Страницы

вторник, 11 марта 2014 г.

Две картины на художественно-промышленной выставке в Москве

Бронников Ф.А. (1827-1902). "В приёмной богача".

Из журнала «Всемирная Иллюстрация» №717-1882 г.:

Две картины на художественно-промышленной выставке в Москве: 1) «Приёмная богача, картина проф. Бронникова и 2) «Умерщвление шута князя Осипа Гвоздева, картина Н. Неврева

Мы говорили уже в «Альбоме Выставки» о первой группе художественно-промышленной выставки, открытой в Москве, причём имели, конечно, в виду те отзывы, которые помещались у нас прежде, и потому и не находим нужным пускаться в какие-либо особенные подробности, давая в настоящее время два снимка с картин, выставленных в Москве. Один из них изображает «Приёмную богача», в которой двое художников дожидаются выхода известного покровителя искусств, в надежде сбыть ему свои произведения, а другая выхватывает одно из самых мрачных событий царствования Иоанна Грозного, а именно «Умерщвление шута князя Осипа Гвоздева в 1570 году».
«Когда в ужасах душегубства Россия цепенела», говорит Карамзин, «во дворце раздавался шум ликующих. Иоанн тешился со своими палачами и людьми весёлыми, которых присылали к нему из Новгорода и других областей вместе с медведями … Одною из главных утех его были также многочисленные шуты, коим надлежало смешить царя прежде и после убийств и которые иногда платили жизнью за острое слово.
Между ними славился князь Осип Гвоздев, имея знатный сан придворного. Однажды, недовольный какою-то шуткой, царь вылил на него миску горячих щей; бедный смехотворец вопил, хотел бежать. Иоанн ударил его ножом. Обливаясь кровью, Гвоздев упал без памяти. Немедленно призвали доктора Арнольда. – Исцели слугу моего верного, - сказал царь, - я поиграл с ним неосторожно. – «Так неосторожно, - отвечал Арнольд, - что разве Бог и твоё царское величество может воскресить умершего; в нём нет уже дыхания». Царь махнул рукой, назвал мёртвого шута псом и продолжал веселиться.
Вот в каких выражениях передаёт знаменитый историограф эту кровавую сцену, живо обрисовывающую характер Грозного. И так было тогда не в одной России. Жизнь человеческая ценилась в то время ни во что, и сильные мира не считали нужным руководствоваться правилами нравственности и религии, обязательными для прочих. Во Франции в ту эпоху царствовал Карл IX и Екатерина Медичи подготовляла Варфоломеевскую ночь; в Испании и Нидерландах свирепствовал Филипп II; Шотландия была театром убийств и преступлений; в Англии религиозные преследования Марии Тюдор сменились религиозными преследованиями Елизаветы; в Италии мелкие деспоты постоянно прибегали к кинжалу и яду – одним словом, куда ни обращался взор, он повсюду встречал господство произвола и фанатизма.

Посмотреть на Яндекс.Фотках
К сожалению, данная картина Н.В. Неврева не сохранилась, она пропала во время оккупации Киева во время войны

Комментариев нет:

Отправить комментарий