Страницы

пятница, 4 марта 2011 г.

Джон Сингер Сарджент (1856-1925)

Джон Сингер Сарджент (англ. John Singer Sargent, 12 января 1856, Флоренция – 15 апреля 1925, Лондон) – американский художник, двоюродный брат известного ботаника Чарльза Сарджента, один из наиболее успешных живописцев прекрасной эпохи.
Его родители родом из Филадельфии всю жизнь путешествовали по Европе, и Сарджент рос и учился в странствиях. Он родился во Флоренции и по настоянию матери рисовал увиденные места. У него почти не было официального образования, но путешествия многому научили его, он знал несколько иностранных языков и увлекался игрой на пианино.  Решив стать живописцем в 1874 году он прибыл в Париж учиться у знаменитого портретиста Каролю-Дюрана (1838-1917). Сарджент проявил невероятную одарённость и уже 23-м годам открыл в Париже свою студию.
Написанная им в 1882 году картина "Дочери Бойт" была тепло встречена в Парижском салоне 1883 года, а Генри Джеймс написал о ней восторженный отзыв для американского журнала "Харперз базар".
Дочери Бойт. 1882 г. 221х 221 см. Масло, холст. Музей изящных искусств, Бостон
За внешней традиционностью этого милого группового портрета стоял свежий, новый подход - признак великого мастерства Джона Саржента. Четыре юные сестры расположены нев центре, их позы сознательно современны, что придаёт картине атмосферу спонтанности и привносит оттенок загадки в их отношениях. Кажется, будто девочек оторвали от какого-то общего занятия, и у них необычный виноватый вид.
Сестёр (слева направо) звали Мэри-Луиза, Флоренс, Джейн и Джулия. Их отец - Эдуард Бойт был другом Саржента и тоже художником, ведущим деятелем среди американских экспатриантов  Парижа и Рима.

Но через год представленный парижской публике портрет Мадам Готро (Мадам Х) вызвал скандал поскольку был сочтён слишком нетрадиционным  и дерзким.
Мадам Х. 1884 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Поэтому в  1884 г. по совету Генри Джеймса он переехал в Лондон, где занимает студию разорившегося Уистлера и  быстро становится самым востребованным портретистом британских и американских богачей и аристократов. В то время кисти таких британских мастеров, как Рейнолдс, Гейсборо и Лоренс, стали самыми популярными и дорогими  картинами на международном рынке. Подобные работы быстро раскупали  американские богачи, поэтому британские аристократы с готовностью продавали фамильные ценности. Эта мода была на руку Сардженту, который несмотря на американское  гражданство, считался естественным преемником  великих британских портретистов. Он   изображал своих заказчиков их легко и лестно, когда они наслаждалдись своим "золотым веком" рухнувшим с началом первой мировой войны.
Хотя Саржент провёл большую часть жизни в Европе, он гордился своим американским происхождением и не принял от Эдуарда VII рыцарский титул, так как для этого потребовалось бы отказаться от американского гражданства. Больше всего он ценил свои росписи  общественных зданий Бостона.
 Потрет Теодора Рузвельта
 Газовая атака (1918-1919) Имперский военный музей. Лондон
 Леди Агню (ок.1892-1893) Национальная галерея. Эдинбург
Гвоздика, лилия, лилия, роза. 1885-1886. Галерея Тейт, Лондон
Роберт Льюис Стивенсон со своей женой
Джордж Натаниэль Керзон. 1914 г.
Аристократы, которых изображал Джон Саржент на портретах не имели особых проблем с выбором гардеробы. Однако  и им приходилось потратить немало времени  на примерки у портных и выбор материала.  В этом плане интернет-каталог фирмы Otto  даёт массу преимуществ, так как нет нужды ходить по портным и магазинам в поисках нужного предмета туалета, а представленные там фирменные вещи дешевле, чем в обычном магазине. 

Лит. Роберт Камминг - "Великие художники"

1 комментарий: