Страницы

пятница, 30 ноября 2012 г.

Гвидо Рени (1575-1642), болонская школа

Guido Reni (Celvenzano 1575-1642 Bologna).Christ Crowned with Thorns. Oil on copper, oval 49 x 39.5 cm - Гвидо Рени (Кальвенцано 1575-1642   Болонья). Христос в терновом венце. Медь, масло, овал. 49 х 39,5 см

ГВИДО РЕНИ (1575-1б42). Давид с головой Голиафа. 1605. Холст, масло. 222х147 см. Галерея Уффици
Художник болонской школы, где процветал академизм, Гвидо Рени находился еще и под влиянием Караваджо. Он воспринял убеждение мастера, что искусство должно быть как можно ближе к реальности, поэтому не нужно бояться изображать даже неприятные или страшные вещи. Этот синтез страстной, реалистической живописи и академической манеры воплотился в картине Рени «Давид С головой Голиафа».
Одной из особенностей караваджизма было контрастное освещение, которое применяет здесь художник, носвет у него не такой теплый, как у Караваджо, а холодноватый. Библейский пастушок Давид, победивший великана, стоит в изящной позе, в шапочке с пером и отстраненно смотрит на голову врага, написанную с натуралистическими подробностями. Традиция изображать Давида прекрасным юношей установилась в итальянском искусстве еще в XV веке, примером чего может служить статуя Донателло. Но контраст между молодым, цветущим героем, олицетворяющим саму жизнь, и страшной головой убитого великана, на чем строится работа Рени, был характерен для искусства маньеризма и академизма.
ГВИДО РЕНИ (1575-1б42). Моисей со скрижалями 3акона. Написано около 1624 году. Холст, масло. 173х134 см. Галерея Боргезе
В начале XVII века в итальянской живописи на первый план выходят ученики Болонской академии, то есть воспитанники братьев Карраччи, а также последователи Караваджо. В творчестве Рени соединились оба эти направления.
На данном полотне изображен получивший божественные заповеди Моисей. Мощный и вдохновенный облик пророка подчеркивает его алое одеяние. Тучи, бегущие по небу, усиливают волнительный и торжественный момент события, в которое вовлечена природа. Художническая страстность Рени сближает его по духу с Караваджо, у которого он перенял не только контрастное освещение, но и умение эмоционально заострить происходящее на картине. Так, нарочитая драматизация изображенного, которая была свойственна академистам, превращается у живописца в живую человеческую взволнованность. При этом Рени передает вселенский масштаб события и наделяет человека той внутренней высотой, когда он может разговаривать с Богом.
Гвидо Рени (1575-1б42). Аталанта И Гиппомен. Написано около 1612 года. Холст, масло 206 х 297 см. Музей Прадо, Мадрид
Картина является одной из самых лаконичных композиций мифологической живописи Гвидо Рени. Страстный приверженец античного искусства, болон-ский художник на протяжении почти трех веков служил образцом стиля «алмазной чистоты». Он безукоризненно удерживал равновесие между техникой письма и насыщенной выразительностью. Сцена воскрешает мифическое состязание между непобедимой Аталантой и хитрым Гиппоменом. Героиня мифа, не желая расставаться с девственностью, вызывала своих женихов на соревнование, обещая свою руку победителю и смерть проигравшему. Она долго оставалась непобедимой, пока Гиппомен во время соревнования не бросил на землю три золотых яблока. Аталанта остановилась, чтобы подобрать их, и, таким образом, проиграла. Каноны античной красоты здесь идеализированы в диагональной композиции, созданной обнаженными телами, гладкими и бескровными, изображенными в сложном равновесии между бегом и роковым наклонным жестом Аталанты. Художник выбрал утонченную стилистическую формулу: скрещение ярких тел на серовато-коричневом фоне земли и неба. Только летящие одежды создают ощущение движения в этой классически выдержанной безмятежности.
Поучительный сюжет, взятый из «Метаморфоз» Овидия, отображает в вечернем свете миф об Аталанте, непобедимой бегунье и ловкой охотнице, которая не смогла устоять перед золотыми яблоками, брошенными перед ней Гиппоменом. Отвлекшись, чтобы собрать их, она проиграла в соревновании. 
 Даниэла Тарабра 
Такая картина имеется и в Неаполитанском Национальном музее Каподимонте.
Guido Reni (Celvenzano 1575-1642 Bologna). Hercules. Oil on canvas, oval, 71 x 58.4 cm - Гвидо Рени (Кальвенцано 1575-1642   Болонья). Геркулес. Холст, масло, овал. (71 х 58,4 см

ГВИДО РЕНИ (1575-1б42). Святой Матфей и ангел. Исполнено в 1635-1640 годы. Холст, масло. 86х68 см. Пиканотека Ватикана
Гвидо Рени был представителем болонской академической школы, но в поздний период творчества, к которому относится представленное полотно, его живопись несла в себе особенности барокко.
На картине изображен святой Матфей, который, подавшись вперед и не отрывая пера от книги, внимательно слушает ангела - мальчика с открытым лицом, трепетно диктующего ему слова Евангелия. Отчетливо выраженные эмоции персонажей, тесная композиция, подчеркивающая их духовную близость и, развиваясь по диагонали, вносящая в работу движение - все это признаки барочной живописи. Она обращалась к верующим напрямую, затрагивая струны их душ, и открыто проповедовала. Рени, следуя примеру своего заочного учителя - Караваджо, изображает апостола и евангелиста простым человеком, не умудренным науками, подчеркивая божественное происхождение евангельских текстов.
Guido Reni (Celvenzano 1575-1642 Bologna).Testa di Cristo olio su tela, senza cornice 79 x 67 cm - Гвидо Рени (Кальвенцано 1575-1642 Болонья).  Голова Христа. Холст, масло. 79 х 67 см

