Страницы

вторник, 24 марта 2009 г.

ФРАНЦУЗСКИЕ ШПАЛЕРЫ XV—XVIII вв. В ЭРМИТАЖЕ

ФРАНЦУЗСКИЕ ШПАЛЕРЫ В ЭРМИТАЖЕ
Шпалерами называются тканные из шерсти и шелка безворсные стенные ковры с сюжетными или орнаментальными изображениями. Моделью для ткача служит так называемый картон, то есть увеличенный до размера будущей шпалеры эскиз художника. Ткач копирует изображенную на картоне композицию, переплетая основу разноцветными нитями утка. Техника шпалерного ткачества, очень сложная и трудоемкая, требует не только большого мастерства, но знания рисунка и большого вкуса в подборе красок.
Зародившийся в глубокой древности, этот вид ткачества был известен уже в Египте и античной Греции. В Западной Европе производство шпалер возникает, по-видимому, на рубеже веков. Шпалерами украшали и утепляли парадные залы, жилые помещения, ратуши, походные шатры полководцев. Французские ткачи вписали наиболее яркие страницы в историю развития шпалерного искусства. Первые упоминания о французских шпалерах относятся к XIII веку. В документальных источниках XIV< века уже находится множество указаний, свидетельствующих об их развитом производстве. Крупным центром ткачества был Париж. В XV веке в связи со Столетней войной и нашествием англичан производство шпалер в Париже заглохло. Но ткачи переселились в другие города, и на протяжении XV и начала XVI веков во Франции были созданы замечательные мильфлеры, т. е. стенные ковры с синим или темно-розовым фоном, усыпанным цветами. На них изображались аллегорические и пасторальные сюжеты, сцены из жизни сеньоров. Мильфлеры отличаются большой декоративностью. Им присущи качества, необходимые для стенного ковра,— условная, плоскостная трактовка композиции, интенсивные цветовые сочетания. До сих пор не выяснено место производства этих шедевров французского средневекового искусства. Предполагают, что их ткали в провинции Турень, в долине реки Луары, или в мастерских города Турне. В Эрмитаже находится замечательный фрагмент мильфлера с изображением юношей, кормящих животных и птиц. XVI столетии шпалерное ткачество вступило в новую фазу развития. На композицию картонов все больше влияет итальянская живопись. С середины XVI века шпалеры, сохраняя монументальность и декоративность, композиционно и колористически строятся уже иначе. Немногочисленные фигуры приобретают объемность, утрачивают условность и статичность. В пейзаже и интерьере появляется перспектива. Шпалера постепенно все больше сближается с живописью. Но для того, чтобы качества стенного ковра не утратились окончательно, художники окружают свои композиции широким декоративным бордюром. Во второй половине XVI века в Париже возобновляется производство шпалер. В замке Фонтенбло Франциск I основывает мастерскую. Сведений о ней сохранилось мало. Несколько позже Генрих II при госпитале святой Троицы создал мастерскую, просуществовавшую довольно долго. История ее также почти неизвестна. Однако мастерская оказала влияние на последующее развитие шпалерного искусства во Франции. Так как для украшения королевских резиденций французских шпалер не хватало, Генрих IV решил создать большую мануфактуру, которая должна была существовать частично за счет государства. В 1601 году в Париж были приглашены фламандские ткачи Марк Команс и Франсуа де ла Планш. В предместье Сен-Марсель они получили помещение, которое до того принадлежало красильщикам, по фамилии Гобелен. В 1626 году де ла Планш умер. Через два года уходит от дел Команс. Управление предприятием переходит в руки их сыновей — Шарля Команса и Рафаэля де ла Планша. В 1633 году мануфактура распадается на две мастерские. Команс и его наследники остаются в старом помещении, продолжая работать до 1662 года; Рафаэль де ла Планш открывает в предместье Сен-Жермен мастерскую, деятельность которой продолжалась до 1668 года. Мануфактура Команса и Планша, как и мастерские их наследников, ткали большие серии шпалер по картонам Рубенса и крупнейших французских художников. В Эрмитаже находятся две шпалеры из серии «История Дианы», вытканные на мануфактуре Команса и Планша по картонам Туссена Дюбрейля — художника, выполнявшего росписи Лувра и дворца Фонтенбло. Воспроизведенная в подборке шпалера этой серии весьма характерна для французского ткачества первой половины XVII века. Она отличается сложной, многофигурной композицией. Действие развивается на фоне пейзажа, но в передаче фигур еще отсутствует мастерство. Колорит