Страницы

воскресенье, 27 января 2013 г.

ЯКОПО РОБУСТИ, прозванный ТИНТОРЕТТО (1518 - 1594) - продолжение

Tintoretto, Jacopo Robusti (Italian). The Abduction of Helen. Prado, Madrid - Тинторетто, Якопо Робусти. Похищение Елены. Прадо, Мадрид
Тинторетто (Якопо Робусти) - Мадонна с казначеями. Исполнено в 1767 г.  Холст, масло. 221х520 см. Венеция, галерея академии
Из журнала "Великие музеи мира" №13 "Галерея академии. Венеция":
Предназначенная для дворца Камерленги возле моста Риальто, где помещались финансовые суды Республики, картина изображает Мадонну с Младенцем в окружении святых Себастьяна, Марка и Феодора. Она заказана тремя казначеями - Микеле Пизани, Лоренцо Дольфин и Марино Малипьеро, чьи гербы изображены на постаменте в левом нижнем углу. Надпись под ними гласит: «В знак единодушного согласия 1566». Дата относится ко времени исполнения должности изображенными лицами, а холст, вероятно, был написан в следующем году, когда истекли полномочия Малипьеро. Трое судей, заказчиков картины, появляются на переднем плане, совершая поклонение Деве. Позади них секретари несут мешки с монетами. Просторный пейзаж на заднем плане, наряду с перспективной разработкой пола, еще более усиливает чувство глубины пространства. Тема верующих, которые встречают Богородицу через посредничество святых, довольно распространенная в венецианской живописи, трактуется художником оригинальным образом. Сцена лишена риторической предупредительности, казначеи вместе со своими секретарями задумчивы, молчаливы и сосредоточенны.
Широкий пейзаж в глубине композиции, со спокойной и безмятежной природой, привносит в сцену то человеческое измерение, в постоянном поиске которого находится венецианский художник.
Лучия Импеллузо
Тинторетто (Якопо Робусти) - Мадонна с младенцем, св. Марком и св. Лукой. исполнено около 1580 г.  Холст, масло. 228х160 см. Берлин.Национальная галерея о
Из журнала "Велике музеи мира" №10 "Национальная галерея. Берлин":
В этой большой картине Тинторетто обращается к довольно необычной иконографии. Судя по размеру, вертикальному формату и сюжету, это наверняка алтарная картина, хотя и неизвестно, откуда она происходит. Замечательные живописные качества, а также рентгенологическое исследование, показывают, что картина полностью авторская. Богородица, своей позой напоминающая Мадонну Микеланджело в Новой сакристии в церкви Сан-Лоренцо во Флоренции, отождествляется с Женой Апокалипсиса из-за лунного полумесяца в фазе роста и венца из двенадцати звезд. Однако ее можно отождествить и с Непорочной Девой, прославляемой евангелистами Марком и Лукой, каждый в сопровождении соответствующего символического животного. Во время католической Контрреформации, обращения к теме Непорочного Зачатия стали особенно частыми, и художниками были созданы его различные иконографические схемы. Только в Сеиченто сюжет обрел свою каноническую форму, став одним из наиболее часто повторяемых в католическом искусстве. Тинторетто уже делал попытки соединять различные иконографические течения, начиная с 70-х годов, хотя такое сочетание оставалось малоупотребительным и без значительных повторений в течение длительного времени.
Как видно из подготовительного рисунка, претерпевшего множество правок во время работы, Тинторетто собирался поместить другую фигуру рядом со святым Лукой. Возможно, первоначально здесь должны были быть представлены все четыре евангелиста.
 Вильям Делло Руссо
Тинторетто (Якопо Робусти) - Христос, идущий по водам. 1575-1580 гг. Холст, масло. Национальная галерея искусств. Вашингтон
Из журнала "Великие музеи мира" №9 "Национальная галерея искусств. Вашингтон":
Картина представляет собой драматическую и очень близкую по сути интерпретацию евангельского эпизода явления Христа апостолам на Тивериадском озере. Здесь в точности отображен фрагмент из Евангелия от Матфея, где Петр спросил Иисуса, может ли он также пойти ему навстречу по водам, и, наполненный верой, сходит с лодки. Жест Иисуса обозначает призыв: «Иди!», обращенный к Петру. Как описано в Евангелии, ночь уже подходила к концу, и воды озера были довольно неспокойны, лодку с учениками качало на волнах. С большой дескриптивной силой в картине передано движение волн, неустойчивость лодки, порывы ветра, ночная тьма в контрасте с живыми проблесками белого света на воде и в низких тучах, заполнивших все небо. 1ем же светом залиты деревья справа и чудесная фигура Христа слева. По причине наличия в картине этой пленительной выразительной силы, критики долгое время сомневались, не принадлежит ли полотно кисти Эль Греко, но великолепная фактура и существенное использование цветовой гаммы, особенно при передаче тонов неба и воды, утверждают несомненное авторство Тинторетто.
Крепкая фигура Христа, шествующего по водам, - это символ мира и доверия в противовес сомнению, олицетворяемому апостолами в лодке. Белый холодный свет, разливающийся сзади и слева, окружает Христа ослепительным сиянием, создавая у апостолов впечатление видения призрака.
Роза Джорджи
Tintoretto, Jacopo Robusti (Italian) The Baptism of Christ - Тинторетто, Якопо Робусти (итальянский). Крещение Христа. Музей Прадо. Мадрид
Тинторетто (Якопо Робусти) - Рождение Иоанна Крестителя. Исполнено в 1554-1555 гг. Холст, масло. 181х266 см. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербургт
Из журнала "Велике музеи мира" №3 "Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург":
По словам Тинторетто, в этой работе он основывается на рисунке Микеланджело и цветовой палитре Тициана. Формальные элементы полотна «Рождение Иоанна Крестителя» доказывают, что художнику удалось благодаря творчеству двух великих мастеров раскрыть секреты достоверности изображаемого и эмоциональной естественности интерпретации. Свойственное художнику соединение быстрой и свободной техники живописи и виртуозного рисунка придают полотну двойное очарование. Тосканско-романская культура маньеризма, занимавшая прочные позиции в Венеции в 1530 году и полностью впитанная Тинторетто, дает начало ритмике форм, удлинению фигур персонажей, демонстрирующих изящные изгибы изысканных поз. Основа сценической композиции, сотканная из мягких динамических контрастов и смелых ракурсов, подчеркивает абсолютную приверженность автора к стилистике маньеризма. С другой сороны, вкус художника и внимание к реалистически проработанным бытовым деталям домашнего интерьера делают схему современной и предвосхищают то направление живописи, которое станет характерным для творчества мастера.
Святая Елизавета, родившая сына уже в позднем возрасте, лежит в постели, а младенец получает свое первое молоко от кормилицы. Сцена помещена в интерьер, характерный для богатых венецианских домов XVI века. 
Долгое время полагали, что картина изображает рождение Девы Марии, а не святого Иоанна. Действительно, иконография этих двух сюжетов сходна, но сияние вокруг головы женщины, которая держит ребенка, указывает на то, что это Дева Мария, присутвующая при родах своей родственницы Елизаветы, матери Крестителя.
Предметы и животные, изображенные на первом плане, несут символическую нагрузку: пустой медный таз - намек на предстоящую миссию Крестителя; петушок возвещает восход солнца, как и святой Иоанн возвестит о спасителе; птица противопоставлена кошке, символу смерти. Таз, наполненный сожженными костями и пеплом, использовавшимися для очистки воды, указывает на мученическую смерть Иоанна Крестителя, кости которого были сожжены и развеяны по ветру.
Александра Фреголент
Тинторетто (Якопо Робусти) - Чудо св. Марка. 1547-1548 гг. Холст, масло. 416х544см. Венеция, галерея академии
Из журнала "Великие музеи мира" №13 "Галерея академии. Венеция":
Это первая картина, предположительно заказанная в 1547 году, исполнена Тинторетто для зала Капитула скуолы Гранде ди Сан Марко. Сюжет отражает событие, о котором рассказывается в «Золотой легенде». Святой Марк освободил христианина - раба некоего провансальского рыцаря. Раб был приговорен к ослеплению и перелому ног, потому что воздавал почести мощам святого без согласия своего хозяина. Благодаря этой работе, которая произвела глубокое впечатление на современников, Тинторетто занял подобающее ему место на венецианской художественной сцене. Действие происходит как бы на просцениуме, ограниченном архитектурными кулисами, где две группы персонажей располагаются вдоль двух диагоналей. В точке их схождения на переднем плане лежит на земле тело раба. Этой первой группе противопоставляется изображенная в неожиданном ракурсе фигура святого Марка, который как бы врывается в толпу сверху, из внешнего пространства. Два источника света озаряют сцену: свет с правой стороны падает непосредственно на персонажей переднего плана; второй источник высвечивает легкие архитектурные конструкции фона. Двойная подсветка усиливает драматический эффект действия, описанного так непосредственно, что зрителю передается чувство чудесности происходящего.
Лучия Импеллузо
Тинторетто (Якопо Робусти) - Обнаружение тела св. Марка. 1562-1566 гг.  Холст, масло. 396х400см. Пинакотера Брера, Милан
Из журнала "Великие музеи мира" №29 "Пинакотера Брера, Милан":
Сцена является частью цикла, написанного Тинторетто для Большой школы святого Марка в Венеции (той самой, для которой Джентиле и Джованни Беллини выполнили «Проповедь святого Марка в Александрии Египетской»), со сценами жизни и чудес святого покровителя города. Это полотно, насыщенное богатой фантазией, иллюстрирует кульминационный эпизод поиска мощей святого, помещенный Тинторетто под своды театральной перспективы. Венецианцам, искавшим в ночи останки покровителя среди покойников, похороненных в церкви, вдруг явился призрак святого Марка (слева) и повелительным жестом потребовал остановить поиск. У его ног на ковре, в необычном, отдаленно напоминающем модель Мантеньи ракурсе, изображено лежащее мертвенно-бледное обнаженное тело. В центре сцены можно узнать заказчика картины, Томмазо Рангоне, «великого хранителя» Школы святого Марка, завернутого в золотую мантию. На правом переднем плане изображена группа персонажей, чье поведение пронизано одержимостью.
Грандиозная монументальность фигур, смелая асимметрия, обусловленная диагональным пространственным решением, мерцание огней в темноте ночи делают это полотно одним из самых свободных и увлекательных изобретений венецианской живописи высокого Возрождения. 
Стефано Дхуффи
Тинторетто (Якопо Робусти) - Похищение тела св. Марка. 1562-1566 гг. Холст, масло. 397х315 см. Венеция, галерея академии
Из журнала "Великие музеи мира" №13 "Галерея академии. Венеция":
