Страницы

суббота, 19 февраля 2011 г.

ПЕВЕЦ РУССКОЙ ПРИРОДЫ

Загонек В.Ф. Начало пахоты 1976 г. 47х50.
«Рябинушка», «Утром», «Моросит» — за каждым из этих названий встает богатый красками, эмоционально выразительный, пронизанный тонким душевным лиризмом образный мир, созданный мастерством и вдохновенным творчеством художника Вячеслава Францевича Загонека. Каждая его картина, словно песня, сложенная о родной земле, — то величественная, как громады Тянь-Шзньских гор, то незатейливая и скромная, как суровая природа северного  холодного края. А то ласковая, с  легкой печалью и в то же время  звучащая радостным, звонким напевом, как белоствольная русская береза, что рождает в душе человека столько незабываемых национальных образов и ассоциаций.
В своем творчестве В. Загонек продолжает традиции мастеров русской пейзажной школы, таких, как И. Левитан и В. Серов, К. Коровин н М.Нестеров Художник любиг и знает Россию, чувствует ее всем сердцем своим. Глядя на его картины, мы словно вдыхаем аромат черемухи, что стоит, будто заневестившись, в нежном прозрачно-белом уборе, бродим по рощам и перелескам, что тихо смотрятся  в зеркало талых весенних вод, любуемся дрожащими тонкими осинками и задумчивой голубизной рек и озер, деревенскими бревенчатыми избами и густой чернотой бескрайних пашен  — всем тем, что составляет душу земли русской. Не сразу стал Вячеслав Загонек пейзажистом. Поначалу еще мальчишкой, занимаясь в Доме художественного воспитания детей под руководством А. Эберлинга - ученика И. Е. Репина, он увлекся  портретом. На конкурсе юных дарований в 1933 году Слава получил первую премию за автопортрет. серию рисунков, портреты товарищей. О пейзажах юный художник тогда и не помышлял. Он рос в Ленинграде и, как всякий городской паренек, общался с природой лишь в короткое время школьных каникул. Мать мальчика была крестьянкой, но, переехав в город. она редко бывала в родных местах. Зато каждая недолгая поездка а деревню оставляла в душе Славы неизгладимый след. Он любовался красотой леса, прислушивался к говорливому журчанию речки подолгу лежал в душистом сене, наблюдая за бесконечной изменчивостью пушистых облаков. Но выразить свои чувства. навеянные природой, он еще не умел.
В.Ф. Загонек. Берёзы. 1955 г. 50х70
Пройдут годы, прежде чем  Б.Загонек услышит, как неодолимо влечет его к себе русская земля, как зовет его, требуя, чтобы он сказал о ней свое слово. В дипломной работе, выполненной в Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, молодой художник обращается к теме, которая пройдет затем через всю его творческую жизнь. Картина называлась «Весна в колхозе». В этом жанровом полотне поэтическое видение  мира сливалось с романтикой повседневного труда. Живописцу удалось передать здесь радостное ощущение жизни, весеннего солнечного дня. Природа и человек органично слились в творчестве В Загонека, навсегда вошли в образный мир его произведений.
Одна за другой рождаются в мастерской художника пейзажи- картины — тот особый жанр, который дает возможность не только передать красоту природы, но и  выразить в ней настроение, сложный мир чувств. Палитра В. Загонека начинает звучать интимной музыкой человеческих переживаний и раздумий. «Весенний день» — первая картина, экспонировавшаяся на Всесоюзной художественной выставке в Москве, «Удетают», «Октябрь», «На берегах Онеги», «Зимка», «Начало весны» — в  каждом из этих полотен все более ярко и полно проявляется лирическое дарование живописца.
Мы сидим в мастерской В. Загонека. Из объемистой папки одну за другой он достает фотография, сделанные с его картин. Изображение на снимках — черно-белое, и потому трудно судить о той многоцветной игре красок, которая оживляла эти произведения. Созданные руками мастера, они разлетелись по многочисленным музеям нашей страны. «Рябинушка» отправилась в Пермь, «Утро», «Гроза прошла». «Цветет черемуха» находятся в Русском музее.— В своих картинах, — рассказывает художник, — мне всегда хотелось передать то восхищение, которое охватывает человека, когда он остается наедине с природой родной Отчизны, выразить уважение моему современнику — человеку труда. Я всегда стремился раскрыть духовную красоту советских людей, их неразрывную связь с природой, показать, как в повседневной, будничной работе они находят счастье и радость.
В.Ф. Загонек. Начало мая.  1969 г.
Художник протягивает мне свою работу детских лет — небольшой портрет деревенского мальчишки с ясным взглядом и каштановой прядью волос. Это двоюродный брат Вячеслава Францевича — Саша. Молодым пареньком ушел он в партизанский отряд и был убит в  одной из схваток с фашистами. Много лет вынашивал живописец мысль о создании картины, которая явилась бы достойной памятью погибшему. И не только ему, но и всем тем, чью жизнь оборвала война, кто никогда больше не улыбнется солнечному утру, птичьему гомону, буйному весеннему цветенью.А на мольберте стоит готовая картина. В центре ее — мальчишка, стройный и тонкий, как молодое деревцо. Его лицо уже тронул легкий загар. Он только что зачерпнул воду из веселого ручейка, и она выплескивается из переполненного ведра. А паренек замер, захваченный нежной красотой цветущей черемухи. Его губы тронула восторженная и чуть удивленная улыбка, радостно блестят голубые глаза. Я смотрю на полотно и вдруг вижу уже знакомые черты мальчишки с ясным взглядом и каштановой прядью волос. Он стоит, освещенный лучами заходящего солнца, как олицетворение юности, поэзии и весны.Художник назвал картину — «Май». Она будет экспонироваться на зональной юбилейной выставке. Второе полотно, которое готовит В. Загонек к предстоящему вернисажу, — «Майские дожди» как бы продолжает тему весны и  созидательного труда.
В.Ф.Загонек в своей мастерской
Сегодня Вячеславу Францевичу исполнилось 50 лет. За его плечами большая и порой нелегкая творческая жизнь. Он постоянный участник ленинградских и всесоюзных художественных выставок. Его работы экспонировались во многих городах страны и за рубежом. За заслуги, достигнутые живописцем в области изобразительного искусства, ему присвоено звание заслуженного художника РСФСР и заслуженного деятеля искусств РСФСР.
И МИКИТА
Фото А. Стельмаха
Статья была напечатана в газете "Вечерний Ленинград" №292, 16 декабря 1969 года.

Комментариев нет:

Отправить комментарий