ГВИДО РЕНИ (1575-1б42). Пьющий Вакх. Исполнено около 1623 года. Холст, масло. 72х56 см. Дрезденская картинная галерея
Гвидо Рени - итальянский живописец болонской школы.
Вакх, бог вина и плодородия, со времен Античности был одним из излюбленных персонажей искусства, обычно изображался в виде обнаженного юноши с венком из листьев и гроздей винограда на голове. Часто он сам пьян. Множество сцен с его участием основано на рассказах «Метаморфоз» Овидия.
Картина Рени «Пьющий Вакх» представляет собой портрет бога в детстве. Он характерно упитан, но, несмотря на малые лета, уже нетрезв. Это состояние талантливо передано художником. Забавная сценка: Вакх не только пьет, но одновременно и избавляется от излишков жидкости. «Художественность» сцене добавляет своеобразное «эхо», которое «звучит» В виде выбивающейся струи вина из бочонка, на который божок опирается.
В живописном плане полотно привлекает сочетанием и сопоставлением разнообразных оттенков голубого и зеленого. Рени предстает замечательным колористом.

Последнее время в интернете регулярно проводятся различные социологические опросы. Вопросы там довольно тупые и большинство пользователей считают, что подобные опросы имеют единственную цель - чтобы люди знали, что они думают.  Однако серьёзные организации действительно изучают мнение населения  по заказам крупных кампаний с целью изучения спроса населения на те или иные товары и услуги. Серьёзность таких опросов указывает то, что за участие в них платят деньги. Желающие  участвовать в опросах за деньги  - пользователи интернета от 10  лет и старше, должны лишь зарегистрироваться и время от времени заполнять предлагаемые анкеты. Миллионером, конечно же, это никого не сделает, но на некоторые покупки в интернете должно хватить.
 Предлагаемые опросы могут касаться самых разнообразных тем, к примеру отношения людей к новым лекарственным средствам, таких как препарат Трезиба только-только одобренный в США для больных диабетом, хотя и было оговорено дальнейшее изучение его воздействия на людей.  

четверг, 29 ноября 2012 г.

Валентин Александрович Серов (1865-1911)

VALENTIN ALEXANDROVICH SEROV (1865-1911). PORTRAIT OF PRASKOVIA ANATOLIEVNA MAMONTOVA. 1887. Oil on canvas, 64.3x53.5cm - Валентин Александрович Серов (1865-1911). Портрет  Прасковьи Анатольевны Мамонтовой. Исполнен в 1887 году. Холст, масло, 64.3x53.5 см

Именно эта картина стала самым дорогим лотом среди проданных в понедельник, 26 ноября, произведений русского искусства. Оценочная стоимость картины составляла 300-500 тысяч фунтов. Неизвестный покупатель заплатил за портрет 1,217 миллиона фунтов стерлингов (1,951 миллиона долларов США). На картине "Портрет Прасковьи Мамонтовой" изображена дочь русского издателя Анатолия Мамонтова и кузина Веры Мамонтовой, изображенной на полотне Серова "Девочка с персиками".
Серов В.А. (1865-1911) Пётр I на псовой охоте. 1902 г. Бумага на картоне, темпера. 29х50 см. Государственный Русский музей

VALENTIN ALEXANDROVICH SEROV (1865-1911). Portrait of Emmanuel Nobel (1859-1932) . 1909. Oil on canvas. 121.2x92cm - Валентин Александрович Серов (1865-1911). Портрет Эммануила Нобеля (1859-1932). Исполнен в 1909 году. Холст, масло. 121.2x92cm

VALENTIN ALEXANDROVICH SEROV (1865-1911). PORTRAIT OF EMMANUEL NOBEL. Oil on board, 40.5x31.5cm - Валентин Александрович Серов (1865-1911). Портрет Эммануэля Нобеля. Картон, масло, 40.5x31.5 см

VALENTIN ALEXANDROVICH SEROV (1865-1911). Country Settlement under threatening Clouds. 1896. Oil on board. 27 x 52cm - Валентин Александрович Серов (1865-1911). Деревня перед дождём. Исполнено в 1896 году. Доска. масло. 27 х 52 см

VALENTIN ALEXANDROVICH SEROV (1865-1911). Study for 'October, Domotkanovo' . 1895. Oil on canvas. 43.5 x 38.4 cm - Валентин Александрович Серов (1865-1911). Набросок для "Октябрь в Домотканово". Исполнен в 1895 году. Холст, масло. 43,5 х 38,4 см