однообразен, лишен звучности и чистоты тонов. Этими же особенностями отмечена и шпалера «Самсон, разрушающий храм филистимлян» из серии «Сцены из Ветхого завета», выполненная на той же мануфактуре по картону Симона Вуэ. Шпалера «Бракосочетание Константина» входит в серию «История императора Константина», вытканную на мануфактуре Рафаэля де ла Планша по картонам Рубенса, заказанным французским королем Людовиком XIII. В 1662 году на месте бывшей мануфактуры Команса и Планша была открыта королевская мануфактура. По имени первоначальных владельцев здания она стала называться Гобеленовой, а производившиеся там шпалеры получили наименование гобеленов. Почти одновременно открывается королевская мануфактура в Бове. Мануфактуру гобеленов возглавил Шарль Лебрен, завершивший формирование стиля барокко в шпалерном ткачестве. Шпалеры, вытканные по его картонам, очень декоративны и отличаются звучным и в то же время довольно лаконичным цветовым решением. Предназначенные для украшения парадных залов и галерей, они прекрасно гармонировали с пышными и торжественными дворцовыми интерьерами. По картонам Лебрена выполнен целый ряд серий на различные сюжеты, прославлявшие блеск и могущество короля. В Эрмитаже находятся образцы большинства основных работ художника. В 1694 году в связи с финансовыми трудностями, переживаемыми страной, Гобеленовая мануфактура закрывается на пять лет, но мануфактура в Бове продолжает свою деятельность. Во второй половине XVII столетия в Бове ткутся различные шпалеры, в том числе так называемые вердюры, то есть шпалеры с изображением пейзажа, иногда оживленного фигурами людей и животных. Прекрасными образцами вер-дюр конца XVII века являются ковры с изображением королевской охоты из серии «Вердюры с охотничьими сценами» и декоративная шпалера с изображением птиц. Перерыв в работе Гобеленовой мануфактуры способствовал оживлению деятельности мастерской в Бове. В этот период там ткутся шпалеры по картонам Берена, прославившиеся своей оригинальностью и явившиеся новым этапом в развитии стиля тканых стенных ковров. После возобновления работ на Гобеленовой мануфактуре и там появляются картоны, свидетельствующие об изменении художественного стиля. На смену пышным, величественным шпалерам второй половины XVII века приходят изящные орнаментальные композиции, выдержанные в светлой, красочной гамме. Исчезают характерные для барокко пышные бордюры. Образцами шпалер этого периода является «Вакх» из серии «Гротески богов» (Бове, по картону Берена) и гобелен «Сатурн» из серии «Портьеры богов», вытканный по картону Клода Одрана. Увлечение китайским искусством способствовало формированию своеобразного художественного стиля «шинуазери» (от французского слова «шин» —Китай), нашедшего отражение во всех областях прикладного искусства XVIII века. В Бове по картонам художников Вернансаля, Блен де Фонтенея и Дюмона выткана «Китайская» серия шпалер. Из имеющихся в Эрмитаже четырех экземпляров серии здесь представлена отличающаяся своеобразной декоративностью шпалера «Завтрак». Во второй половине XVIII века для шпалерного ткачества работают крупнейшие художники. Они пишут картоны на мифологические, библейские, пасторальные темы или на сюжеты, заимствованные из опер и произведений литературы. Но вытканные по этим картонам, шпалеры утрачивают свойственную стенному ковру декоративность и обобщенность цветового решения, по существу превращаясь в копии станковой живописи. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на шпалеру «Нептун, защищающий нимфу Амимону», из серии «Любовь богов», вытканную на мануфактуре Бове по картону Буше. Цветовая гамма ковра строится на сочетании тончайших градаций светлых тонов. Эти же качества присущи и гобеленам «Гордость Мардохея», «Пир Эсфири», «Осуждение Амана» из серии «История Эсфири» и «Язон, срезающий золотое руно» из серии «История Язона» по картонам Франсуа де Труа. Для более полного сходства шпалер с живописью декоративные бордюры заменяются имитацией лепных золотых рам. Виртуозная техника исполнения не могла вывести шпалерное ткачество из тупика. В конце XVIII и на протяжении всего XIX века оно по существу перестала быть самостоятельной отраслью прикладного искусства.

Н.Бирюкова
Язон, срезающий золотое руно. Фрагмент шпалеры из серии "История Язона" по картону Франсуа де Труа. Гобеленовая мануфактура, мастерская Козетта. 1781 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий