Страницы

суббота, 31 августа 2013 г.

Анжелика Кауфман (1741-1807). Портрет графини Лючии Меммо Мочениго (1770-1854)

 Angelica Kauffman ( 1741-1807). Portrait of Countess Lucia Memmo Mocenigo (1770-1854). Oval oil on canvas. 63 x 52 cm - 
Анжелика Кауфман (1741-1807). Портрет графини Лючии Меммо Мочениго (1770-1854). Овал, холст, маслом. 63 х 52 см

См. также :


Ангелика Мария Анна Кауфман

пятница, 30 августа 2013 г.

Матвеев Ф.М. (1758-1826) - «Вид Больсенского озера в Италии»

Матвеев Ф.М. (1758-1826). «Вид Больсенского озера в Италии» . Исполнено в 1819 году. Холст, масло. 108,5х153 см. Государственный Русский музей

См. также



Фёдор Михайлович Матвеев




 

четверг, 29 августа 2013 г.

Виктор Бибиков - «Эскадра Ушакова перед боем»

Художник В. Бибиков. «Эскадра Ушакова перед боем». Цветная линогравюра.

Бибиков, Виктор Сергеевич (1903 - 1973) -  художник, график.
 Родился в селе Душенове Московской области. Учился в школе при Сытинской типографии, которой руководили И.Н.Павлов и С.В.Герасимов. Большое влияние на творческое развитие художника оказал Н.А.Шевердяев. 
После демобилизации из Красной армии, где пробыл с 1920 г. по 1925 г., поступил на Центральные художественные курсы АХР, которые окончил по рисунку в 1930 г. 
Участвовал в художественных объединениях ОМАХР (Объединение молодёжи ассоциации художников революционной России) и АХР (Ассоциации художников революции). 
 Много лет работал в Студии военных художников им М.Б.Грекова. 
Заслуженный деятель искусств РСФСР.


Открытка из набора ГРАВЮРЫ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ. 1957 г. Экспериментальная типография ВНИИППиТ

среда, 28 августа 2013 г.

Николай Николаевич Ге (1831—1894) - «Ливорно. Дорога к морю»

Художник Николай Николаевич Ге (1831—1894). «Ливорно. Дорога к морю». Холст, масло.


См. также:

Николай Николаевич Ге


вторник, 27 августа 2013 г.

Василий Прокофьевич Ефанов (1900-1978) - «На новой родине»

Художник Василий Прокофьевич Ефанов (1900-1978). «На новой родине» (Девочка-испанка). Холст, масло. Третьяковская галерея. Исполнено в 1937 году.


См. также:

Василий Прокофьевич Ефанов

понедельник, 26 августа 2013 г.

Г. Головков - «Зимний пейзаж»

Художник Г. Головков . «Зимний пейзаж»
На открытке выпущенной в 1954 году (издательство "Мистэтство", книжная фабрика им. Фрунзе, Харьков) не указаны другие сведения о художнике, возможно эта картина принадлежит Головкову, Герасиму Семёновичу (16.03.1863 - 16.11.1909)
Родился 4 (10) марта 1863 г. в Одессе. Умер 3 (16) ноября 1909 г. в Берлине. 
Учился в Одесской рисовальной школе с 1881 г. С 1883 – 1887 гг. учился в Императорской Академии художеств у М. В. Клодта. 
Удостоен малой серебряной медали Академии художеств 1886 г., в 1887 г. - большой серебряной медали за картину «Вид скал и море». 
Жил и работал в Одессе. Начал выставляться с 1888 г. В 1909 г. произведения художника экспонировались в Париже и Мюнхене. 
Член Товарищества Южнорусских художников с 1893 г. Член Московского общества любителей художеств. 
Участвовал в выставках передвижников с 1898-1907 гг. 
В 1907 г. избран членом международного Союза художников и литераторов. 
Произведения Г. С. Головкова хранятся в Музее украинского изобразительного искусства, Киев («Морозный день на скалах», 1886 г.), в Одесском художественном музее, в частных собраниях России и за рубежом.

воскресенье, 25 августа 2013 г.

