Страницы

пятница, 25 июня 2010 г.

М а з а ч ч о (Томмазо ди Джованни ди Симоне Гвиди, 1401—1428) - «Чудо с динарием»

М а з а ч ч о (Томмазо ди Джованни ди Симоне Гвиди, 1401—1428) -  «Чудо с динарием». Деталь фрески Капелла Бранкаччи в церкви Санта Мария дель Кармине во Флоренции

Фрески капеллы Бранкаччи посвящены эпизодам из жизни апостола Петра. Здесь воспроизводится центральная часть фрески, сюжетом для которой послужила легенда о том, как сборщик подати не пустил в город Христа и его учеников, требуя уплаты динария в пользу храма. Тогда Христос велел апостолу Петру выловить в озере рыбу, извлечь из ее чрева монету и вручить сборщику. Совмещение трех моментов действия в одной фреске, то есть принцип повествовательного развития сюжета,—условность, идущая еще от средневекового искусства, у Мазаччо поражает своей естественностью. Фигуры легко вписываются в пейзаж: масштабно скоординированные, они расположены в разных планах, отчего создается впечатление пространственности. Каждый персонаж участвует в действии. Христос спокойным жестом руки умиротворяет спор, возникший между апостолом Петром и сборщиком городской подати. Сильная светотень делает фигуры почти объемными. Стремление изобразить реальную фигуру в реальном пространстве определялось теми новыми задачами, которые принесло с собой искусство эпохи Возрождения: живопись и скульптура стали средством познания и отражения законов реального мира.

Издательство «Советский художник»
А04725-64 г. 9-1760. 3. 80. Т. 50 000. Ц. 3 Экспериментальная типография ВНИИПП.

М а з а ч ч о (Томмазо ди Джованни ди Симоне Гвиди, 1401—1428) Голова апостола Петра. Деталь фрески «Чудо с динарием»
Капелла Бранкаччи в церкви Санта Мария дель Кармине во Флоренции
Образы евангельских святых в фресках Мазаччо стали носителями живых человеческих мыслей и страстей. Характеры его персонажей полны земной силы и пафоса. Апостол Петр — один из самых выразительных образов фрески. Он ведет спор со сборщиком подати; лицо могучего старца разгневано, в нем видны темперамент и моральная сила. Массивная, широкоплечая фигура Петра, его мужественное лицо лишены идеализации—это человек из народа, реальный человеческий характер. Вместе с тем образ Петра исполнен величия, он выражает новые, гуманистические представления о человеке: высокую силу духа, стойкость, достоинство, уверенность в себе, осознание своей значительности и своей роли в жизни. Образы Мазаччо монументальны: конкретность индивидуального характера сочетается в них с обобщением и героизацией. Живописная манера Мазаччо лишена дробности и детализации, все формы скульптурно-чеканны, полны огромной выразительной силы. Простые и ясные красочные сочетания подчеркивают дух сурового величия, которым проникнуты все творчество Мазаччо»

Издательство «Советский художник»
А04725-64 г. 9-1760. 3. 80. Т. 50 000. Ц. 3 к. Экспериментальная типография ВНИИПП.
См. также:

Мазаччо (1401—1428) - «Изгнание из рая», «Чудо со статиром»


Комментариев нет:

Отправить комментарий