VALENTIN ALEXANDROVICH SEROV (1865-1911). Study of a Russian farm. Oil on cardboard. 26.8x33.4 cm - Валентин Александрович Серов (1865-1911). Набросок русской усадьбы. Картон, масло. 26.8x33.4 см

VALENTIN ALEXANDROVICH SEROV (1865-1911). Study of a horse. Oil on panel. 23.8 x 32.1 cm - Валентин Александрович Серов (1865-1911). Набросок лошади. Дерево, масло. 23,8 х 32,1 см

VALENTIN ALEXANDROVICH SEROV (1865-1911). THE HUNT WITH BORZOIS, 1906. Watercolor and gouache, 28.5x40.7 cm - Валентин Александрович Серов (1865-1911).Охота с борзыми 1906 года. Акварель и гуашь, 28.5x40.7 см

VALENTIN ALEXANDROVICH SEROV (1865-1911). The Cavalry Charge. 1905. Gouache on yellowish paper laid on card, 50.5 x 67.8cm - Валентин Александрович Серов (1865-1911).Кавалерийская атака. Исполнено в 1905 году. Гуашь на желтоватой бумаге положили на карту, 50,5 х 67,8 см

вторник, 27 ноября 2012 г.

Украинская портретная живопись (продолжение)

Зайцев И.К. (1805-1890). Автопортрет. 1835 г. . Холст, масло. Полтавский художественный музей
Из "Нового полного биографического словаря русских художников" Э.Г. Коновалова:

Зайцев, Иван Кондратьевич - живописец и рисовальщик. Сын крепостного живописца Кондрата Зайцева. Из креспотных. Учился в Арзамасской школе живописи А.В. Ступина (1827- 1834), затем в Академии художеств. Жил в Петербурге, затем в Полтаве. Писал портреты. Исполнил также образа для собора в г. Орле (около 1937). Преподавал в 1-м кадетском корпусе в Петербурге (1839-1848), Полтавском кадетском корпусе (1848-1885). Среди его учеников - Н.А. Ярошенко. Работы зайцева имеются в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Киевском музее украинского искусства, Полтавском художественном музее. Его портрет написал Н.А. Ярошенко (1886, ГРМ).

Федорович К. Портрет Марии Галаган. 1839 г. Холст, масло. Черниговский историко-краеведческий музей

Яблонский М. (1801-1875). Портрет Ференца Листа. 1837 г. Холст, масло. Львовский музей украинского искусства
И. Миклосиц. Портрет Петра Пославского. 1826.  Холст, масло. Львовский музей украинского искусства


Открытки из набора Из набора открыток "Украинская портретная живопись. Первая половина XIX века". К сожалению, на открытках не указаны более полные данные художников, исполнивших данные портреты.

понедельник, 26 ноября 2012 г.

Степан Фёдорович Колесников (1879-1955)

Stepan Kolesnikov (1879-1955) . HORSES IN THE SNOW. Gouache, watercolour and oil on card .
 48 х 62.5cm - Степан Колесников (1879-1955). Лошади на снегу. Гуашь, акварель и масло на картоне. 48 х 62.5cm
Stepan Kolesnikov (1879-1955) . REST STOP. Gouache, watercolour and oil on card . 47.5 х 62.5cm - Степан Колесников (1879-1955). Остановка для отдыха. Гуашь, акварель и масло на картоне. 47,5 х 62.5cm


Stepan Kolesnikov (1879-1955) . IN THE FIELDS. Oil on canvas. 68 х 92.5cm - Степан Колесников (1879-1955). В полях. Холст, масло. 68 х 92.5cm

Stepan Kolesnikov (1879-1955) . In the woods . Gouache on card . 27.5 x 38.5 cm - Степан Колесников (1879-1955). В лесу. Гуашь на картоне. 27,5 х 38,5 см

Stepan Kolesnikov (1879-1955) . KIRGHIZ TRAVELLERS. Oil on canvas laid on board. 55.2 х 68cm - Степан Колесников (1879-1955). Путешествующие киргизы. Холст на доске, масло. 55,2 х 68 см

Stepan Kolesnikov (1879-1955) . Open fields. Gouache on paper laid down on board . 38.5 x 62.5 cm - Степан Колесников (1879-1955). Начало полевых работ. Гуашь, бумага лежащая на доске. 38,5 х 62,5 см

Stepan Kolesnikov (1879-1955). Homeward in winter . Gouache on board . 62.7 x 48.6 cm - Степан Колесников (1879-1955). Зимняя дорога. Гуашь на доске. 62,7 х 48,6 см

Украинский портрет (из музея в Киеве)

Вильчопольский И. -   Мужской портрет. Начало XIX века. Холст, масло. Государственный музей украинского изобразительного искусства, к. Киев

Кушлянский Г. - Портрет Н.И. Ханенко. 1809 г. . Холст, масло. ГМУИИ Киев

Слюсаренко. Женский портрет. Первая половина XIX века. Холст, масло. ГМУИИ Киев
Открытки из набора Из набора открыток "Украинская портретная живопись. Первая половина XIX века". К сожалению, на открытках не указаны более полные данные художников, исполнивших данные портреты и 

воскресенье, 25 ноября 2012 г.