Набор: ЧЕШСКАЯ ЖИВОПИСЬ В СТИЛЕ БАРОККО (1-ая часть)

Обложка: Ян Купецкий (1667-1740 гг.) - «Автопортрет художника за работой над портретом жены», 1711 год. Масло, холст, 93,5 на 74,5 см.
Cover:   Jan Kupecty (1667—1740) Self-Portrait while painting his wife’s portrait, 1711. Oil on canvas, 93.5 x 74.5 cm.
ЧЕШСКАЯ ЖИВОПИСЬ В СТИЛЕ БАРОККО 
Маньеризм, заключительная и своеобразная фаза Ренессанса, представлен поздней работой ведущего мастера при дворе императора Рудольфа II в Праге, художника Бартоломеуса Спрангера (1546 - 1611), на которой изображены Венера и Адонис (после 1600 г., Духцов, галерея замка). Творчество столь же выдающегося мастера эпохи Рудольфа II Йозефа Гейнтца (1564 - 1609) олицетворяет его небольшая работа «Поклонение пастухов» (до 1600 г.). Роль основателя чешского барокко выпала на долю Карла Шкреты (1610-1674), реалистический взгляд которого проявляется как в «Рождении святого» (после 1640 г.), так и в портретном творчестве, особенно в портретах людей ему близких, таких, каким был прославленный резчик драгоценных камней Дионисио Мизерони, запечатленный в кругу своей семьи (около 1653 г.). Противоположной, скорее северной ориентацией отличается творчество Михаэла Вильмана (1630-1706), для изысканного искусства которого наиболее типична картина «Освобождение Андромеды» (около 1695 г.). Ученик Вильмана Ян Криштоф Лишка (около 1650 -1712) достиг уже в ранней фазе творчества экспрессивного обострения, о чем свидетельствует его эскиз «Вознесение Девы Марии» (около 1695-1696 гг.). Главный мастер высокого чешского барокко Петр Брандл (1668 -1735) отличался насыщенной трактовкой и сочным колоритом, воплощенными, например, в изображении головы Девы Марии из «Явления» (около 1728 г.). В портрете высшего чиновника (около 1728 г.) художник достиг сочетания этих двух элементов. К наиболее выдающимся портретистам средней Европы принадлежит чешский эмигрант Ян Купецки (1667- 1740), который редко бывал в Чехии, но был весьма популярен. Во время его краткого пребывания в Праге возник поясной портрет Франтишки Вуссино-вой (1716 г.). Вацлав Вавржинец Рейнер был прежде всего автором фресок, но не менее значительной областью его творчества были также пейзажи, например, его ранний пейзаж с северной ориентировкой «Орфей и звери» (около 1720 г.), а также отмеченный итальянским влиянием «Пейзаж с водопадом» (около 1740 г.). Подлинным символом чешского рококо стал художник Норберт Грунд (1717 - 1767), творчество которого представлено небольшой работой «Дама на качелях» (около 1760 г.).

 BAROQUE PAINTING IN THE CZECH LANDS 
Mannerism, a specific final phase of the Renaissance, is represented by a late work of the leading master of the circle of artists working for Rudolph II in Prague, Bartholomeus Spranger (1546—1611), depicting Venus and Adonis (after 1600 ; gallery at château Duchcov). The small Adoration of the Shepherds (before 1600) is the work of a no less important painter of the Rudolphinian circle, Joseph Heintz (1564—1609). The foundations of Bohemian Baroque were laid by Karel Skréta (1610—1674), whose realistic approach shows very clearly in his lively Birth of a Saint (after 1640) and his portraits of persons close to him, e. g. the Family Portrait of the Gem-Carver Dionysio Miseroni (probably 1653 or after). Quite a different northern orientation is represented by Michael Willmann (1630—1706), who left a mark in the Czech Lands with his cultivated art. One of his characteristic works is the Liberation of Adromeda (c. 1695). Willmann’s pupil J. K. LiSka (c. 1650—1712) in his early phase used an expressive approach as shown by his sketch of the Assumption (probably 1685—96). Petr Brandi (1668—1735), the leading master of High Baroque in Bohemia, had outstanding mastery of his art and used a rich colour scheme. An example of this is the head of the Virgin from the Annunciation (c. 1705). The two elements merged in the Portrait of a Mining Official (c. 1728). The Czech exile Jan Kupeckÿ (1667—1740) ranks among the most imgortant portrait painters in Central Europe. He worked in ohemia on only rare occasions but with great success. During one of his stays in Prague he made the charming semi-figure of Fraritisca Wussin (1716). V. V. Reiner (1689—1743) was a leading fresco'painter. Landscapes represent a second, no less important aspect of his work. The northern influence shows in the early Orpheus with the Animals (probably 1720), while a small Landscape with a Waterfall shows Italian influences (before 1740). Norbert Grund (1717—1767) has become a symbol of Bohemian Baroque and his large output of small pictures is represented by the Lady on the Swing (c. 1760).
Вацлав Вавржинец Рейнер (1689-1743 гг.) «Орфей с животными» - фрагмент, (до 1720 года). Масло, холст, 199 на 167 см. 
V.V. Reiner (1689—1743) Orpheus and the Animals — detail (bef. 1720). Oil on canvas, 199 x 167 cm.

