Страницы

суббота, 30 мая 2009 г.

МИКЕЛАНДЖЕЛО МЕРИЗИ ДА КАРАВАДЖО (1573—1610) - «Мадонна Палафреньери»


Художник МИКЕЛАНДЖЕЛО МЕРИЗИ ДА КАРАВАДЖО (1573—1610), Итальянская школа, «Мадонна Палафреньери». 1605 .Холст, масло 292Х.211 Рим. Галерея Боргезе

«Изобразительное искусство». Москва. 1973 9-378. Ц. 3 к. Т. 35 000. 5-я т. 3. 1392.

Караваджо был дерзновенно смелым новатором, выступившим против господствующих в его время принципов эпигонского подражания искусству Высокого Возрождения и объявившим суровый реализм своим художественным методом. Он первым ввел в искусство плебейский демократический типаж, лишил евангельскую легенду покрова идеальности, показав ее героев как простых людей с их характерным грубоватым обликом. В его творчестве ощущается постоянное стремление внести дыхание конкретной жизни.
Караваджо прожил недолгую, но бурную жизнь, полную романтических приключений, громких скандалов и шумного успеха. Он был сыном каменщика-строителя и сохранил на всю жизнь демократические позиции, отстаивая свою независимость и чувство достоинства. Его влияние на художников XVII века трудно переоценить. Во всех странах Европы можно встретить его поклонников «караваджистов».
«Мадонна Палафреньери» была написана для алтаря капеллы Палафреньери в соборе св. Петра, но заказчики отказались от нее, и ее приобрел кардинал Боргезе, покровитель Караваджо. На картине изображены св. Анна, Мария и младенец Христос. Идея картины имеет символический характер — змея олицетворяет грех. Однако Караваджо вносит жанровый момент, мать опережает ребенка и первая наступает на змею. В этой картине для художника оказывается более важным проявление материнского самопожертвования, нежели религиозная идея. Благодаря жесту Марии сцена приобретает характер жанровой ситуации, что усугубляется простонародным обликом мадонны, ее скромной одеждой и прической.
Подобной трактовки образа мадонны еще не знало религиозное искусство Европы.

Картина «Мадонна с младенцем и св. Анной» была выполнена для церкви св. Анны деи Палафреньери, отсюда и происходит ее название. В ней проявились все особенности, присущие искусству Караваджо, — подлинная демократичность и монументальная выразительность образов.
Сюжет картины должен был выразить религиозную символику. Требовалось изобразить младенца Христа, попирающего змею — символ порока и зла. Караваджо трактует религиозную тему как реальное, жизненное событие. Молодая мать, бережно обхватив руками ребенка, помогает ему расправиться со змеей. Рядом стоящая старая женщина с интересом наблюдает за этой сценой. Художник дает здесь не идеализированные образы, а простых людей из народа. Он их показывает такими, каких можно было встретить на улицах и площадях Италии, в костюмах того времени. Эта трактовка сюжета как уличной сцены, как реального события не устраивала церковь. Коллегией кардиналов картина была отвергнута.
«Мадонна деи Палафреньери» написана в манере тенеброзо (контрастная светотень), где преобладает темная тональность. Поток света выхватывает из мрака лица, руки, подчеркивает очертания фигур, придавая особую пластическую выразительность формам. Тенеброзо служило Караваджо не только для объемного выделения форм, но и для эмоционального усиления образов.

С) «Изобразительное искусство». Москва. 1988 9-2075. 119 ООО. 946. 5 к.

Комментариев нет:

Отправить комментарий