Иван Павлович Похитонов (1850-1923)

IVAN PAVLOVICH POKHITONOV (1850-1923). LANDSCAPE WITH WINDMILL. Oil on panel. 10.5 by 16.5cm - Иван Павлович Похитонов (1850-1923). Пейзаж с ветряной мельницей. Дерево, масло. 10,5 х 16,5 см

IVAN PAVLOVICH POKHITONOV (1850-1923). SPRING, 1888. Oil on panel. 18 by 26,5 cm (Detail) - Иван Павлович Похитонов (1850-1923). Весна. Исполнено в 1888 году. Дерево, масло. 18 на 26,5 см.(Фрагмент)

IVAN PAVLOVICH POKHITONOV (1850-1923). SPRING, 1888. Oil on panel. 18 by 26,5 cm (Detail) - Иван Павлович Похитонов (1850-1923). Весна. Исполнено в 1888 году. Дерево, масло. 18 на 26,5 см.

IVAN PAVLOVICH POKHITONOV (1850-1923). SPRING, CIRCA 1887. Oil on board. 16.5 by 26 cm - Иван Павлович Похитонов (1850-1923). ВЕСНА. Исполнено около 1887 года. Масло на доске. 16,5 на 26 см

IVAN PAVLOVICH POKHITONOV (1850-1923). THE HUNTER. Oil on board. 16 by 36 cm. 1885 - Иван Павлович Похитонов (1850-1923). Охотник. Масло на доске. 16 на 36 см. Исполнено в 1885 году

IVAN PAVLOVICH POKHITONOV (1850-1923). THE HUNTER. Oil on board. 16.8 by 26.7 cm - Иван Павлович Похитонов (1850-1923). Охотник. Масло на доске. 16,8 на 26,7 см

суббота, 24 ноября 2012 г.

Павлов К.С. (1792-1852) - "Портрет неизвестной"

Павлов К.С. (1792-1852). Портрет неизвестной. Исполнено в 1830 году. Холст, масло. Государственный музей украинского изобразительного искусства, г. Киев

Из набора открыток "Украинская портретная живопись. Первая половина XIX века"

Павлов Капитон Степанович (1792 - 1852). В 1800 г. определен в Академию Художеств. В 1811 г. получил 2 серебряную медаль; в 1815 г. выпущен с аттестатом 2 степени по живописи портретной.
 См. также:

 К.С. Павлов (1791-1845/1852) - "Играющие дети"

пятница, 23 ноября 2012 г.

Горьковский Государственный художественный музей. Выпуск Второй

Н.Г. Чернецов (1805-1879). Нижний Новгород. 1838 г. Холст, масло. 49х68 см. Горьковский государственный художественный музей