Норберт Грунд (1717-1767 гг.) -  «Дама на качелях» (около 1760 года). Масло на липовом дереве, 27,2 на 22 см. 
Norbert Grund (1717—1767) Lady on a Swing (c. 1760). Oil on linder wood, 27.2 x 22 cm.

Петр Брандл (1668-1735) -  Портрет чиновника канцелярии рудников (около 1728 года). Масло, холст, 65 на 50 см. 
Petr Brandi (1668—1735) Portrait of a Mining Official (c. 1728). Oil on canvas, 65 x 50 cm.

Петр Брандл (1668-1735 гг.) Голова Девы Марии из «Благовещения» (около 1705 года). Масло, холст, 58,5 на 43,5 см.
 Petr Brandi (1668—1735) Head of the Virgin from the Annunciation (c. 1705). Oil on canvas, 58.5 x 43.5 cm.

Карел Шкрета (1610-1674 гг.) «Фамильный портрет ювелира Дионизия Мизерони» (около 1653 года). Масло, холст, 185 на 251 см. 
Karel Skréta (1610—1674) Family Portrait of the Gem-Carver Dionysio Misero-ni (prob. 1653). Oil on canvas, 185 x 251 cm.

Вацлав Вавржинец Рейнер (1689-1743 гг.) - «Пейзаж с водопадом» (до 1740 года). Масло, холст, 43 на 32,5 см. 
V.V. Reiner (1689—1743) Landscape with a Waterfall (bef. 1740). Oil on canvas, 43 x 32.5 cm.

Обложка:  Вид зала К. Шкреты (фрагмент экспозиции) 
Cover:  View of the K. Skr6ta Room

суббота, 24 августа 2013 г.

Ф.И. Дорошевич (1905 г.р.) - «После работы»

Художник Ф.И. Дорошевич (1905 г.р.) . «После работы» (исполнено до 1955 г.)
Дорошевич, Фёдор Иванович (28.08.1905 г.р.) - Живописец. Член Союза художников СССР. В другом источнике дата рождения: 1905-07-15. Учился во Всесоюзной Академии художеств у Осмеркина А.А., дипломная работа - "Население встречает танкистов", оценка - удовлетворительно. Обучение проходило на живописном факультете, присвоено звание художника живописи.

См. также :



Фёдор Иванович Дорошевич (род. 1905 г.) - «В Беловежской пуще. Зубры»


пятница, 23 августа 2013 г.

Владимир Александрович Игошев (28.10.1921 г.р.)

Художник В.А. Игошев (1884—1958). «Замечталась»

Игошев, Владимир Александрович, 28.10.1921 г.р. - художник.
Народный художник РСФСР Живописец. Пейзажист. Автор картин и портретов из жизни народов Советского Севера.
 Родился в с. Аскино Аскинского района Башкирской АССР. Учился в 1936—1940 гг. в Уфимском художественном училище у И. И. Урядова, А. Э. Тюлькина, в 1944—1950 гг. — в Московском государственном художественном институте им. В. И. Сурикова у Д. К. Мочальского, К. М. Максимова, Г. Г. Ряжского.
Участник Великой Отечественной войны.
Участник художественных выставок с 1944 года. Основные произведения: «Защитникам Родины» (1950, Башкирский государственный художественный музей им. М. В. Нестерова), «Озорница» (1956, ГТГ), «Песня старого манси», «Старая манси» (1957, Свердловская областная картинная галерея), «Портрет оленевода П. Курикова» (1957, ГРМ), «Девочка манси» (1958, ГТГ), «Портрет оленевода В. П. Хатанзеева» (1958, ГРМ), «Девочка ханты» (1961, Киевский музей русского искусства), «Северяночка» (1961, ГИМ), «На дальних пастбищах» (1961, Государственный музей изобразительных искусств Туркменской ССР), «Портрет каслинского мастера П. С. Малышкина» (1962, Ярославский художественный музей), «Перед началом концерта» (1964, Новосибирская областная картинная галерея), «Л.И.Брежнев среди молодых рабочих ЗИЛа» (1976, Центральный музей В. И. Ленина).
Художник В.А. Игошев (1921 г.р.). «Песня старого манси»

четверг, 22 августа 2013 г.

среда, 21 августа 2013 г.

С.Ю. Жуковский (1873-1944). «Интерьер»

Художник С.Ю. Жуковский (1873-1944). «Интерьер». Исполнено в 1912 году. Холст. масло. Государственный художественный музей Белорусской ССР


См. также:

Станислав Юлианович Жуковский



вторник, 20 августа 2013 г.

Галина Денисовна Зоря (14.09.1915 - 2002) - «Цветы»

Художник Г.Д. Зоря (1915-2000). «Цветы»

Зоря, Галина Денисовна (14.09.1915 - 2002) - живописец, член Союза художников СССР.
 Родилась в городе Енакиево Донецкой области. В 1932–1933 годах училась в Киевском художественном институте у М.Бойчука, в 1945–1946 годах – у П. Волокидина и А.Шовкуненко. 
Участница многочисленных художественных выставок с 1947 года. 
Жена художника П. Сльоты. Жила и работала в Киеве. 
Произведения художницы хранятся в Киевском государственном музее украинского искусства, Днепропетровском, Сумском, Николаевском, Луганском музеях Украины, а также в музеях России, Белоруссии и частных собраниях Европы, Азии и США. 
Ее привлекательные, красочные, поэтические и нежные натюрморты пользуются спросом среди коллекционеров и поклонников живописи.
Художник Г.Д. Зоря (1915-2000). «Цветы»

понедельник, 19 августа 2013 г.

Ужгородский художник Гавриил Мартынович Глюк (1912-1983)

Художник Гавриил Мартынович Глюк (1912-1983). «Улица»

Глюк, Гавриил Мартынович (19.05.1912 - 1983).
Художник. Родился в Сигете, Румыния. Учился в 1931 – 1933 гг. в Высшей школе изобразительных искусств в Будапеште. Заслуженный деятель искусств УССР с 1963. Член Союза художников СССР. Писал жанровые картины, портреты и пейзажи. Жил и работал в Ужгороде. Работы находятся в Государственной Третьяковской галерее, Национальном художественном музее Украины, в других музеях и частных собраниях.
Художник Гавриил Мартынович Глюк (1912-1983). «Лесорубы». Киевский государственный музей украинского искусства

воскресенье, 18 августа 2013 г.

Аркадий Васильевич Лобанов (1901-1980) - «Утро в лесу»

Художник Аркадий Васильевич Лобанов (1901-1980). «Утро в лесу»

суббота, 17 августа 2013 г.

Рокуэлл Кент (род. 1882) - «Пролетарии всех стран соединяйтесь»


Рокуэлл Кент (род. 1882), США. Иллюстрация к трагедии Шекспира «Генрих IV». 1936 г. Рисунок пером
Рокуэлл Кент (род. 1882), США. «Грязнуля Дебора». 1933 г. Литография

Рокуэлл Кент (род. 1882), США. «Весенняя лихорадка». Беркширские холмы в Массачусетсе. 1908 г. Холст, масло.
Рокуэлл Кент (род. 1882), США. «Охотник на тюленей». Северная Гренландия. 1933 г. Холст на фанере, масло.
Рокуэлл Кент (род. 1882), США. «Собаки в фиорде Кангердлуарссук». 1932-1933 гг. Холст, масло.
Рокуэлл Кент (род. 1882), США. «Пролетарии всех стран соединяйтесь». Гравюра на дереве
Рокуэлл Кент (род. 1882), США. «Возвращение охотника». Северная Гренландия. 1933 г. Холст на фанере, масло.

См. также:


Рокуэлл Кент (1882-1971)

пятница, 16 августа 2013 г.

Н.П. Глущенко (1901-1977) - два натюрморта

Художник Н.П. Глущенко (1901-1977). «Натюрморт. Пивонии»

Художник Н.П. Глущенко (1901-1977). «Полевые цветы»

См. также:


Николай Петрович Глущенко (1901-1977) - «Киевская осень»




четверг, 15 августа 2013 г.

А.М. Васнецов (1856-1933) - «После дождя»

Художник А.М. Васнецов (1856-1933). «После дождя». Киевский государственный музей русского искусства

См. также:

 Аполлинарий Михайлович Васнецов

среда, 14 августа 2013 г.

Ф.Ф. Манайло (род. 1910 г.) - «Гуцульские полонины»

Художник Ф.Ф. Манайло (род. 1910 г.). «Гуцульские полонины».

