Страницы

суббота, 7 февраля 2009 г.

Лукас Кранах Старший (1472-1553) в Эрмитаже

Художник Лукас Кранах Старший (1472-1553), Немецкая школа. «Мадонна с младенцем под яблоней». Холст, масло, переведена с дерева. 87х59 см. Около 1528 г. Государственный Эрмитаж
Художники эпохи Возрождения часто изображали Мадонну с младенцем Христом как символ материнской любви. Друг и соратник Мартина Лютера, главы немецкой Реформации, Кранах хотел дать новую трактовку этой теме, распространенной в религиозном искусстве католической церкви, против которой выступил Лютер. Образу Мадонны приданы одновременно черты торжественности и простоты. Великолепие пейзажа, который служит фоном картины, напоминает о народных немецких песнях, в которых Мадонна выступает как царица природы. С наивной простотой переданы листва и плоды яблони, детская непосредственность Христа, сжимающего в ручонках корочку хлеба и яблоко. Радостный, сияющий колорит картины придает ей особую прелесть.
Художник Лукас Кранах Старший (1472-1553), Немецкая школа. «Венера с амуром». Холст, масло. 213х102 см. Исполнено в 1509 году. Государственный Эрмитаж
Среди тем, которыми эпоха Возрождения обогатила искусство, важное место занимает античная мифология. Образы богини любви и красоты древних римлян Венеры и ее сына, шаловливого Амура, своими стрелами пронзающего сердца влюбленных, неоднократно изображались итальянскими художниками, вдохновленными образцами древнеримской скульптуры. По иному передает его немецкий живописец, никогда не видевший этих образцов, но зато знающий упоминания Венеры в старинных легендах и песнях средневековья. Как беспощадную, но непобедимую богиню, пленившую некогда рыцаря Тангейзера, и изобразил Венеру Кранах, снабдив свою картину латинским двустишием:
«Всеми силами гони купидоново сладострастие,
Иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера».
Из книги "Эрмитаж":
"Венера, изображённая на этой картине, воплощает идеал женской красоты самого знаменитого мастера саксонской школы XVI века, получившего своё имя от города Кронаха, где он родился в 1472 году. С 1505 года Кранах переселился в Виттенберг, где стал придворным художником курфюрста Саксонии. С 1508 года он украсил себя дворянским титулом и взял в качестве родового герба изображение крылатого змея, ставшего эмблемой его мастерской. На картине эмблема видна на белом листе вместе с инициалами художника и датой. Богиня, которая кажется цветной скульптурой, ожившей , как статуя Пигмалиона, является типичным изображением обнажённой фигуры в натуральную величину, как было принято при дворе. Это первое на севере Европы изображение Венеры обнажённой, а также первое в творчестве Кранаха живописное произведение на мифологический сюжет. Тема богини любви, недвусмысленно чувственной и довольно популярной у итальянских художников, здесь приобретает религиозно-моралистический облик. За спиной богини, обнажающей своё тело, присутствует латинская надпись (намёк на классическую культуру немецкого гуманизма), призывающая прогонять Амура, если не хочешь попасть под власть Венеры. 
Венера протягивает руку, как бы желая помешать Амуру пустить стрелу. Единственными яркими нотами в картине, где преобладают бурые и жёлто-золотистые тона, являются бусы Амура. " 
Александра Фреголент
Художник Лукас Кранах Старший (1472-1553), Немецкая школа. «Женский портрет». Дерево, масло. 88,5х58,6 см. 1526 г. Государственный Эрмитаж

Комментариев нет:

Отправить комментарий