В обширной экспозиции Горьковского государственного художественного музея большой интерес зрителей вызывает раздел, посвященный искусству первой половины XIX века, сложной и противоречивой эпохи. Начало этого периода было ознаменовано мощным подъемом национального самосознания, острой постановкой перед искусством задачи гражданского служения, выполнения общественного долга, а поздний ее период — 1825-е — 1855-е годы — время николаевской реакции, наложившей отпечаток и на искусство.
Художественные произведения этого раздела экспозиции дают ясное отчетливое представление о ярком расцвете и быстром исчезновении романтизма, об отдельных самоотверженных попытках лучших представителей академической живописи вернуть исторической картине былое величие, и, наконец, о формировании демократических и реалистических тенденций, заявивших о себе уже в начале 1820-х годов и с особенной определенностью зазвучавших к концу 1840-х годов.
Один из самых популярных художников России первой трети XIX века А. О. Орловский, живописец, блестящий и острый рисовальщик-карикатурист и литограф, представлен в музее несколькими работами, дающими представление о сложности его творчества. Романтическим духом героики и борьбы, эмоциональной взволнованностью проникнуты его военно-бытовые композиции 1800-х годов — «Казак», исполненная маслом на медной доске, и мягкая, звучная в цветовом решении пастель «Всадник на белом коне», отмеченная артистизмом свободного, уверенного рисунка.
Академическая школа представлена рядом работ 1830-х—1840-х годов крупнейших мастеров этого направления: В. К. Шебуева, К. П. Брюллова, а также этюдами А. А. Иванова к его монументальному полотну «Явление Христа народу», исполненному глубокого философского содержания. Все они объединены общей для них в той или иной форме закономерностью — отступить от официально установленных норм и правил, выработанных эстетикой классицизма, расширить и писанный В.К. Шебуевым в 1830-е годы «Автопортрет» отмечен чертами бытовой трактовки, подчеркнутой простотой и в известной мере «будничностью» подачи образа человека, стремлением к точной, жизненно выразительной и достоверной характеристике модели. Творчество создателя грандиозного исторического полотна «Последний день Помпеи» К. П. Брюллова, одного из самых одаренных и прославленных отечественных художников того времени, отличавшегося виртуозным мастерством, представлено в музее немногочисленными, но своеобразными работами, относящимися к произведениям, сыгравшим значительную роль в формировании русской бытовой реалистической живописи. Особенный интерес в этом плане представляет «Гадающая Светлана», единственное известное до сих пор произведение художника на национальную народно-бытовую тему. Отталкиваясь от композиционных принципов некоторых своих портретных работ с несколькими персонажами, объединенными живым действием и душевным движением, художник вплотную подошел в этом произведении к созданию жанрового полотна, своеобразно сочетая живую выразительность образов и аксессуаров народного костюма с романтической взволнованностью общего настроения, достигнутого прекрасной передачей таинственно мерцающего света свечи и глубины золотисто-коричневого фона.
Произведения А.Г. Венецианова и В.А. Тропинина дают представление о яркой демократической направленности их искусства, об утверждаемом в их творческой практике, а также и в работах их учеников и последователей, методе работы с натуры.
«Отец русского жанра» А. Г. Венецианов представлен двумя произведениями 1840-х годов, позднего периода творчества художника. Картина «Спящая девушка» до некоторой степени условна, несколько идиллична и сентиментальна, и не дает полного представления о жизненной конкретности образов, присущих крестьянским жанрам художника 1820-х годов. Однако другая его работа «Девочка с гармоникой», простая по композиционному решению, сдержанная по цветовой гамме, классически ясная и строгая по рисунку, тонко и поэтично передает индивидуальное своеобразие, живое обаяние и непосредственность детского характера, продолжая замечательную галерею ярких, разнообразных по лирической интонации и психологическому звучанию образов крестьянских детей, с такой любовью и простотой запечатленных на полотнах Венецианова.
Выполненная С.К. Зарянко, одним из учеников Венецианова, серия семейных портретов княжеской семьи Абамелек-Лазаревых, среди которых своей эффектностью выделяется овальный портрет молодой княжны, отличается техничностью исполнения, добросовестно-тщательным отношением к натуре, кропотливой точностью в передаче богатых аксессуаров и некоторой холодностью, поверхностным однообразием характеристик.
Жанровая линия творчества В. А. Тропинина представлена в музее авторским повторением одного из самых известных произведений художника «Кружевница». Основной же вид тропининского искусства — портрет — представлен двумя работами, отмеченными теплым и доброжелательным отношением автора к своим моделям. Наибольший интерес представляет «Портрет неизвестного» (1833), относящийся ко времени высших творческих достижений Тропинина. За внешней добродушной приветливостью, спокойной непринужденностью и барственностью осанки портретируемого художник заставляет почувствовать значительность его индивидуальности, острый и живой ум, действенное, активное начало характера. «Романтичность» пейзажного фона и аксессуаров в «Портрете Н. В. Арсеньева» контрастно подчеркивает реалистическую определенность характеристики мягкого, простодушно-сердечного и пассивного по натуре чиновника.
Чуткий к передовым веяниям эпохи художник П. Е. Заболотский представлен в экспозиции картиной «Мальчик в белой рубашке» (1828), которая свидетельствует о его увлечении творчеством О. А. Кипренского. Написанный художником в начале 1830-х годов «Портрет неизвестного» своей повествовательной и теплой, без излишней сентиментальности интонацией заставляет вспомнить портретные образы, созданные художниками круга Тропинина, а пристальным интересом к судьбе и индивидуальности «маленького человека», интимностью манеры художник предвосхищает в ряде моментов произведения Федотова.
Живописные работы С. Ф. Щедрина, М.Н. Воробьева и братьев Г. Г. и Н. Г. Чернецовых дают представление о становлении и особенностях русского национального реалистического пейзажа, о расширении его тематики. «Нижний Новгород в 1838 году» — искренняя, увлеченная попытка скромного и трудолюбивого живописца, с тщательным вниманием относящегося к натуре, передать своеобразие и красоту волжской природы, документально точно запечатлеть облик древнего города на Волге.
Своеобразным моментом в экспозиции искусства этого периода является стремление акцентировать местные художественные традиции, связанные с творческой практикой воспитанников Арзамасской школы живописи, первой в России частной художественной школы, просуществовавшей более 60 лет и давшей русской провинции целую плеяду талантливых художников с фундаментальной профессиональной подготовкой. Небольшой портрет основателя школы А. В. Ступина, написанный маслом на картоне И.К. Макаровым, сыном одного из его воспитанников, был в числе первых работ, поступивших в коллекцию музея в год его создания.
В «Портрете В.Е. Раева» кисти Н.М. Алексеева-Сыромянского, в итальянских пейзажах В. Е. Раева чувствуется активный интерес арзамасцев к романтическим мотивам, но, помимо этого, далеко не всегда органичное освоение приемов современных им романтических портрета и пейзажа. Ряд работ ясно выражает основную, определяющую особенность творчества арзамасцев в целом — нарастание тенденций бытовизма как в жанровых композициях, так и в портрете. Работы Н. Е. Рачкова «Девочка с ягодами» и «Девушка в косынке» — убедительный пример того, как черты бытовизма накладывают отпечаток на весь характер портретного образа.
В. Тюкина
Зарянко С.К. (1818-1870). Портрет Е.Х. Абамелек-Лазаревой. 1854 г. Холст, масло. 137,7х112,5 см. Горьковский государственный художественный музей

Брюллов К.П. (1799-1852). Гадающая Светлана. 1836. Холст, масло. 84,5х69,5 см. Горьковский государственный художественный музей

Орловский А.О. (1777-1822). Всадник на белом коне. 1808. Бумага, пастель. 51,5х38 см. Горьковский государственный художественный музей