Манайло, Фёдор Фёдорович (19.10.1910 - 1978) -живописец. 
Член Союза художников СССР. Родился в с. Ивановцы Закарпатской области. Народный художник УССР с 1977. В 1934 году окончил Высшую художественно-промышленную школу в Праге. Преподавал в Ужгородском училище прикладного искусства и Ужгородском художественном училище. 
Самобытный мастер со своим оригинальным художественным стилем. Применял достижения новейших течений в европейском искусстве – от экспрессионизма до сюрреализма. Жил и работал в Ужгороде.

вторник, 13 августа 2013 г.

С.А. Григорьев (род. 1910 г.) - «Юные натуралисты»

Художник С.А. Григорьев (род. 1910 г.). «Юные натуралисты». Исполнено в 1948 году. Киевский государственный музей украинского искусства

Григорьев, Сергей Алексеевич (5.07.1910 - 1988), - советский живописец, народный художник УССР (1951), действительный член АХ СССР (1958). Член КПСС с 1941. 
Окончил Запорожскую профшколу (1926), учился в ВХУТЕМАСе (Москва, 1926-1927). Учился в Киевском художественном институте (1928—32) у Ф.Кричевского; преподавал там же (1934—60; с 1948 профессор). 
Тщательно написанные, с меткими жизненными подробностями картины Григорьева, посвященные проблемам советской морали и воспитания молодёжи, а также миру детей, оказали заметное влияние на развитие советского бытового жанра. 
Картины: «На собрании» (1947, Харьковский художественный музей); «Приём в комсомол» (Музей украинского изобразительного искусства УССР, Киев) и «Вратарь» (Третьяковская галерея) — обе 1949 (Государственная премия СССР, 1950); «Обсуждение двойки» (1950; Государственная премия СССР, 1951) и «Вернулся» (1954) — обе в Третьяковской галерее. 
Награжден 3 орденами, а также медалями. 

См. также:






понедельник, 12 августа 2013 г.

С.А. Чуйков - «Утро»

С.А. Чуйков - «Утро».

Чуйков, Семён Афанасьевич (30.10.1902, Бишкек – 1980, Москва)- живописец. Народный художник СССР, действительный член Академии художеств СССР, лауреат Государственных премий СССР, Государственной премии Киргизской ССР имени Токтогула, премии имени Дж. Неру (Индия).
Родился 30 октября 1903 года в Пишпеке (ныне Бишкек). Учился в Ташкентской художественной школе (1920-1921). Окончил ВХУТЕИН-ВХУТЕМАС (1921-1929), мастерскую Р.Р. Фалька. Основоположник кыргызской национальной живописной школы, создатель Союза художников Кыргызстана, основатель КНМИИ им. Г. Айтиева. Участник выставок с 1927 года. Член Союза художников с 1933 года.
Умер 18 мая 1980 года в Москве.
Творчество и общественная деятельность С. Чуйкова сыграли решающую роль в становлении и развитии кыргызской национальной школы живописи, в ориентации художников Кыргызстана на прогрессивные традиции русского и западноевропейского реалистического искусства.
Главная тема творчества художника – жизнь, природа, люди Кыргызстана. Им созданы значительные исторические и жанровые композиции, портреты, пейзажи - «Киргизское восстание против царизма в 1916 году» (1936), «Охотник с беркутом» (1938), «Портрет Калыка Акиева» (1939), «Токтогул среди народа» (1939-1941), «Осенний джайлоо» (1945), «Дочь Советской Киргизии» (1948), «Прикосновение к вечности» (1974).
Произведения Чуйкова хранятся в 34 музеях СССР, в том числе ГТГ, ГРМ, КНМИИ им. Г. Айтиева, в Дрезденской галерее, в художественных национальных галереях Будапешта, Софии, в частных собраниях.

См. также:

Семён Афанасьевич Чуйков


воскресенье, 11 августа 2013 г.

Эвальд Окас (1915 г.р.) - «Хиросима»

Эвальд Окас (1915 г.р.). «Хиросима». Исполнено в 1965 году. Тартуский государственный художественный музей 
Okas, Evald. Hirosima. Tartu Riiklik Kunstimuuseum.
 Evald Okas. Hirosima.  Art Museum. Tartu

Открытка из набора «Современная живопись Эстонии», издательство «Аврора». Лениград. 1971.

