Клеопатра. Ее образ запечатлен в картинах и статуях. Знаменитую египетскую царицу воспевали многие поэты. Она стала одним из главных действующих лиц шекспировской трагедии «Антоний и Клеопатра». И кто из нас не помнит пленительных строк «Египетских ночей» Пушкина?
Она изображена и на снимке с картины неизвестного мастера. Фотографию прислали в Эрмитаж владельцы полотна с предложением купить его. Сразу возникли предположения, споры. Кто мог быть автором произведения?
На приложенном к письму втором сннмке в правом нижнем углу картины видна была сложно составленная монограмма. Возникла мысль, что картина «родилась» в XIX веке. Посмотреть полотно попросили старшего научного сотрудника Эрмитажа В. Н. Березину, знатока живописи XIX столетня.
И вот Валентина Николаевна — в квартире на Васильевском острове. Живописные достоинства картины превзошли ожидания. Но это, безусловно, не девятнадцатый век ни по характеру, ни по технике живописи.
Состояние полотна вызывало опасения. Требовалось срочное вмешательство опытной руки реставратора. С большой осторожностью произведение доставили в музей. Здесь предстояло его изучить и реставрировать.
Рентгеновские лучи подтвердили, что живопись значительно «старше», чем предполагали. А имя художника? Кто скрыт за монограммой из крупных латинских букв:
Валентина Николаевна обратилась к словарям, где воспроизведены монограммы многих мастеров. Перелистаны сотни страниц. И вдруг — находка! То же написание, то же переплетение букв, что и под ленинградской «Клеопатрой». Оказалось, что так подписывал свои картины выдающийся неаполитанский художник Масснио Станционе (1585—1656).
Известно ли это полотно как работа Станционе? Да, но неясна была судьба картины. Источники содержат разноречивые сведения. Одна версия: в начале XX века картина находилась во дворце Кас-саро в Неаполе. По другим, более поздним сведениям, она отнесена в список творений Станционе, известных только по упоминаниям в литературе.
Послан запрос в дирекцию неаполитанского музея Каподимопте. Ответ отрицательный: в картотеке музея «Клеопатра» не значится.
Что же дальше?
Предоставим слово самой исследовательнице:
— Тщательный стилистический анализ установил близость ленинградского полотна с основными произведениями Станционе, находящимися в Италии. Та же цветовая гамма — золотисто-коричневая с акцентами вишнево-красного, си-пего и белого тонов. Удивительная плавность и элегантность рисунка, сходство в трактовке лица и фигуры. Композиция картины с круп-
ной, почти в натуральную величину, обнаженной фигурой на темпом фоне чрезвычайно характерна для неаполитанской живописи XVII века. Близка по стилю «Клеопатра» и к картине того же художника «Святая Агата», находящейся в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве.
...Над головой Клеопатры узорчатый, золотистого цвета балдахин с кистями. Мягко струится свет по обнаженному телу. Между тонкими удлиненными пальцами руки скользит ядовитая змейка, сделавшая свое страшное дело. По лицу молодой женщины разливается мертвенная бледность — жизнь оставляет Клеопатру.
А на скамеечке у ног царицы четко выписана сложная монограмма. расшифрованная В. Н. Березиной.
Интересное открытие.
Это — первая подписная картина Массимо Станционе в нашей стране. На днях она займет по праву принадлежащее ей место в залах итальянского искусства Эрмитажа.
Т. ЛАЗАРЕВА
Газета «Вечерний Ленинград» № 118, 23 мая 1968 года
Комментариев нет:
Отправить комментарий