|
Неизвестный художник (Е.Страхов ?). «Портрет М.П. Олсуфьевой». Исполнено в 1810-е годы. Холст, масло. 30,5х26 см. Московский областной краеведческий музей |
|
Неизвестный художник (Е.Страхов ?). «Портрет А.Д. Олсуфьева». Исполнено в 1810-е годы. Холст, масло. 30,5х26 см. Московский областной краеведческий музей |
Олсуфьев, Александр Дмитриевич — тайный советник, почетный опекун московского опекунского совета. А. Д. Олсуфьев родился в 1790 г. и, получив хорошее домашнее образование в 1806 г., определился в московский архив коллегии иностранных дел переводчиком. В 1812 г. Олсуфьев был откомандирован в качестве дипломатического чиновника в действующую армию к кн. Багратиону. Под Смоленском и Бородиным Олсуфьеву пришлось принять участие в сражениях; в апреле следующего же года Олсуфьев был зачислен штабс-ротмистром в Ахтырский гусарский полк, в составе которого участвовал во многих крупных сражениях: под Лейпцигом, Бриен-Лошато, Ларотьере, Монмирале, С.-Кроане, Фер-Шампенаузе и др. Раны и тягости походов заставили Олсуфьева оставить военную службу и он, уволенный в январе 1817 г. с чином штабс-капитана, через год определился снова в Московский архив коллегии иностранных дел, где, впрочем, на действительной службе состоял недолго. В ноябре 1833 г. Олсуфьев был утвержден судьей Московского Совестного Суда и председателем комиссии для ревизии действий Московского дворянского депутатского собрания. 13 января 1839 г. Олсуфьев был назначен членом Московского попечительного совета заведений общества призрения, а в октябре 1841 г. был утвержден в должности директора московского попечительного о тюрьмах комитета. 29 июля 1848 г. Олсуфьев был назначен почетным опекуном московского опекунского собрания. 27 декабря 1852 г. Олсуфьев, в чине тайного советника, вышел в отставку и 31 марта следующего года скончался.
Коллекция русской живописи XIX века в Московском областном краеведческом музее, которой посвящен данный комплект открыток, сложилась как собрание портрета и пейзажа. Несмотря на то, что коллекция формировалась стихийно (главным образом за счет поступлений в 1920—1930-х годах из национализированных подмосковных усадеб, а также из Государственного музейного фонда), она имеет достаточно целостный характер, раскрывая наметившиеся в русском искусстве уже в первой половине XIX века демократические тенденции, проявившиеся в расширении социального круга портретируемых, во все возрастающем интересе художников к передаче частной жизни человека.
В
«Портрете неизвестной» Н. И. Аргунова из собрания музея сказалось добросовестное и честное отношение художника к натуре. Правдивым изображением некрасивого лица с длинным утиным носом и усталыми выразительными глазами мастеру удалось передать своеобразие модели, утвердить ее право на собственный внутренний мир. Цветовое решение портрета, построенное на сочетании белого и красного цветов одежды и коричневато-серого фона, отвечает характеристике образа, исполненного простоты и достоинства. Отзвуки романтического мировосприятия, столь характерного для искусства первой четверти XIX века, проявились в работах неизвестного мастера (возможно, Е. Страхова) — портретах А. Д. Олсуфьева и М. П. Олсуфьевой. Но художнику удалось воспользоваться лишь композиционной схемой романтического портрета, не связав ее с характеристикой внутреннего мира героев. Оба портрета написаны на фоне романтического предгрозового пейзажа. В женском портрете приподнятость и взволнованность образа усиливаются тем, что хрупкая фигура изображена под порывами ветра, вздувающими наброшенную на плечо шаль. Однако эта приподнятость носит несколько внешние черты, вступая в противоречие с аристократической холодностью модели.
С романтическими настроениями связан
«Портрет А. М. Голицына» кисти
В. А. Тропинина, хотя для этого мастера, умевшего видеть красоту прежде всего в повседневном и интимном, подобные настроения не были определяющими. В «Портрете А. М. Голицына» для художника главным остается верность натуре. Отсюда некоторое несоответствие, возникающее между романтизированностью формального строя произведения (трактовка пейзажного фона, цветовое решение) и характеристикой самой модели с ее несколько вялым и добродушным лицом.
В собрании музея хранится еще один портрет кисти В. А. Тропинина, связанный с поздним периодом творчества мастера,—
портрет Н.И. Бера, доктора Сапожковского уезда Рязанской губернии, написанный в 1857 году, в последнем году жизни художника. Произведение не только хронологически, но и по живописнообразному строю выходит за рамки искусства первой половины XIX века, сближаясь с реалистической концепцией портрета второй половины столетия. Скупыми средствами: работа проста по композиции, фон нейтрален, цветовая гамма сдержанна, почти монохромна — художник дает точную и объективную характеристику, которая позволяет судить не только о конкретном человеке, но и создает определенный социальный тип.
Наряду с полотнами знаменитых мастеров в музее хранятся произведения неизвестных или малоизвестных живописцев. Так, примечателен своей непосредственностью в передаче натуры
«Портрет Е. А. Аникеевой», исполненный учеником А. Г. Венецианова, художником А. А. Васильевым, в 1839 году.
Небольшой раздел пейзажной живописи в музейной коллекции дает возможность на отдельных примерах проследить различные этапы развития русского пейзажа.
К типу видового пейзажа, художественной целью которого обычно является изображение «портрета» определенной местности, относится
«Вид Нижнего Новгорода» (1837) Н. Г. Чернецова. Используя схему панорамной композиции, мастер и создает такой своеобразный «портрет» города, точный и добросовестный. В построении картины есть определенная доля условности, исполнение отличается некоторой сухостью рисунка, тщательно фиксирующего все детали. Но несмотря на это, в произведении проявились черты лирического отношения художника к натуре.
С романтическими тенденциями в русской пейзажной живописи первой половины XIX века связано творчество М. Н. Воробьева. Правда, романтизм часто понимался художником с внешней, сюжетной стороны, что наложило печать на многие его произведения. Образный строй
«Итальянского пейзажа» (1847) из собрания музея отличается идеальной гармоничностью. Здесь в нераздельном единстве сосуществуют величественная природа и люди, изображенные среди пейзажа в своих повседневных занятиях.
Понимание Воробьевым пейзажа как сочиненного, возвышенного оказало воздействие и на творчество его ученика, прославленного русского мариниста
И.К. Айвазовского. Своеобразной идеальностью проникнуто полотно Айвазовского
«Часовня на берегу моря» (1845). Другие пейзажи из собрания музея, относящиеся к более позднему творчеству художника,—
«Заход солнца на море» (1866) и
«Окрестности долины ночью» ( 1866) — отмечены большей непосредственностью, лиричностью восприятия природы.
С утверждением русского реалистического пейзажа связано искусство
А. К. Саврасова. В музее хранится его позднее произведение, написанное в конце 1880 — начале 1890-х годов. Избрав простой, излюбленный мотив, с березками, покосившейся избой, водоемом, художник передал красоту и одухотворенность родной земли.
Собрание Московского областного краеведческого музея не может претендовать на отражение всех этапов развития русского искусства. Но отдельные произведения дают возможность судить о многообразии художественных процессов в русской живописи XIX столетия.
Л. М. Денисова