 Окас, Эвальд Карлович  (28.11.1915 - 30.04.2011)  - художник, график. Член Союза художников СССР. Народный художник СССР, действительный член Академии художеств СССР, профессор. 
Родился в Таллине в 1915 году, окончил таллинское Высшее художественное училище. В годы Великой Отечественной войны в составе Советской армии был членом коллектива эстонских художников в Ярославле. После войны вернулся на родину, преподавал в Художественном институте Эстонской ССР и около 70 лет занимался творчеством. 
Автор тематических композиций, индустриальных пейзажей и портретов, работал также в области монументальной живописи и декоративно-прикладного искусства. Иллюстрировал эстонский народный эпоса и произведений эстонской художественной литературы. Для его творчества характерны: острота типизации, драматизм повествования, динамика композиционных и фактурных приёмов. Основные произведения: «Война в Махтре» (1958, Исторический музей Эстонской ССР, Таллин), «Горящий „Тигр“» (1973, Художественный музей Эстонская ССР, Таллин), серия «Сланцевая промышленность Эстонской ССР» (акватинта, 1959), «В. И. Ленин» (сухая игла, акватинта, 1964 и 1969).
Профессор, действительный член АХ СССР (1962). Народный художник СССР (1963). Герой Социалистического труда (1985). Награжден орденом Ленина, орденом Трудового Красного знамени, многими медалями. 
В 2003 году в эстонском городе Хаапсалу открыт музей творчества Окаса.

См. также:  Эвальд Окас

суббота, 10 августа 2013 г.

Николай Смиряев - «Натюрморт с арбузом».

Н. Смиряев «Натюрморт с арбузом». 
К сожалению, никаких других данных о художнике найти не удалось.   В "Новом полном биографическом словаре русских художников" Э.Г. Коновалова (изд.2008 г.) такой художник не указан. 

пятница, 9 августа 2013 г.

Античные камеи из собрания Эрмитажа (окончание)

Птолемей II и Арсиноя (Камея Гонзага) 
Александрия. III в. до н. э. 
Сардоникс. 15,7 X 11,8 см 
Государственный Эрмитаж 
Камея Гонзага (названная по имени ее владельцев в эпоху Возрождения) — одна из самых ранних полихромных гемм, созданных в мастерских эллинистической Александрии. Неизвестный придворный мастер изобразил владык Египта как греческих богов. Стремясь к идеализации образов, он придал Птолемею II сходство с Александром Македонским. 

Ptolemy II and Arsinоё
(the Gonzaga Cameo) 
Alexandria. 3rd century В. C. 
Sardonyx. 15.7X11.8 cm 
The Hermitage 
The Gonzaga Cameo, bearing the name of its Renaissance owners, is one of the oldest polychrome gems from the workshops of Hellenistic Alexandria An unknown court master represented the rulers of Egypt as Greek gods. In his effort to idealize nis models he gave Ptolemy II the semblance of Alexander the Great.

Афродита и орёл 
Александрия (?). I в. до н. э. 
Оникс. 2.7x1,8 см 
Государственный Эрмитаж 
Афродита и гигантский орел — символ теократии Птолемеев — под резцом александрийского мастера превращаются в поэму о Человеке, его красоте и любви, побеждающих даже самую таинственную и необузданную силу. 

Aphrodite with an Eagle 
Alexandria (?). 1st centurv B. C. 
Onyx. 2.7X1.8 cm 
The Hermitage 
The subject of Aphrodite and the gigantic eagle, intended to symbolize the union of heavenly and earthly power in the theocracy of the Ptolemies, is presented by the master as a triumph of human beauty and love over a mysterious elemental force.

Жертвоприношение Приапу 
Италия. I в. до н. э. 
Сардоникс. 2,7X1,7 см 
Государственный Эрмитаж 
Многофигурные композиции камей напоминают кружево. На расстоянии они ласкают глаз затейливым ритмом силуэтов, а вблизи поражают множеством мельчайших деталей, ювелирной тщательностью резьбы. 

Sacrifice to Priapos Italy. 
1st century В. C. 
Sardonyx. 2.7X1.7 cm 
The Hermitage 
Many-figured compositions on cameos resemble the finest lace: when viewed from a distance, they please the eye by the rhythmical pattern of the silhouettes, and when examined at close range, they make one marvel at the extraordinary wealth of detail and the precision and delicacy of carving.

Аллегория победы Октавиана при Акциуме 
Рим. Конеп I в. до н. э. 
Сардоникс. 2,5X2,4 см 
Государственный Эрмитаж 
Римские камеи нередко имеют официальный, прокламативный характер. В камее, посвященной победе при Акциуме, изображение Октавиана окружено символами, которые должны были прославить императора. 

Allegory of Octavian's Victory at Actiurn 
Rome. Late 1st century В. C. 
Sardonyx. 2.5X2.4 cm 
The Hermitage 
Works with a purely political message are frequent among the cameos by Roman masters. This cameo is a portrait of Octavian, the future Emperor' Augustus. It celebrates his victory at Actium.

Друз Младший 
Рим. Начало I в. 
Сардоникс. 2,2 X 1,6 см 
Государственный Эрмитаж 
В камее мастера Эпитюнхана, найденной в некрополе древнего Пантикапея, подчеркнут злобный, жестокий характер сына императора Тиберия. Острая графичность резьбы усиливает экспрессивность образа. 

Drusus the Younger 
Rome. Early 1st century 
Sardonyx. 2.2 X 1.6 cm 
The Hermitage 
The portrait cameo by Epitynchanos, found in the necropolis of ancient Pantikapaeum, perfectly renders the cruel and sinister disposition of Tiberius' son. The purely graphic manner of carving adds much to the expressive force of the portrait.

Аллегория могущества Любви 
Амфориск 
Италия. Начало I в.
 Сардоникс. высота 5,5 см 
Государственный. Эрмитаж 
Небольшие сосуды для благовоний часто резались целиком из цветного камня и украшались рельефными многофигурными композициями. Аполлон, Афродита, Гименей, изображенные на сосуде, олицетворяют могущество любви. 

Allegory of the Might of Love 
Amphoriskos 
Italy. Early 1st century 
Sardonyx. Height 5.5 cm 
The Hermitage 
Small vessels tor perfumes were often cut out of a single piece of stone and adorned with many-figured compositions executed in relief. Apollo, Aphrodite and Hymen shown on this vessel symbolize the power of Love.

Виктория с четверкой коней 
Рим. 
Конец I в. до н. э. 
Оникс. 1,9X2,6 см 
Государственный Эрмитаж 
Редкая подписная камея дает представление о творчестве мастера Руфа. Образ ликующей Победы заимствован резчиком из картины эллинистического живописца Никомаха. 

Victory Leading a Team of Horses 
Rome. Late 1st century В. C. 
Onyx. 1.9X2.6 cm 
The Hermitage 
This cameo signed by Rufus is executed after a picture by the Hellenistic painter Nikomachos, and shows Victory triumphant, urging her horses up into the sky.
Аполлон и Артемида 
Италия. 1 в. до н. э. 
Оникс. 2,4X2,2 см 
Государственный Эрмитаж 
Музыкальность линий, прихотливый ритм и тончайшая моделировка отличают работы мастера Сострата. Видимо, ему принадлежит изящная камея Эрмитажа, хотя на ней и нет подписи резчика. 

Apollo and Artemis 
Italy. 
1st century В. C. 
Onyx. 2.4X2.2 cm 
The Hermitage Though this elegant Hermitage cameo is unsigned, there is every reason to ascribe it to Sostratos whose work is distinguished by a peculiar musical quality of line, subtle modelling and sophisticated rhythm.

Aurora Art Publishers. Leningrad. Издательство „Аврора". Printed in the USSR. № 756. 


См. также:

Античные камеи из собрания Эрмитажа




четверг, 8 августа 2013 г.

Из собрания Тульского музея: В.Э. Борисов-Мусатов (1870-1905) - «Дама в саду»

В.Э. Борисов-Мусатов (1870-1905). «Дама в саду». Холст, масло. 46х37 см. Тульский областной художественный музей


См. также:

Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов



Открытка из набора «Тульский областной художественный музей. Выпуск третий». «Изобразительное искусство» Москва. 1986.