Рачков Н.Е. (1825-1895). Девочка с ягодами. 1879 г. Холст, масло 42х33,7 см. Горьковский государственный художественный музей
Из "Нового полного биографического словаря русских художников" Э.Г. Коновалова:
Рачков, Николай Ефимович (1825-1895) - живописец и рисовальщик. Родился в Нижегородской губернии в семье учителя рисования. С 1838 г. учился в Арзамасской школе живописи А.В. Ступина. С 1846 г. был преподавателем школы. Работал в бытовом и портретном жанрах ("Накануне праздника", 1868, ГРМ; "У калитки", 1871; "Портрет художника Д.Э. Гагена", 1876, обе - в ГТГ). Часто и с большой любовью изображал детей (рисунок "Бежин луг" по рассказу И.С. Тергенева, ГТГ). В 1859 - 1864 гг. выступал как карикатурист и иллюстратор в журналах "Искра", "Гусляр", и других. С 1860-х гг. активно участвовал в создании и работе Московского общества любителей художеств. Картины и рисунки Рачкова имеются также в Киевском музее русского искусства, Государственном литературном музее, музеях Воронежа, Козьмодемьянска. Нижнего Новгорода, Ставрополя, Сыктывкара, Чебоксар, Сум и других.


См. также:


четверг, 22 ноября 2012 г.

Макаров И.К. (1822-1897) - Портрет А.В. Ступина.

Макаров И.К. (1822-1897). Портрет А.В. Ступина. Исполнено в 1850-е гг. Картон, масло 26,7х21 см. Горьковский государственный художественный музей
Из "Нового полного биографического словаря русских художников" Э.Г. Коновалова:

Макаров, Иван Козьмич (1822-1897) - живописец и рисовальщимк. Сын живописца Козьмы Александровича Макарова (1790-е - после 1862). Учился у отца, основавшего рисовальную школу в Саранске, затем в Пензе и, наконец в Академии художеств (1844-1852)  у Александра Тарасовича  Маркова (1802-1878). С 1853 по 1855 г. - пенсионер в Италии. С 1855 г. - академик. Участвовал в выставках Академии художеств. Популярный светский портретист. автор портретов членов семьи А.С. пушкина. Писал по заказам иконы. Его работы имеются в Государственной Третьяковской галерее. Государственном Русском музее, Государственном литературном музее , Государственном музее А.С. Пушкина, музеях Архангельска, Барнаула, Владимира, Казани, Краснодара, Нижнего Новгорода, Нижнего Тагила, Пензы, Перми, Хабаровска, Челябинска, Алматы. 

Ступин А.В. - возможно живописец, основатель и руководитель Арзамасской школы живописи Александр Васильевич Ступин (1776 — 1861).

Открытка из набора "Горьковский государственный художественный музей. Выпуск второй".

среда, 21 ноября 2012 г.

Артемизия Джентилески (1593 -. 1652/1653)

Из книги «Великие художники» Роберта Камминга:
Дочь художника-караваджиста Орацио Джентилески (1563—1639), Артемизия Джентилески создавала сильные и выразительные работы, отражавшие события ее драматичной жизни. В 19 лет она якобы была изнасилована у себя дома другом и коллегой отца Агостино Тасси (ок. 1580—1644), а на судебном процессе ее подвергли пыткам. Несмотря на это ужасное событие (а возможно, отчасти благодаря ему), Артемизия преодолела половые предрассудки и стала одной из ведущих художниц своего времени. После суда в 1612 г. она вышла замуж за второстепенного флорентийского художника Пьетро Стьяттези и переехала из родного Рима во Флоренцию. Там она сразу прославилась и при поддержке рода Медичи  стала первой женщиной во флорентийской Академии художеств. В 1630 г. она окончательно обосновалась в Неаполе.
Артемизия Джентилески. «Сусанна и старцы». 1610. 170 х 121 см; Масло, холст. Лувр, Париж
Из книги «Великие художники» Роберта Камминга:
СУСАННА И СТАРЦЫ
Сюжет первой подписанной картины Джентилески предвещает ее личную трагедию, случившуюся год спустя. Библейская героиня Сусанна была приговорена к смерти на основании лжесвидетельств, но оправдана после вмешательства Даниила.
Два старца, привлеченные красотой Сусанны, пристают к ней в бане, угрожая обвинить ее в прелюбодеянии (что каралось смертью), если она не отдастся им. Артемизия утверждала, что ее насильник сговорился с папским ординарцем Козимо Кворли и вдвоем они публично обвинили ее в распутстве, как и Сусанну.
Агостино Тасси, чьи показания были полны нестыковок и откровенной лжи (судья открыто насмехался над ним), отсидел всего 8 месяцев в тюрьме.
Пытка сивиллы
На суде в 1612 г. Артемизия под присягой заявила, что Тасси изнасиловал ее, а затем пообещал жениться. В присутствии обвиняемого ее подвергли «пытке сивиллы»: на пальцы надели железные кольца, постепенно затягивая их. В этот страшный момент Артемизия начала выкрикивать: «Это правда, это правда». Затем, обращаясь напрямую к насильнику, она заявила: «Вот твои обручальные кольца, вот твои обещания».
Хотя манера Артемизии во многом напоминает отцовскую (он был ее единственным учите лем), стилистически ее картины резко отличаются. Ее творчество пронизано драматизмом и экспрессией, тогда как отец придерживался изящества и лиризма.
Творческие влияния
Драматичный жест Сусанны — инверсия позы Адама Микеланджело в знаменитой сцене изгнания из Сикстинской капеллы, а написанная в ракурсе рука темноволосого старца заимствована у Караваджо. Впрочем, Артемизия органично вплетала такие заимствования в свои оригинальные композиции.
Надпись
На каменной ступени вырезана надпись: «Artemitia / Gentileschi F. / 1б10». Эта работа — поразительное достижение для столь юной художницы: ей почти наверняка помогал Орацио.


