Страницы

пятница, 6 февраля 2009 г.

Вальтер Вомака (род. 1925) - «Болгарский натюрморт»

Вальтер Вомака принадлежит к тем немецким художникам, имя которых стало известно в послевоенные годы. Вомака завоевал широкую популярность произведениями на современную тему.

Мастер высокой художественной культуры, он унаследовал демократические традиции немецкого искусства 20-х годов с его гражданским пафосом и обращением к важнейшим темам современности. Секрет успеха его творчества в том, что художник сам непосредственно связан с живой действительностью, с людьми, которых он изображает. Мы верим искренности его влюбленных («На пляже»), молодому задору нового поколения («Лето»), свежести весенних пейзажей, так как все это не отвлеченный пафос, а глубокое вдумчивое размышление художника над проблемами современной жизни и становления личности в новом, социалистическом обществе. Вальтер Вомака, сын садовника, родился в 1925 году в Обергеоргентале, маленьком городке на территории Чехословакии, захваченной в 1938 году гитлеровцами. Война оставила глубокий след в сознании художника волею судьбы оказавшегося вовлеченным в нее. В первые послевоенные годы Вомака находился в Британской, оккупационной зоне Германии. В 1949 году, когда образовалась Германская Демократическая Республика, Вомака переехал туда. Он настойчиво изучал изобразительное и прикладное искусство сначала в Веймаре, в Институте архитектуры и изобразительного искусства, а затем в Дрездене.

Прежде чем обрести собственный художественный язык, Вомака испытал влияние различных тенденций и направлений. Регулярно выставляться он начал с 1953 года, когда на III Художественной выставке в Дрездене была представлена его дипломная картина. В дальнейшем Вомака участвует на многих выставках в Германской Демократической Республике и за границей, про-

должая работать в области станковой живописи и графики, а также в стенописи и витраже.

В 1954 году Вомака пишет этюд «Старая гавань в Штральзунде». Четкими уверенными мазками положена краска, собирающаяся то там, то здесь в большие цветовые пятна. С этого этюда начинается смелый поиск выразительного живописного языка, который в таких работах 50-х годов, как «Болгарский натюрморт» (1957), «Ноябрьский вечер в Кремле» (1958) и другие, обретает уже черты определенного стиля.

«Болгарский натюрморт» выполнен акварелью и темперой. Художник выбирает точку зрения сверху и показывает зрителю все содержимое плетеной корзины. Это—маленький кусочек щедрой и богатой природы Болгарии. Художник здесь как в фокусе собирает всю яркость и красоту южных красок. Эта картина раскрывает одну из наиболее ярких граней дарования художника: декоративность, которая присуща и такой картине, как «Ноябрьский вечер в Кремле». Широкая свободная манера письма не позволяет художнику останавливаться на отдельных деталях. Краска ложится на холст большими плоскостями цвета, разграниченного в отдельных местах четкими контурами. Рождается ощущение яркого и необыкновенного праздничного зрелища.

В конце 50-х — начале 60-х годов Вомака начинает работать над большими мозаичными панно, не бросая, однако, и станковую живопись. Художник обращается к большому кругу сюжетов, связанных с современностью. Образное, эмоциональное решение получают такие важные темы, как творческий, созидательный труд («Лето»), подрастающее молодое поколение («Пионерка», «На берегу»), мир («Девушка с голубем»). Художник ищет все новые и новые средства, чтобы как можно конкретнее выразить свой эстетический идеал, свое понимание современности. Вомака — в одном ряду с теми, кто строит новое общество, вкладывая в это дело весь свой задор, энергию, убежденность

На пятой немецкой выставке экспонировалась картина Вомаки «Лето». Ее можно связать с целым циклом работ художника, посвященных теме труда в демократической Германии. Однако это полотно отличается от

других большей жизненной правдивостью образов. Настроение художника созвучно времени, его собственный идеал смыкается с идеалом эпохи. Жизнеутверждающий оптимизм искусства Вомаки порожден временем огромного подъема в стране, строящей социализм.

Лиризмом и теплотой проникнута цветная литография Вомаки «Девушка с голубем». Исполненное в плакатной манере, это произведение воспринимается как символ мира и юности. Цвет является носителем настроения и выразительности образа.

Огромный успех картины Вомаки «На пляже» подтверждает правильность позиции художника, идущего от малого к большому, от частного к общему. Это яркое, выразительное произведение уже давно завоевало известность и признание у самого широкого и самого взыскательного зрителя далеко за пределами ГДР, Тонким лиризмом, эмоциональной сдержанностью и какой-то удивительной жизненной энергией проникнуты образы молодых влюбленных. Благодаря умело построенной композиции, простоте и вместе с тем выразительности художественных средств между зрителем и персонажами картины устанавливается своеобразный контакт. Мы верим в искренность чувств этих людей, воспринимаем их внутреннюю взволнованность через скупой язык жестов, взглядов, чуть заметное прикосновение рук. Две фигуры написаны на фоне пустынного пляжа с виднеющейся полоской моря. Приподнятая высокая линия горизонта способствует тому, что весь задний план воспринимается как фон для этих фигур. Этот прием заставляет нас обращать внимание на главное в картине. Графическая четкость в сочетании с богатством живописных приемов, как например, употребление смешанной техники живописи маслом и темперой, преобладание широких плоскостей цвета, придают полотну характер монументально-декоративного панно.

Летом 1962 года Вальтер Вомака побывал в Индонезии, сопровождая художественную выставку ГДР. Это путешествие обогатило его творчество не только новой тематикой, оно дало ему много нового в смысле восприятия цвета, нюансов и контрастов тонов. Не экзотика тропического юга, а сама жизнь большого южного

острова, щедрого, как лучи солнца, — таким мы видим остров Бали в его акварелях и рисунках. Спокойными, горделивыми, исполненными чувства собственного достоинства предстают перед нами представители древнейшей расы («Девушки с острова Бали»). На фоне пышной растительности их тела отливают золотом. В них есть та же естественность, грация и простота, как в образах древнейшей национальной скульптуры. Акварельную технику Вомаки отличают большая свобода и виртуозность. Он широко использует размывки.

В 50-е годы Вомака обращается к монументально-декоративному искусству. Художник, решающий произведения в больших цветовых плоскостях и четких линейных контурах, стремящийся к обобщению и концентрированному выражению идей, вполне естественно начинает интересоваться стенной живописью, витражом и мозаикой. С монументальным искусством человек общается непосредственно на улицах городов, в стенах общественных зданий. Доступное большой массе людей, монументальное искусство доносит до зрителя в художественных образах большие и сложные темы современности. В 1955 году Вомака участвует в оформлении города немецких металлургов Айзенхутенштадта, На витраже, исполненном им для детского дома, изображены танцующие вокруг дерева дети. Настроение радости и покоя сменяется тревогой и гневом в монументальной композиции, посвященной памяти жертв фашизма. По проекту Вальтера Вомаки на территории бывшего концлагеря Заксенхауз был установлен мозаичный триптих. В центре триптиха — фигура советского воина с ребенком на руках, женщины, поднимающей знамя, и бывшего узника, дающего клятву борьбы. Тема народного гнева и скорби над телами павших звучит в левой и правой частях композиции. Фоном для центральных фигур триптиха служат фризообразные изображения сцен борьбы немецкого рабочего класса против фашизма.

И. Степанова

Художник Вальтер Вомака (род. 1925), Немецкая школа. «Болгарский натюрморт». Темпера. 1957 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий