Страницы

понедельник, 18 марта 2013 г.

Орацио Джентилески (1563-1639) и Джованни Ланфранко (1582-1647) - «Святая Цецилия и ангел»

Совместная картина итальянских художников Орацио Джентилески (1563-1639) и Джованни Ланфранко (1582-1647).  «Святая Цецилия и ангел». Написано около 1617-1618 гг. и около 1621-1627 гг. Холст, масло; 87,5 х 108 см. Национальная галерея искусства. Вашингтон 
Из журнала "Великие музеи мира" №9, "Национальная галерея искусств. Вашингтон":

В соответствии с последними исследованиями, картина была начата Орацио Джентилески приблизительно в 1617 году для знатного римлянина Натале Рондини, а закончена Джованни Ланфранко через несколько лет, примерно в 1621 году. Композиция картины, на которой изображена юная святая Цецилия, играющая на маленьком переносном органе, а ангел, в соответствии с известным мотивом Караваджо, держит перед ней листок с нотами, очень похожа на другую работу Орацио (Перуд-жа, Национальная галерея Умбрии). В это время фигуры святой Цецилии и ангела можно соотнести с Мадонной и ангелом из картины «Видение святой Франчески Римской» Урбино, написанной художником в 1615-1619 годах. Вашингтонское полотно было, таким образом, начато после алтарной картины Урбино и затем оставлено, когда он заканчивал новое и очень похожее в Перудже. Речь идет о полном восстановлении, позволяющем понять творческий путь последних лет Орацио, который имел обыкновение повторять свои самые удачные находки, благодаря подготовительным наброскам, изготовленным посредством копирования их на кальку с оригинала. Полотно, поступившее в коллекцию Сэмюэля Кресса в 1952 году, обладает высочайшим качеством, и только благодаря рефлектографическим исследованиям были обнаружены два последующих дополнения.
О деталях картины:
Образ святой Цецилии, изображенной без головного убора с прической из аккуратных косичек, уложенных по современной моде, напоминает тип женского лица, встречающийся в произведениях Орацио Джентилески в 1615 и 1620 годах. Сосредоточенность нежного облика передает духовный порыв, приближающийся к экстазу. 
Маленькие руки с изящными пальцами (в Средние века это считалось символом духовности) движутся по уменьшенной клавиатуре портативного органа. Святая Цецилия, ставшая покровительницей музыкантов, и, согласно иконографии, тоже музыкант, очень часто изображалась играющей. Маленький орган являлся одним из часто изображаемых инструментов, как символ глубокой набожности и религиозного благочестия.
Ангел, присутствующий в момент экстатического вдохновения святой, очень похоже (что вызывает в памяти картину Караваджо «Отдых во время бегства в Египет», галерея Дориа-Памфили, Рим) держит перед ней лист с нотными записями. Его любование Цецилией, увлеченной исполнением, имеет легкий оттенок детского обожания.
Роза Джорджи

Комментариев нет:

Отправить комментарий