ARTEMISIA GENTILESCHI (ROMA 1593 - 1652/1653 NAPOLI). BETSABEA AL BAGNO. Olio su tela. 288 x 228 cm - Артемизия Артемизия (Рим 1593 - 1652/1653 Неаполь). Купание Вирсавии. Холст, масло. 288 х 228 см

Артемизия Джентилески. «Юдифь, обезглавливающая Олоферна». Ок. 1620. 200 х 163 см; масло, холст. Уффици, Флоренция
Из журнала «Великие музеи мира» №11 «Галерея Уффици. Флоренция»: 
К этой теме, очень популярной в XVII веке, Артемисия, которой замечательно удавались сцены жестокости, обращалась неоднократно. Картина из галереи Уффици была создана для Козимо II Медичи. Юдифь, библейская героиня, символ освобождения от угнетения и тирании, изображена в момент обезглавливания Олоферна, командующего ассирийскими войсками, осадившими израильский город Бетулию. Артемисия переехала во Флоренцию из Рима, спасаясь от скандала, последовавшего за судебным процессом по поводу изнасилования, который она сама же и возбудила по отношению к художнику Агостино Тасси. Кровавую сцену зачастую рассматривали в ключе психологического состояния художницы, желающей освободиться от травмы, причиненной изнасилованием, и поэтому олицетворявшей себя с библейской героиней. Предыдущая версия из Национального музея Каподимонте, изображает Юдифь, облагороженную роскошным нарядом насыщенно-голубого цвета, украшенным золотистыми лентами.
Образ молодой служанки Абры во всех картинах Джентилески всегда четко определен, как будто «второе я» героини.Здесь она принимает участие в убийстве Олоферна, с силой удерживая его голову. Прекрасный образ Абры, со спины, в ее типичном тюрбане, присутствует в картине «Юдифь и служанка» из Палаццо Питти, написанной несколькими годами ранее.
Елена Джанески

Из книги «Великие художники» Роберта Камминга:
Библейская героиня Юдифь спасла свой народ, обезглавив ассирийского воина Олоферна, который осадил ее родной город.
Благодаря жестокости и эротизму этот сюжет был популярен в эпоху барокко.
Эту работу Артемизия написала в конце флорентийского периода, вероятно, по заказу своего главного покровителя великого герцога Козимо П. Среди ее покровителей были также Микеланджело Буонарроти Младший, герцог Франческо д'Эсте из Модены и дон Антонио Руффо из Мессины.
Темный фон
Черный фон повышает драматичное напряжение и очерчивает происходящее. Как женщине Артемизии не позволялось изучать перспективу в Римской академии, поэтому в ее ранних работах нет пейзажей.В душе этой женщины — дух Цезаря.
По иронии судьбы, Орацио Джентилески попросил Агостино Тасси, который слыл мастерам архитектурных фонов, научить его дочь перспективе.
Символичный браслет
Рисунки на браслете Юдифи напоминают известный образ Дианы, девственной богини охоты и архетипа героической женщины. (Артемизия сама написала два портрета Дианы.) Браслет был уверенной «подписью» художницы на пике мастерства — греки называли Диану Артемидой.
Артемизия писала этот сюжет не менее пяти раз, что свидетельствует о его важности для художницы. Ужасное отрезание головы было воображаемой местью Артемизии насильнику. Абра
В отличие от традиционного толкования сюжета, где служанка Абра изображается пассивной каргой в противовес активной Юдифи, Артемизия показала Абру молодой и сильной женщиной. Ее участие в казни (она удерживает испуганного тирана) придает картине правдоподобия.
Караваджистская поза
Параллельные диагонали рук Юдифи, хлещущая кровь и угол меча (наводящий на мысли скорее об отпиливании, чем об отрубании) взяты из новаторской картины Караваджо на эту тему, созданной в 1598-1599 гг. Влияние Караваджо также очевидно в резкой светотени, реалистичной мимике персонажей и тесной обстановке шатра.
Вероятно, Артемизия встречалась с Караваджо, когда он жил в Риме, поскольку он был коллегой ее отца и иногда заходил к нему в студию за реквизитом. Когда Артемизии было 10 лет, ее отца и Караваджо арестовали как участников «клики с улицы делла Кроче» по обвинению в клевете на художника Джованни Бальоне (1571-1644)
Крестообразный меч 
Артемизия решила изобразить не традиционную саблю, взятую у пьяного полководца, а крестообразный меч. Этим она показывает, что поступок Юдифи — акт божественной справедливости, а не низкой человеческой мести.
Артемизия Артемизия (Рим 1593 - 1652/1653 Неаполь). Юдифь с главой Олоферна. Исполнено около 1615 г. Холст, масло; 114 х 93,5 см Упомянутая в описи Гардероба 1637 года, эта работа была написана для великого герцога Козимо II.Палаццо Питти, Флоренция
Из журнала «Великие музеи мира» №24 «Палаццо Питти, Флоренция»:
В сжатом пространстве две фигуры: Юдифь и кормилица повернули головы направо, в тревожном ожидании шума из лагеря противника, откуда они бегут с ужасным свидетельством совершенного героического поступка. Сюжет, очень распространенный в барочной культуре, был одним из любимых у Артемизии, которая разрабатывает его в более или менее сложных композициях, вероятно, как прославление женского героизма. В этом случае художница взяла за образец произведение своего отца Орацио, сейчас находящееся в Национальной галерее в Осло. Поселившись во Флоренции в сентябре 1613 года, после бурного скандала (дело об изнасиловании, против художника Агости-но Тасси, как известно из литературы), она была хорошо принята в интеллектуальной среде Галилея и племянника Микеланджело Буонарроти (который пожелал видеть ее среди художников, украшающих Дом Микеланджело). Ве-ликогерцогская семья также была к ней благосклонна - Мария Магдалена Австрийская заказала художнице «Святую Цецилию», а Козимо II приобрел эту «Юдифь», решенную в строгом тоне, размеров, подходящих для «комнатной» живописи. Множество авторских копий и вариантов картины являются ярким подтверждением успеха произведения с момента его появления. 
Естественность жеста кормилицы, придерживающей, прижав к бедру, чтобы облегчить вес, корзину с отрубленной головой Олоферна, делает сцену еще более интенсивной и драматичной от острого контраста между ужасом и бытовой простотой. 
Сильвестра Биетолетти
ARTEMISIA GENTILESCHI (ROMA 1593 - 1652/1653 NAPOLI). Justice embracing Peace. Oil on panel. 25.4 x 25.4 cm - Артемизия Джентилески (Рим 1593 - 1652/1653 Неаполь). Правосудие охватывает мир. Дерево, масло. 25,4 х 25,4 см
ARTEMISIA GENTILESCHI (ROMA 1593 - 1652/1653 NAPOLI). Saint Catherine of Alexandria. Olio su tela. 90.2 x 75.5 cm - Артемизия Джентилески (Рим 1593 - 1652/1653 Неаполь). Святая Екатерина Александрийская. Холст, масло. 90,2 х 75,5 см