Вместе с картиной «Святой Марк, спасающий сарацина», также хранящейся в Галерее, и «Обретением тела святого Марка», в настоящее время находящейся в Милане, в картинной галерее Брера, это полотно было частью серии «История святого Марка», созданной для зала Капитула одноименной скуо-лы Гранде. Три работы были выполнены на средства знаменитого врача Томмазо Рангоне, бывшего в то время главой братства. Эти холсты, с согласия членов братства, были заказаны Тинторетто. На картине изображен момент, когда христианам Александрии удалось унести тело святого Марка из костра, на который оно уже было положено для сожжения. Разразившийся ураган погасил огонь и обратил в бегство язычников, преследователей святого. Позади святого Марка, поддерживая его голову, стоит сам Томмазо Рангоне - это его портретное изображение. Обстановка сцены производит сильное впечатление. Архитектура фона, вероятно, берет начало от проектов Сансовино по перестройке площади Сан-Марко, где перспективное решение пространства вдоль уходящих в глубину линий удаления, а также сильные контрасты света усиливают эффект неожиданного и чудесного. Это вовлекает зрителя больше в эмоциональном, чем рациональном плане.
Лучия Импеллузо
Тинторетто (Якопо Робусти) -Святой Людовик, святой Георгий и принцесса. Исполнено около 1552 г. Холст, масло. 230х150 см. Венеция, галерея академии
Из журнала "Великие музеи мира" №13 "Галерея академии. Венеция":
Картина была предназначена для первого зала Магистрата Соли, расположенного во дворце Камерленги возле моста Риальто. Заказчиками были двое судей (магистратов) - Джорджо Веньер и Альвизе Фоскарини. Согласно традиции, по окончании срока исполнения своей должности, соответственно 13 сентября 1551 года и 1 мая 1552 года, они должны были подарить Магистрату Соли молитвенный образ. Полотно имеет полукруглое завершение, чтобы его можно было поместить в одну из трех ниш, украшавших стены зала. Изображенные фигуры, включая дракона и лошадь, кажется, находятся на сцене. Этот эффект еще усиливается, потому что за пределы идеального пространства авансцены выступает сломанное копье святого Георгия, а также голова, хвост и одна из лап дракона. Театральность поз всех трех персонажей усиливается их внушительными размерами, они полностью занимают все пространство композиции. С драматическими жестами рыцаря контрастирует образ принцессы, которую иногда ошибочно принимают за святую Маргариту. Ее поза вызвала переполох в венецианской живописной среде: девушка изображена верхом на драконе, что считалось слишком смелым для того времени. Святой Людовик, справа, стоит обособленно, задумчиво завернувшись в свой тяжелый плащ, и представляет собой сценическую декорацию, усиливающую впечатление чуда.
Принцесса, сидящая верхом на драконе, отражается в доспехах ее спасителя. Изображение девушки в сложной позе - откинувшейся назад и в то же время наклонившейся в сторону святого Георгия, свидетельствует о поистине образцовой технической виртуозности.  
Лучия Импеллузо
Тинторетто (Якопо Робусти) - Портрет прокуратора Якопо Соранцо. Около 1550 г.  Холст, масло. 106х90 см.Венеция, галерея академии
Из журнала "Великие музеи мира" №13 "Галерея академии. Венеция":
С самого начала своей деятельности Тинторетто также обращался к портрету, и число его произведений в этой области росло вместе со славой и количеством заказов. Якопо Соранцо, который был назначен прокуратором в 1522 году, представлен сидящим в кресле, в соответствии с композиционной схемой, используемой художником преимущественно для портретов пожилых людей. Хотя поза мужчины официальна, его лицо имеет одухотворенное, живое выражение, усиленное резкой светотенью, созданной потоком света, исходящего справа и высвечивающего его профиль, старческое лицо, бороду и седые волосы. Изящной трактовке лица и рук соответствует более лаконичная манера выражения, с длинными и быстрыми мазками красок на складках камчатой ткани тоги. Портрет, происходящий из прокураций, первоначально имел полукруглую форму и был большего размера, о чем говорит рукав чьей-то одежды за спиной изображенного. Однако он был переделан в конце XVI века Тинторетто и его сыном Доменико, чтобы приспособить полотно к новым комнатам перестроенных прокураций.
Живой взгляд прокуратора контрастирует с морщинистым и изможденным лицом, на котором время оставило свой след. Хотя в портрете подчер- кнуто, что изображаемый человек занимает высокое положение, в его лице проступает острое осознание бренности всего сущего и неизбежности смерти.
 Лучия Импеллузо
Тинторетто (Якопо Роспусти) - Портрет Оттавио Страда. исполнено в 1567 г. Холст, масло. 128х101 см. Государственный музей. Амстердам
Из журнала "Великие музеи мира" №8 "Государственный музей. Амстердам":
Длинная надпись, поздняя и не авторская, но внушающая доверие, объясняет, что юноша на картине - это Оттавио Страда, сын знаменитого антиквара и удачливого коммерсанта Якопо Страда, изображенного на знаменитом полотне Тициана (Музей истории искусств Вены). Оттавио отправился вместе со своим отцом в Венецию в 1567 году, и именно тогда Тициан написал его портрет со всеми атрибутами его профессии. Мужчина стоит возле большой женской статуи и держит в руке статуэтку, в то время, как на фоновом пейзаже виднеются массивные римские руины. Торговля антиквариатом, особенно поставленная на хороший уровень, была источником значительных доходов. Молодой Страда направил взгляд (несколько бессодержательный) на лицо Изобилия, которое высыпает ему в ладонь монеты из своего рога. Полотно написано в типичной для венецианского художника быстрой и небрежной манере. Если какая-то доля внимания и уделена сходству лица героя с оригиналом, то во всем остальном проявляется яростная импровизация. Во многих деталях, в частности, в фигуре Изобилия, заметен черновой рисунок, наскоро обведенный кистью. В это же время в деталях пейзажа, а еще больше, в небрежном изображении женской статуи, Тинторетто машет кистью, как саблей, в результате чего техника напоминает манеру Эль Греко. 

