Страницы

понедельник, 1 апреля 2013 г.

Поль Гоген (1848-1903)

Художник Поль Гоген (1848-1903). Французская школа. Автопортрет (Отверженные). Исполнен в сентябре 1888 г. Холст, масло 45 х 55 см. Музей Ван Гога. Амстердам.
Из журнала "Великие музеи мира" № 4 "Музей Ван Гога. Амстердам":
Это одна из самых знаменитых картин, написанных парижским художником. Гоген посылает Ван Гогу, который предложил ему обменяться автопортретами, это полотно, посвященное «другу Винсенту», из Британии, где он находится с группой молодых товарищей, среди которых есть и Эмиль Бернар. Он сам изображен слева от Бернара, написанного в профиль справа. Художник комментирует работу в одном из писем торговцу Шуффнекеру в следующем месяце: «Я чувствую потребность объяснить, что я намеревался сделать... Я надеваю маску плохо одетого и сильного, как Жан Вальжан, бандита (персонаж романа «Отверженные» Виктора Гюго), который обладает благородством и доброй душой... Рисунок глаз и носа, напоминающий цветы, вышитые на персидском ковре, придает картине абстрактный и символический характер. Нежный фон с цветами, написанными по-детски, свидетельствует о невинности нашего искусства... У вас есть как мое изображение, так и портрет всех нас, бедных жертв общества, которому мы мстим, делая добро». Ван Гог не особо оценил работу, которая воплощает отличительные черты стиля Гогена, а именно: нетрадиционную композицию, уплощение цвета и минимальное использование пластики света, контурные линии, придающие декоративность формам.
Паула Рапелли
Художник Поль Гоген (1848-1903). Французская школа. Прекрасная Анжела. Картина исполнена в 1889 году. Холст, масло. 92х73 см Музей Орсе. Париж
Из журнала "Великие музеи мира" № 5 "Музей Орсе. Париж":
Молодая женщина, изображенная на этой картине, - это Анжелик Сартр, дочь владельцев кафе, куда Гоген в то время часто заходил. Гоген вполне справедливо утверждал, что данная работа является лучшим его портретом. Однако модель была разочарована, увидев полотно, и отвергла произведение, не будучи в состоянии понять его необычайную новизну. Эта работа знаменует собой важный шаг в творческой карьере Гогена и обозначает его окончательный отход от живописи в духе импрессионизма. Это был постепенный, но неизбежный разрыв, уже хорошо угадывающийся по некоторым картинам 1888 года. В первую очередь, по картине «Борьба Иакова с ангелом» (Национальная галерея Шотландии. Эдинбург). «Прекрасная Анжела» - это антинатуралистический портрет, сложный и глубоко запоминающийся. Идея вписать молодую девушку в круг идет от японской гравюры, которую Гоген тщательно изучает. Круглая форма позволяет разместить рядом с фигурой далекие от сюжета элементы. Если фон взят из японского искусства, статуэтка слева напоминает о мирах первобытных и экзотических. Картина выходит за рамки классического понятия о портрете и является выражением нового способа понимания искусства и жизни.
Гоген сближает примитивную перуанскую скульптуру с фигурой Анжелы в традиционной бретонской одежде, устанавливая параллели двух миров: дикарской чистоты первобытных цивилизаций и первородной религиозности народа Бретани.
Симона Бартолена
Художник Поль Гоген (1848-1903). Французская школа. Женщины Таити (на пляже). Картина написана в 1891 г. Холст, масло. Холст, масло 69x91,5 см. Музей Орсе. Париж
Из журнала "Великие музеи мира" № 5 "Музей Орсе. Париж":
В апреле 1891 года Поль Гоген отправляется на Таити. У него есть множество причин, чтобы уехать так далеко, самым настоящим образом убежать от цивилизации, в поисках новых горизонтов. Гоген находит на Таити то, что он тщетно искал в Бретани и на юге Франции. Мечты о жизни в обществе дикарей, руководствующихся инстинктами, но свободных от буржуазных порядков, царящих в старой Европе, привлекают, в конце концов, многих художников того времени. Новыми музами Гогена становятся местные женщины, которые превосходно воплощают идеалы художника. Его манят магическое и двойственное соединение плотской красоты и нетронутости, соблазнительной телесности и первозданной чистоты. Гоген изображает женщин обернутыми в красочные парео, со стилизованным линейным рисунком. Женщины написаны в естественных позах, скрывающих повторения поз статуй буддийских храмов или Древнего Египта. Несмотря на показную дикарскую простоту собственного художественного творчества, Гоген является интеллектуалом. Его творения скрывают в себе сложные культурные аллюзии, системы символов и уровни интерпретации, совершенно неясные для тех, кто не обладает подходящими ключами для их прочтения. Поэтому, вполне понятны суждения современников, которые, за редким исключением, не могли принять новой вселенной мастера, этого рая, по выражению Стриндберга 5 одном из писем к художнику, где обитает «Ева, которая не является моим идеалом».
Симона Бартолена

Кстати, сегодня дата - 1 апреля 1891 года Поль Гоген отплыл на Таити из порта Марселя. 

Некоторые другие картины художника можно увидеть по ссылке Поль Гоген (1848-1903).

Комментариев нет:

Отправить комментарий