Artemisia Gentileschi- St Catherine of Alexandria - Артемизия Джентилески (Рим 1593 - 1652/1653 Неаполь). Святая Екатерина Александрийская. Галерея Уффици. Флоренция
Артемизия Джентилески (Рим 1593 - 1652/1653 Неаполь). Юдифь и Олоферн. Исполнено в 1625-1630 гг. Холст, масло 162 х 126 см. Национальный музей Каподимонте. Неаполь
Из журнала «Великие музеи мира» №24 «Национальный музей Каподимонте. Неаполь»:
 Артемисия, занимающая необычное место среди художников XVI века, приехала в Неаполь в 1630 году, несомненно, вслед за собственной славой. В наши дни эта художница известна не только своим талантом, но также и незаурядной личной жизнью. Действительно, не один критик пытался разглядеть в таких ее картинах, как эта «Юдифь и Олоферн» проявления своего рода феминизма. В действительности, тема Юдифи и Олоферна была поднята еще ее отцом Орацио, с которым Артемисия довольно долго работала вместе: он тоже оставил много картин, посвященных «женской» тематике, очевидно, их «фирменному блюду». Данная «Юдифь» была написана в Риме под впечатлением знаменитой композиции Караваджо (сейчас в Палаццо Барберини). Обычно еврейская героиня изображалась с головой ассирийского царя в руках. Здесь, как и у Караваджо, выбран наиболее эффектный момент, когда девушка его обезглавливает. Поза Юдифи идентична, как идентична ее удаленность от тела, вызванная отвращением. Служанка, участвующая в убийстве, развернута, омоложена и приукрашена. По сравнению с Караваджо, сцена предстает более компактной и приближенной к зрителю, а внимание больше сфокусировано на поверженном мужчине, чем на героине. По-разному датируемое (то вторым, то третьим десятилетием XVI века) полотно во всей красе демонстрирует изначально тосканскую школу формирования художницы: яркие и блестящие краски, точность мазка, внимание к деталям. Именно из этих характеристик возникает тот караваджийский натурализм, которым были «заражены» как отец, так и дочь.
 Маттиа Гаэта

Насколько можно судить на этой картине, в отличие от той, что хранится во Флоренции,  на руке Юдифи отсутствует браслет и платье у неё другого цвета.  
ARTEMISIA GENTILESCHI (ROMA 1593 - 1652/1653 NAPOLI). Clio: the Muse of History. 1632. Olio su tela. 27.6 x 97.2 cm - Артемизия Джентилески (Рим 1593 -. 1652/1653 Неаполь). Муза истории Клио. Исполнено в 1632 году. Холст, масло. 27,6 х 97,2 см