Скорость исполнения и слияние рисунка и цвета у Тинторетто не позволяют определить, из мрамора или из бронзы эта статуя, античная ли она, или, как кажется, современница портрета антиквара, который торопился отправить ее какому-либо состоятельному клиенту. 
Даниэла Тарабра

Tintoretto, Jacopo Robusti (Italian) Lady Baring her Breast 1555 - Тинторетто (Якопо Роспусти) . Женщина  с обнажённой грудью. Исполнено в 1555 г. Музей Прадо. Мадрид

Тинторетто (Якопо Робусти) - Портрет прокурора Якопо Соранцо. Исполнено около 1550 г Холст, масло. 75х60 см. Замок Сфорца, Милан
Из журнала "Великие музеи мира" №21 "Замок Сфорца, Милан":
При последнем переоборудовании картинной галереи в непосредственной близости от «Портрета посла Габриэля де Лютца Арамонта» поместили этот портрет, написанный Тинторетто для Якопо Соранцо. Таким образом, была почти воссоздана панорама венецианской портретистики, представленной двумя великими мастерами XVI века. Якопо Соранцо, ставший прокурором Венеции в 1522 году, дважды изображался Тинторетто. Один из портретов хранится в Замке, а другой выставлен в галерее Академии в Венеции. Картина из Замка выглядит неполной, так как к ней примыкали первоначально другие портреты, представляющие четырнадцать членов семьи заказчика, написанные учениками и малыми авторами (Замок Сфорца, хранилище пинакотеки). Недавние исследования показали, что эта работа была обрезана по низу. Соранцо одет в красный костюм дамасской ткани, украшенный ценными рисунками и изящной оторочкой из белого меха. Живопись Тинторетто начала зрелости характеризуется уверенными и очень быстрыми прикосновениями кисти, придающими живость и выразительность живописной поверхности, которая так никогда и не достигнет интроспективной глубины Тициана.
 Мартин Астольфи

Комментариев нет:

Отправить комментарий