Третий выпуск комплекта открыток «Тульский областной художественный музей» включает произведения русских художников начала XX века, входивших в различные творческие объединения, такие, как «Союз русских художников», «Голубая роза», «Бубновый валет», а также известных мастеров советского искусства. Искусству начала XX века свойственно широкое влечение художников к поиску новых выразительных средств живописи. Реформатором, экспериментатором в этой области был В. Э. Борисов-Мусатов, выступивший со своей «музыкальной» живописной системой. Лиричность, мечтательность, столь характерные для его образов, присущи произведению «Дама в саду». Сидящая женская фигура, изображенная в легком развороте, как бы замедлена в движении, что придает ей гибкую пластичность. Цветовая гамма, легкая и воздушная, объединена зеленовато-голубым колоритом. С новыми прогрессивными поисками и достижениями русской художественной культуры того времени связано творчество К.А. Коровина, художника яркого таланта, чувствовавшего и воспринимавшего реальный мир во всем его цветовом богатстве. В работе «Сараи» (l900-e годы) состояние тихой российской природы выражено Коровиным просто и естественно, с присущей ему легкостью решения живописных задач. Тонкие вариации зеленовато-коричневого цвета формируют единую колористическую гамму полотна, подвижную, изменчивую, как изменчива сама природа.
Гордостью тульской коллекции является полотно Б. М. Кустодиева «Красавица» (1918). Образ вызывает восхищение своей полнокровной земной красотой. Звонким чистым цветом переданы великолепие обнаженного женского тела, яркий, пышный интерьер. Все здесь полно гармонии, ничто не нарушает торжественной тишины, состояния покоя.
Смелые новаторские поиски выразительных возможностей цвета связаны с группой художников-бубнововалетцев: П. П. Кончаловского, А. В. Куприна, В. В. Рождественского, А. А. Осмеркина, А.В. Лентулова, Р. Р. Фалька. Каждый из них обладал индивидуальным почерком, но всех их объединяла цельность творческих интересов, неиссякаемая любовь к цвету, с помощью которого они выражали вещественную, материальную красоту реального мира. Пейзаж П. П. Кончаловского «Город Кассис» (1913), созданный в результате поездки на юг Франции, является характерным примером того, как цветом, звучным, плотным, художник выявляет сущность природных форм во всей их полноте и осязаемой материальности. Чувством обостренного восприятия прекрасного мира обладал А. В. Куприн. Великолепный по цвету «Натюрморт» (1920) построен по строгим законам ритма, пластических форм, что не мешает художнику достичь образного звучания каждого предмета и декоративного эффекта полотна в целом. Ярко выражена творческая манера А.А. Осмеркина. «Натюрморт» (1920) исполнен с большим художественным вкусом, тонким колористическим чутьем.
Советское искусство 1920—1930-х годов представлено работами Н.П. Ульянова, Н.П. Крымова, Н.А. Тырсы и других. Оригинальностью творческого мышления, богатством фантазии и воображения отличался Н. П. Ульянов, что с полной силой проявилось в картине «Оркестр» (1921). Многообразие жанров советского искусства тех лет не исключало развития лирического пейзажа. Природа в первозданной красоте и изменчивости форм под воздействием освещения своеобразно понята художником Н. П. Крымовым в картине «Мельница» (1931). Н. А. Тырса постоянно стремился к обновлению художественных средств, что нашло отражение в картине «Модель в синем халате» (1936).
Советское искусство на всех этапах своего развития ставило новые творческие задачи, выдвигало новые имена художников, стремившихся воплотить идеалы своего времени. Удивительно остро восприятие современного облика природы у Г.Г. Нисского. Пейзаж «На Пестовском плесе» (1947) пронизан чувством восторга и любованием серебристо-жемчужной гладью воды, протяженностью пространства. Особый интерес представляет творчество П. Н. Крылова, уроженца Тулы. Натюрморт «Розы и синие сливы» (1962) выполнен с присущей ему деликатностью, тонкостью письма. Сложными нюансами цвета художник достигает трепета и нежности лепестков роз, фактурного разнообразия предметов.
Лучшие традиции русской жанровой живописи развивают в своем искусстве А. П. Ткачев и С. П. Ткачев. Сюжеты их картин основаны на бытовых ситуациях, буднях крестьянской жизни. Но в этих простых мотивах ощутимы общие типичные черты жизни современной деревни. Это характерно для триптиха «Семья Пакетовых» (1964). Творческие поиски художников Е.Е. Моисеенко, А.А. Мыльникова, Д.Д. Жилинского отвечают сложным проблемам нашего времени. Философское осмысление действительности с ее идеями и проблемами, экспрессивная живописная манера, созвучная напряженным раздумьям и поискам современника, присущи всему творчеству Е. Е. Моисеенко. Картина «Женский портрет (У окна)» (1971) является примером внимательного и глубокого проникновения во внутренний мир человека, умения показать сложность его психологии. В работе А.А. Мыльникова «Стрельна» (1975), где ощущается своеобразная мечта художника о красоте и гармонии человека и природы, сочетаются тонкая поэзия чувств и романтическая взволнованность. Стремление передать духовную, нравственную красоту человека характерно для творчества Д.Д. Жилинского. В картине «Лето. Семья художников Ивановых» (1976) образы портретируемых представлены в состоянии спокойной созерцательности. В то же время им присуща внутренняя напряженность интеллекта. Живописной системе Жилинского свойствен аналитический метод мышления, четкая организация колорита, точность линейного ритма. В этом своеобразие его творческого почерка.
Экспозиция советского отдела Тульского областного художественного музея находится в постоянном движении, она совершенствуется и пополняется новыми работами.
М. Кузина