Страницы

суббота, 31 января 2015 г.

Винсент Ван Гог (1853-1890) две картины из голландского музея

Винсент Ван Гог (1853-1890).«Цветущий сад на фоне Арля» . Написано апреле 1889 г. Холст, масло 50,5 х65 см. Музей Ван Гона, Амстердам
Из журнала "Великие музеи мира" №4 "Музей Ван Гона, Амстердам": 
Незадолго до помещения в лечебницу, Винсент пишет сестре Виллемине следующее: «Очень вероятно, что я буду сильно страдать. Но то, что мне совершенно не подходит, так это, если быть кратким, жизнь мученика. Я всегда надеялся на героизм иного рода... ». Врачи не могут однозначно поставить диагноз. Паранойя? Эпилепсия? Депрессия? Физическое истощение? Комплекс вины за смерть старшего брата? А может это просто потребность в разделенной любви? Безнадежная, абсолютная, разрушительная, обыкновенная потребность в любви? Этого мы никогда не узнаем. Мы можем лишь смутно представить себе душевное состояние отшельника в «ином мире», но даже в таком состоянии Ван Гогу удается поражать нас своей живописью. Когда Винсенту позволяют выйти из лечебницы, его сердце еще больше раскрывается, потому что оно умеет это делать, и его глаза наполняются радостью возрождающегося мира. Эта картина входит в серию полотен, снова посвященных цветению садов. Лужайка представляем собой бледно-зеленое море, усеянное желтыми и оранжевыми цветочками, на котором более сильные стебли выделяются темно-зеленым тоном. Парой по цвету являются стволы деревьев, сиреневые и фиолетовые, заключенные в свою форму тонкой, но различимой зеленой полоской, утолщающейся к низу картины. Над всем возвышается колокольня Сен-Трофим.
Паула Рапелли
Винсент Ван Гог (1853-1890).«Сад лечебницы Сен-Реми» . Написано декабре 1889 г. Холст, масло 73,1x92,6 см. Музей Ван Гона, Амстердам
Из журнала "Великие музеи мира" №4 "Музей Ван Гона, Амстердам":
«Сад окружен высокими соснами со стволами и ветками цвета красной охры, темно-зеленые листья кажутся еще темнее от примеси черного. Высокие деревья четко выделяются на фоне вечернего неба, желтого, пересеченного фиолетовыми полосами. В вышине желтый переходит в розовый и зеленый. Стена, тоже цвета красной охры, закрывает обзор, а за ней - только сиренево-желтый холм. У первого дерева был огромный ствол, но в него ударила молния, и его спилили. Однако боковая ветка поднимается вверх и роняет дождь темно-зеленых иголок. Он мрачный, этот гигант, раненный в самое сердце, и, наоборот, если дать ему человеческий характер, с фальшивой улыбкой последней розы на почти отцветшем кусте, растущем перед ним». Точный, как всегда, Винсент описывает своему другу Бернару пространство сада, который стал ему близок и дорог. Последние строчки, кажется, говорят о нем самом: Винсент, по сути, пленник в этом «не месте», которое его подавляет. Ему нужно вернуться к реальности, даже если сознание подсказывает, что реальность снова встретит его своей «фальшивой улыбкой».
Паула Рапелли 

Великий художник Винсент Ван Гог неоднократно лечился от психических расстройств, однако  передовая европейская психиатрия того времени не смогла не только его вылечить, но даже определить характер и причины его заболевания. Интересно, что именно в те годы, в 1887 году,  в Москве была открыта психиатрическая клиника им. С.С. Корсакова 1-otdelenie.ru/lechenie-depressii-prichiny-236.html, которая по сей день помогает людям пережить тяжёлые моменты связанные с расстройствами психики, выводят людей из глубокой и хронической депрессии. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий