«Будущий историк наших дней будет благодарен за каждую правдивую и верную черту, отразившую нашу современность... Среди всех свидетельств, больших и малых, быть может, скромное, но живое и искреннее, и не заменимое ничем другим место займут рисунки наших детей, так же как и мы захваченных общим движением». Такой идеей руководствовался, собирая в 1915—1918 годах коллекцию детского рисунка, молодой московский учитель рисования, восторженный ценитель детской графики В.С.Воронов, впоследствии известный советский ученый, исследователь крестьянского народного творчества.
Февральская, 1917 года, демонстрация
Годы, когда составлялась эта коллекция, были ознаменованы первой мировой войной и революционными событиями 1917 года. Дети замечали новые явления, быстрые перемены в привычном, традиционном укладе жизни. Они сопереживали всему происходившему, предавали бумаге свои наблюдения и чувства.
Это обстоятельство натолкнуло увлеченного педагога на мысль собирать детские рисунки, имеющие общественно-политическое содержание. Свою уникальную коллекцию в 1919 году он передал в Исторический музей.
В коллекции свыше 1600 рисунков, большая часть относится к мировой войне, около 400 листов посвящено Октябрю. В них широко представлены «действующие лица» эпохи. Большевики и красногвардейцы, меньшевики и эсеры, кадеты, юнкера, буржуи и спекулянты — пояснительные надписи на рисунках, оставленные детской рукой, не позволят нам ошибиться. Таких рисунков много.
Рисунки разнообразны, а различия обусловлены индивидуальным восприятием.
Но набор признаков, выявляющих сущность сцены или характер персонажа, всегда очень точен. Ребенок всегда стремился определить главное и ради главного он пренебрегал остальным. Остро подмечены детали.
На вокзале
Ценность этих детских рисунков прежде всего в их документальности. Каждый лист отражает одну какую-нибудь грань явления, а вместе они как бы дополняют друг друга, создавая единый многогранный образ. Вглядываясь в них, ощущаешь близкое дыхание революции, слышишь уличный шум. Рисунки детей — очевидцев Октября волнуют как настоящие художественные произведения, как подлинные документы эпохи.
Н. ГОНЧАРОВА,
старший научный сотрудник Государственного Исторического музея.
НАУКА И ЖИЗНЬ 10/87
трамвай - шедевр
ОтветитьУдалитьМне тоже эти рисунки понравились :)
ОтветитьУдалить