сделав на нем рисунок кистью. На картине видно, как художник пишет листья лаврового венка, не прикоснувшись еще к лицу, тщательно отделывая эту деталь. Его моделью служит простая некрасивая девушка, которая неловко и смущенно держит в руках трубу и книгу, атрибуты музы истории Клио. Фоном для нее служит карта семнадцати нидерландских провинций. На столе лежат предметы, символизирующие вспомогательный аппарат художника,— альбом набросков, маска, толстая книга и разноцветные ткани. В картине можно видеть некоторую двойственность общего и образного решения — с одной стороны, художник убеждает в реальности, с другой — в идеальности изображенной жизни. Оттенок избранности этого особого мира творчества ощущается в том, как Вермеер построил композицию. Он словно разрешил немного заглянуть в мастерскую, отогнув тяжелый занавес и закрепив его стулом. В позе художника чувствуется полная самоотдача, напряженный процесс работы. Судя по тому, что картина осталась в семье умершего художника, Вермеер высоко ценил ее и с ней единственной не пожелал расстаться до самой смерти.

Комментариев нет:

Отправить комментарий